Темперамент | Индивидуальные особенности | Индивидуализация воспитания |
холерик | Характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Может быть резок в отношениях. Вспыльчив, раздражителен, эмоционально реактивен. Способен отдаваться делу до конца, преодолевать любые трудности, препятствия. | При разработке ИПВ обратить внимание на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучать приёмам самоконтроля, саморегуляции. |
сангвиник | Горячий и очень продуктивный деятель, но лишь когда ему интересно. Характерна подвижность, лёгкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; общителен, быстро находит контакт с людьми. Гибкость ума, остроумие, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. | При разработке ИВП – планировать деятельность с учётом интересов, привлекать к активной деятельности, поддерживать оптимистическое состояние духа. |
флегматик | Излишне спокойны, мало подвижны, инертны, доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру общительны. Спокойный, настойчивый и упорный труженик. | Необходимо направлять их действия и поступки, не торопить, давать время для «раскачки». |
меланхолик | Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Пугает новая обстановка, новые люди, склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. В привычной обстановке может быть хорошим тружеником, успешно справляться с поставленными задачами. | Следует создавать условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении с людьми |
|
|
Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности, работоспособности, коммуникативности и поведении. Но картина поведения зависит не только от особенностей типа темперамента, но и состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.
Изучение детей на основе дифференцированного подхода позволяет выделить группы воспитанников и по другим сходным принципам: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.п.
В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа детей требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а так же своей системы методов педагогического воздействия.