(извлечение)
1-е — все войны, получившие название конкисты, были и являются самыми несправедливыми и ведутся самими тиранами.
2-е — все королевства и владения в Индиях являются результатами узурпации1.
3-е — все притеснения индейцев являются несправедливыми, зловредными по вере, тем самым тираническими, как и подобное управление.
4-е — и те, кто дает, и те, кто владеет, впадают в смертный грех, и если они не откажутся от этого, то не смогут спасти свои души.
5-е — король, наш господин, да хранит и благословит его Господь, всей своей властью, данной ему от Бога, не может оправдать ни войны и ограбления этих людей... как нельзя оправдать грабежи и войны турок против христиан.
6-е — все золото и серебро, жемчуг и другое богатство, направленные в Испанию, как и то, которое на руках у испанцев в Индиях, почти полностью результат грабежа.
...8-е — уроженцы всех земель в Индиях, куда мы вступили, имеют право вести против нас самую справедливую войну и смести нас с лица земли, это право они будут иметь до судного дня.
Вопросы к документам: 1. Расскажите, как испанцы обращались с индейцами. 2. Чем вы можете объяснить столь жестокое обращение? 3. Какую оценку дает Лас Касас конкисте? 4. Найдите в тексте места, где Лас Касас осуждает действия завоевателей. |
Шестой пункт плана может быть дополнен рассказом учителя о положении негров-рабов.
«Раб должен или работать, или спать»
Труд негров, рабов в первую очередь, применялся на сахарных и хлопковых плантациях. На Кубе в период уборки сахарного тростника рабов заставляли работать по 18—20 часов в сутки, а кормили лишь два раза. Рабовладельцы и надсмотрщики на плантациях применяли жестокие наказания. Они, например, заставляли раба самого считать удары бича, обрушивавшиеся на его спину. Если несчастный сбивался со счета — наказание начиналось снова. Ноги рабов на уровне щиколоток приковывали к длинной цепи. Работать это не мешало, но доставляло много мучений. Было еще хуже, когда цепь одним концом прикреплялась к ноге раба, а другим — к тяжелому бревну. Тогда невольник мог передвигаться только с бревном на плечах. А на рабов, которые ели стебли сахарного тростника, надевали железную маску без отверстия для рта. Для особо провинившихся рабов применялась и смертная казнь. Естественно, что невольники совершали побеги. Уже в первой половине XVI в. рабовладельцы в испанских колониях стали создавать денежные фонды, средства из которых шли на организацию поимки беглых рабов. Появилась даже новая специальность — «охотник» за беглыми. Пойманных рабов возвращали хозяину.
Сначала в колонии ввозили только крепких молодых мужчин, но в XVIII в. стали привозить и женщин.
«Сколько рабов, столько врагов»
Восстания против колонизаторов начались уже в XVI в. Одними из первых поднялись на борьбу индейцы Кубы под руководством своего вождя Атуэя (1511—1512). Они долго вели борьбу, но испанцам удалось захватить Атуэя. Вождя сожгли на костре, восставших разгромили. В дальнейшем такие восстания поднимались постоянно.
Также в XVI в. начались восстания негров-рабов. Наиболее ярким примером их борьбы являлась история «Пальмарес» («Пальмовая республика»). Восстание это началось в Бразилии. Республика просуществовала с 1630 до 1697 г. В этом свободном государстве жило 20 тыс. человек, они занимались сельским хозяйством и ремеслами. Управлял «Пальмовой республикой» совет старейшин. После неудачных попыток уничтожить свободное государство негров в середине 90-х гг. XVII в. против него была брошена целая португальская армия, окружившая республику. До последних сил боролись защитники «Пальмарес», но их становилось все меньше. Последние бойцы бросились с высокого обрыва в пропасть и погибли свободными.
Весь XVII и XVIII вв — это период борьбы индейцев и негров против колонизаторов.
При проведении урока в форме ролевой игры учащимся заранее поручаются роли персонажей латиноамериканского общества: 1. Чиновники, управляющие колониями (вице-король, вице-губернатор, алькальд, коррехидор). Они рассказывают о создании колоний, о системе управления, объясняют, для чего нужны колонии Испанской короне. 2. Испанцы и креолы (землевладельцы, предприниматели, офицеры, чиновники). 3. Мулаты и метисы (ремесленники, мелкие торговцы, приказчики, надсмотрщики и пр.). 4. Индейцы (рабочие на рудниках, плантациях, мануфактурах, батраки, пеоны). 5. Черные невольники (наряду с материалом учебника в новом издании используется приведенный выше дополнительный материал из пособия «Раб должен или работать, или спать». 6. Негры и индейцы, участники восстаний. Используется сюжет «Сколько рабов, столько врагов». 7. Представители католической церкви: противники бесчеловечного отношения к индейцам и сторонники угнетения. Кроме материала параграфа, используются документы — извлечения из книг Лас Касаса. Сюжет может быть следующим: в колонии приезжает с инспекцией уполномоченный испанского короля и представители всех слоев общества рассказывают о своей жизни и проблемах.
В начале урока учитель делает вступление, для которого используется содержание первого раздела параграфа («Мир индейцев и мир испанцев»), а затем учащиеся, сидящие группами в зависимости от исполняемой роли, рассказывают о жизни и проблемах своей социальной группы. В конце ролевой игры может состояться дискуссия по третьей проблеме, рекомендованной в технологической карте. Проведение ролевой игры по группам развивает умение сотрудничать, проявлять самостоятельность и творчество.
Тема II. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (3 ч)
УРОК 29. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени: 1. Земля должна принадлежать государству. 2. Особенности сельской жизни: деревенская община. 3. Государство регулирует хозяйственную жизнь. 4. Государство регламентирует жизнь подданных посредством сословных порядков. 5. Города под контролем государства. 6. Религии Востока — путь самоусовершенствования. Конфуцианство, буддизм, синтоизм. Возможная личностно значимая проблема: разумность конфуцианского «принципа середины» и взаимная ответственность власти и народа |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся углубляют знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в XVI—XVII вв. и делают выводы об их отличиях от общества европейского; убеждаются в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Выделите черты, характерные для обществ Востока в XVI—XVIII вв. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в X—XIII вв., в XIV—XV вв., в XVI—XVIII вв. Сделайте вывод о характере такого общества. 2. Подумайте, почему религии Востока называются «путем самоусовершенствования». Почему буддизм превратился в мировую религию? Почему он достаточно популярен и сегодня? 3. В Японии крестьяне, нищее и замученное работой сословие, стояло на второй ступени иерархической лестницы — вслед за самураями. Купеческое сословие, более богатое и независимое, стояло на четвертой ступени иерархической лестницы — вслед за ремесленниками. Объясните такую иерархию сословий в Японии. Форма урока: комбинированный урок, работа в группах или заочное путешествие. Приемы деятельности учителя. Вариант 1: рассуждение, объяснение, рассказ, беседа, обучение решению учебных проблем и предъявлению результатов своей деятельности. Вариант 2: организация и проведение групповой работы (групповая работа может сочетаться с ролевой игрой). Вариант 3: сюжетный повествовательный рассказ путешественников |
Развитие умений учащихся | Вариант 1: учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; участвовать в дискуссии; предъявлять результаты выполненного учебного задания. Варианты 2 и 3: учатся коммуникации, совместной работе в группе; учатся отстаивать свою точку зрения и соглашаться с чужой, если она является убедительной; анализировать и сравнивать |
Основные понятия и термины | Самурай, регламентация, конфуцианство, буддизм, синтоизм |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 28. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.» и «Индия, Китай, Япония в XVI—XVIII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Ч. Данн. Повседневная жизнь в старой Японии.— М., 1997. Я. М. Свет. По следам путешественников и мореплавателей Востока: Очерки.— М., 1955 |