Сущность, функции и средства педагогического общения

Общение как основа педагогической деятельности

 

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В общении выделяют 3 взаимосвязанных функций: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

Педагогическое общение - это прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами.

В зависимости от цели речь может быть развлекательной; информационной; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей; призывающей к действиям.

Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.

Дополняют речь, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. Это бессловесные средства называются эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку улыбаясь.

Обмен знаниями, эмоциональными состояниями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диалогической форме устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения и тд.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе способствует распространению диалогической формы общения. Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы.

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать.

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна.

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать.

Если педагог и воспитанник адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроении, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности) – управление деятельность воспитанников.

 

2. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

Педагогическое общение имеет динамику. Его стадии:

1. Моделировани е предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап). Первая стадия связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

2. Организация непосредственного взаимодействия (начальный период общения) – во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением.

3. Управление общением в педагогическом процессе, суть которой состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога.

4. Анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения. Главное ее назначение – диагностически - коррекционная. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении

 

3. Стили педагогического общения.

Каждый учитель по-разному организует взаимодействие с детьми.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения:

- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью (отношения учителя к педагогической деятельности); В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

- стиль пед. общения на основе дружеского расположения. Но дружественность должна быть в меру; Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Однако дружественность должна быть педагогически целесообразна.

- общение дистанция – в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция (вы не знаете - Я знаю, слушайте меня – Я старше и т.п.); Чрезмерная дистанция ведет к формализму взаимодействия педагога и учащегося.

- общение – устрашение; Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

- общение – заигрывание – стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у детей. Возникает, когда:

а) непонимание педагога стоящих перед ним ответственных пед. задач;

б) отсутствие навыков общения;

в) «боязнь» общения с классом и одновременно стремление наладить с ним контакт.

В процессе пед. творчества общительность выступает не только как личностное, но и как профессионально-личностное качество человека-педагога.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общение-дистанции часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. Ответственность за них всегда лежит на учителе. В связи с этим особого рассмотрения требует технология психологической коррекции общения, т.е. технология разрешения конфликтов.

Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общения; неподтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы угашения несовместимости: К прямым методам относятся такие, как поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций); высказывание претензий на группе, т.е. публично; применение административных санкций; разведение конфликтующих по разным классам, группам. Косвенные методы: выход чувств, авторитет третьего, обмен позициями, расширение духовного горизонта спорящих.

Другая классификация стилей педагогического общения включает демократический, авторитарный, либеральный.

Демократический стиль. Ученик как равноправный партнер в общении, коллега. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У таких учителей школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Авторитарный – ученик рассматривается как объект пед. воздействия. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Учащиеся теряют активность, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

Либеральный стиль - Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы, проявляет нерешительность, колебания. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: