Методические рекомендации. К проведению практических и лабораторных работ по теме «обучение альтернативной коммуникации детей с опфр»

К проведению практических и лабораторных работ по теме «Обучение альтернативной коммуникации детей с ОПФР»

 

Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов. Эти этапы должны привести к желаемым результатам на заключительных этапах, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы (этап 4), отвечать на вопрос “что ты хочешь?” (этап 5) и реагировать на другие простые вопросы типа “что ты видишь?” правильными фразами типа “я вижу птичку” (этап 6).

Создатели программы PECS подчеркивают, что педагоги должны пройти специальное обучение этой программе, для того чтобы правильно использовать стратегию общения и чтобы аспекты поведенческого анализа и методы обучения поведению применялись в сочетании с программой PECS.

Общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи аутичным детям

С ростом числа детей с диагнозом расстройств аутистического спектра (РАС) также растет спрос на методы, которые помогают аутичным детям, и на специалистов, которые умеют пользоваться подобными инструментами. Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации, и общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутизмом.

Обязательное условие для начала обучения ПЕКС- у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать.

Конечная цель-ребенок научается просить.

Начинается обучение работе с ПЕКС после усвоения ребенком базисного курса-умения просить любыми доступными способами (говорящие дети с помощью речи «Дай, хочу»)

Базисный навык.

Имитация действия «Сделай это», но действие не называется.

Цель - научить ребенка имитировать простые и сложные движения.

Показ движения соединяется с фразой «Сделай это».

Ребенок самостоятельно повторяет движение

СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - физический обмен.

  • обучение давать карточку
  • нужно два человека-тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает)
  • нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку
  • никакой голосовой инструкции!
  • надо ждать, пока ребенок не потянется к какому-нибудь предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка)
  • сразу дайте ребенку то, что он хочет.
  • постепенно убирайте помощь.
  • Цель этой стадии для ребенка- спонтанно начать общение. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня.

СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - учим ребенка отдавать карточку, если человек не рядом.

1. сделайте книгу с набором карточек.

2. как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинайте работать на дистанции

3. постепенно увеличивайте дистанцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: