Контрольная работа № 2

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

XVII-XVIII вв.

 

2017 / 2018 уч. год, 3 семестр (экзамен)

Преподаватель – Первушина Елена Александровна,

Доктор филол. наук, профессор каф. русск. яз. как иностранного ВИ ШРМИ.

Консультации по понедельникам, с 10.10 до 13.20 в D 907 ауд., начиная с 25.09.17.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ,

ОЦЕНИВАЕМЫЕ В РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

 

1. Посещение учебных занятий.

2. Работа на семинарских занятиях.

3. Контрольные работы.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ЗАНЯТИЙ

 

  Дата Тематика лекционных занятий Тематика практических занятий
  18.09.17.    
  25.09.17 Введение. Основные художественные направления XVII века. Литература французского классицизма XVII века (П. Корнель, Ж. Расин,)  
  2.10.17 Творчество Ж.-Б. Мольера  
  9.09.17   Своеобразие художественного метода Ж.-Б. Мольера
  16.09.17 Английская литература 17 в. Творчество Д. Мильтона  
  23.09.17   Потерянный рай» Д. Мильтона
  30.09.17 Литература XVIII века. Введение. Понятие Просвещения. Основные художественные направления. Английская литература XVIII века () «
  6.11.17 Контрольная работа №1
  13.09.17 Английская литература XVIII века (Д. Дефо, Д. Свифт).  
  20.11.17   Поэзия английского сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей, Р. Бёрнс)
  27.11.17 Английская литература XVIII века (С. Ричардсон, Г. Филдинг, Л. Стерн, О. Голдсмит)  
  4.12.17   Жанровые особенности философских повестей Вольтера
  11.12.17 Немецкая литература XVIII в. Литература «Бури и натиска». Творчество Ф. Шиллера  
  18.12.17.   Драматический конфликт и система образов в драме Ф. Шиллера «Разбойники»
  25.12.17 Творчество Гете.  
  8.01.18   Особенности драматического конфликта в трагедии Гёте «Фауст»
  15.01.18 Контрольная работа №2
         

РАЗДЕЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Немецкая литература XVII века.

2. Французская литература XVIII века.

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Своеобразие художественного метода Мольера

 

Основной план

1. Принцип иерархии литературных жанров в поэтике классицизма. Основные особенности комедии в ее принадлежности к группе "низких" литературных жанров.

2. Жанровое разнообразие комедий Ж.-Б. Мольера.

3. Ж.-Б. Мольер как создатель «высокой комедии»

4. Новаторство Ж.-Б. Мольера в комедии «Дон Жуан»:

а) интеллектуальный комизм характера в «высокой комедии»; многозначность образа Дон Жуана в одноименной комедии;

б) особенности сюжета;

в) смещение высоко и низкого в комедиях Мольера.

5. Своеобразие художественного метода Ж.-Б. Мольера.

 

Литература

Художественная

  • Мольер Ж.-Б. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп (любое издание).

Основная критическая

· История зарубежной литературы XVII века / под ред. Н.Т. Пахсарьян. — М.: Высшая школа, 2007.

· Гриб В. Р. Мольер // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956.

· Гликман И. Мольер. М., 1966.

· История французской литературы. М., 1987.

Дополнительная

· Смирнов А. А. Образ Дон Жуана у Мольера // Из истории западноевропейской литературы. М.-Л., 1965.

· Бояджиев Г. Мольеристика XX в. // Современное искусство Запада о классическом искусстве XVII-ХVIII вв. М., 1972.

· Бояджиев Г. Мольер // Краткая литературная энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 935-939.

· Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера (любое издание).

· Первушина Е.А. История зарубежной литературы XVII– XVIII вв. – Владивосток, 2001.

 

2. Поэма Д. Мильтона «Потерянный рай»

 

Основной план

1. XVII в. в Англии – эпоха радикальных социально-политических перемен. Отражение революционной эпохи в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай».

2. Особенности «литературного эпоса» Д. Мильтона Художественное время и пространство в поэме «Потерянный рай».

3. Своеобразие художественного метода Д. Мильтона, сочетание классицистских и барочных тенденций в поэме.

4. Мир как арена вечной борьбы добра и зла у Мильтона. Система образов основных персонажей, образы Бога и Сатаны.

5. Тема грехопадения в поэме. Гуманистическая трактовка образов Адама и Евы.

 

Литература

Художественная

· Мильтон. Д. Потерянный рай (любое издание, обязательно песни1, 3, 4, 9).

Основная критическая

· История зарубежной литературы XVII века / под ред. Н.Т. Пахсарьян. — М.: Высшая школа, 2007.

· Горбунов А. Н. Три великих поэта Англии: Донн, Милтон, Вордсворт. – М.,2012.

· Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Дополнительная

· Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М., 1964.

· Соловьев Е. Мильтон, его жизньи литературная деятельность. СПб., 1894.

· История английской литературы. Т. I, вып. 2. М.-Л., 1945.

· Первушина Е.А. История зарубежной литературы XVII– XVIII вв. – Владивосток, 2001.

3. Контрольная работа № 1

1. Основная характеристика западноевропейской литературы XVII века. Что отличает этот период от эпохи Возрождения? Каковы основные литературные направления эпохи?

2. Основные художественные особенности литературы барокко.

3. Основные идейно-художественные принципы литературы классицизма.

4. Общая характеристика и основная периодизация французской литературы XVII в.

5. Основные этапы развития литературы французского классицизма.

6. Творческий путь П. Корнеля.

7. Идейно-художественный смысл. Трагедия «Сид». Гуманистический пафос пьесы. Своеобразие конфликта.

8. Трагедия Корнеля «Гораций». Особенности конфликта, противоречивый характер гражданской темы в трагедии.

9. Творческий путь Ж. Расина.

10. Трагедия Расина «Андромаха». Драматургическое новаторство писателей.

11. Трагедия Расина «Федра». Особенности психологизма писателя.

12. Творческий путь Ж.-Б. Мольера.

13. Комедия Мольера «Тартюф». Классицистская основы пьесы.

14. Комедия Мольера «Дон Жуан» и «Мизантроп». Жанровое своеобразие «высокой комедии» Мольера.

15. Теория классицизма во Франции. «Поэтическое искусство» Н. Буало.

16. Общая характеристика английской литературы XVII века.

17. Творческий путь Д. Мильтона.

18. Идейно-художественное своеобразие поэмы Мильтона «Потерянный рай».

19. Судьбы немецкой литературы XVII в.

20. Немецкая поэзия XVII в. (М. Опиц, А. Грифиус, Ф. Логау).

21. Идейно-художественное своеобразие романа Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

4. Жанровые особенности философских повестей Вольтера

 

Основной план

1. Основные особенности французской литературы XVIII, «вольтерьянского» века. Творческая деятельность Вольтера как символ эпохи Просвещения во Франции.

2. Философская повесть – программный жанр в творчестве Вольтера-просветителя.

3. Основные жанровые особенности философской повести Вольтера:

а) философская тема как художественная доминанта жанра;

б) рационалистическая условность сюжета;

в) своеобразие типизации, вольтеровский герой-«простак» в его столкновении с неизведанной сутью бытия;

г) художественное время и пространство;

д) полемическая насыщенность повествования, пародирующего определенные философские представления и способ мышления.

4. Эволюция просветительских взглядов Вольтера. Художественная полемика с теорией «предустановленной гармонии добра и зла».

 

Литература

 

Художественная

· Вольтер. Задиг. Простодушный. Кандид.

·

Основная критическая

· Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учебник для академического бакалавриата М.: Изд-тво Юрайт, 2015. – URL – http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1010619498.pdf

· Сигал Н.А. Вольтер. М.,-Л., 1959.

· Державин К. Вольтер. М., 1946.

· История французской литературы. М., 1987.

· Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер (серия «Мыслители прошлого»). – М.: Мысль, 1978.

 

Дополнительная

· Кузнецов С.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965.

· Гордон Л.С. Поэтика «Кандида» // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.

· Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1978.

· Первушина Е.А. История зарубежной литературы XVII– XVIII вв. – Владивосток, 2001.

 

5. Поэзия английского сентиментализма и творчество Р. Бёрнса

 

Основной план

1. Кризис рационалистических просветительских идей и развитие сентиментализма в английской литературе. Новая концепция человека и действительности в сентиментализме.

2. Система жанров литературы английского сентиментализма. Расцвет лирической поэзии.

3. Особенности сентименталистской трактовки темы природы.

4. Иллюзорность действительности, жизнь как юдоль* скорби в поэзии сентиментализма [*юдоль – место, где предаются печали, страдают].

5. Традиция и новаторство в поэзии Р. Бёрнса. Своеобразие художественного метода поэта (синтез сентиментализма, реализма и предромантизма).

 

Литература

 

Художественная (можно по хрестоматиии)

· Д. Томсон. Времена года.

· Э. Юнг. Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии.

· Т. Грей. Элегия, написанная на сельском кладбище.

· Р. Бёрнс. Избранная лирика.

 

Основная критическая

· Английский сентиментализм: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2010. – http://www.studfiles.ru/preview/2615667

· Сидорченко Л. История зарубежной литературы XVIII века. Глава 5. Творчество Стерна; Глава 6. Поэзия Бернса. – http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/sidorchenko-literatura-xviii-veka/index.htm

· Елистратова. Поэзия сентиментализма – http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-0662.htm

 

Дополнительная

· Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. – М.: Прометей, 1989. – 260 с. (при желании можно скачать).

· Первушина Е.А. История зарубежной литературы XVII– XVIII вв. – Владивосток, 2001.

 

 

6. Драматический конфликт и система образов в драме Шиллера «Разбойники»

 

Основной план

7. Кризис просветительского сознания в Западной Европе и своеобразие его отражения в немецкой литературе «бури и натиска».

8. Штюрмерские драмы Ф. Шиллера. «Разбойники». Проблема конфликта пьесы в отечественной критической литературе.

9. Система образов пьесы. Принцип двойничества.

10. Новаторство Шиллера в создании образа главного героя. Шиллеровское прочтение темы «благородного разбойника».

11. Драматический конфликт произведения.

12. Шиллер и русская литература.

 

Литература

Художественная

· Шиллер Ф. Разбойники.

·

Основная критическая

· Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. М.: Гослитиздат, 1955.

· Абуш А. Величие и трагедия немецкого гения. М.: Прогресс, 1964.

· Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер. М.: Сов. Писатель, 1984.

Дополнительная

· Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. – М.: Просвещение, 1960.

· Лозинская Л. Фридрих Шиллер.– М.: Молодая гвардия, 1960.

· Ланштейн П. Жизнь Шиллера. – М.: Книга по требованию, 2012.

· История немецкой литературы. Т. 2. – М., Наука, 1963.

· Первушина Е.А. История зарубежной литературы XVII– XVIII вв. – Владивосток, 2001.

 

7. Своеобразие драматического конфликта в трагедии Гете «Фауст»

 

Основной план

1. Философское содержание «Пролога на небесах». Завязка драматического конфликта трагедии.

2. Фауст и Мефистофель: диалектическое единство образов. Сравнение позиций героев в их отношении к мирозданью, разуму, науке.

3. Сознание и бытие в «Фаусте» Гете. Развитие драматического конфликта трагедии.

4. Проблема финала «Фауста». Трагедия науки и познания в произведении.

Литература

 

Художественная

· Гете И.В. Фауст. При чтении лучше сравнить наиболее известные переводы трагедии Н. Холодковского и Б. Пастернака.

 

Основная критическая

· Аникст А. «Фауст» Гете. Литературный комментарий. – М., 1979.

· Свасьян К.А. Гете. – М., 1989.

· Тураев С.В. И.В. Гете. – М., 1957.

Дополнительная

· Аникст А. Гете и «Фауст». От замысла к свершению. – М., 1983.

· Аникст А. Творческий путь Гете. – М., 1986.

· Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1970.

· Конради К.О. Жизнь и творчество. Т. 1-2. М., 1987.

· Эккерман И.П. Разговоры с Гете. – М., 1981.

· Гетевские чтения, 1984. М., 1986 и др.

· Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. – М.: Наука 1982.

Контрольная работа № 2

1. Основная характеристика западноевропейской литературы XVIII века. Что такое Просвещение? Почему культуру этого времени называют просветительской? Назовите основные художественные направления XVIII в.

2. Общая характеристика и основная периодизация английской литературы XVII в.

3. Творчество Д. Дефо.

4. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо». Человек и мир в романе.

5. Творчество Д. Свифта.

6. Роман Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Обличительный пафос, философская проблематика, особенности жанра.

7. Творческий путь Г. Филдинга.

8. Характеристика одного из романов Г. Филдинга (по выбору студента). Особенности жанра "романа большой дороги", образ "естественного человека".

9. Поэзия английского сентиментализма. Творчество Р. Бернса. Что общего в поэзии Бернса и поэзии английских сентименталистов? Что отличает его от них?

10. Английский сентименталистский роман (Л. Стерн, О. Голдсмит). Особенности композиции.

11. Общая характеристика и основная периодизация французской литературы XVIII в.

12. Творчество Вольтера. Жанр философской повести и его эволюция в творчестве Вольтера.

13. Творчество Д. Дидро. Основные эстетические принципы философской повести Дидро.

14. Творчество Ж.-Ж. Руссо. Своеобразие художественной позиции, тема природы. Взгляды писателя на цивилизацию, прогресс и их влияние на человека.

15. Трилогия П.О. Бомарше о Фигаро. Художественное новаторство комедиографа.

16. Общая характеристика т основная периодизация немецкой литературы XVIII в.

17. Творчество Г.Э. Лессинга. Роль писателя в формировании национальной культуры. Эстетика Лессинга. «Лаокоон». Драматургия.

18. Творческий путь Ф. Шиллера. Основные этапы творческого пути, художественная эволюция писателя.

19. Творчество Ф. Шиллера периода «бури и натиска». Драмы «Разбойники», «Коварство и любовь» и др. Своеобразие героя и конфликта.

20. «Романтические «драмы Ф. Шиллера («Орлеанская дева», Мария Стюарт» и др). Тип героя, особенности конфликта.

21. Лирика Шиллера. Баллады.

22. «Реалистические» драмы Ф. Шиллера («Валленштейн», Вильгельм Телль»). Художественное своеобразие. Новые принципы изображения героя.

23. Творчество И.-В. Гете. Основная периодизация. Оригинальность художественной позиции. Наиболее значительные произведения писателя.

24. Творчество И.-В. Гете периода «бури и натиска». Роман «Страдания юного Вертера».

25. Лирика Гете. Баллады.

26. Трагедия И.-В. Гете «Фауст». Жанровое своеобразие. Особенности конфликта и системы образов. «Фауст» как выражение трагедии просветительского сознания.

27. Диалектическое единство образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете.

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература, имеющаяся в фондах научной библиотеки ДВФУ

1. История зарубежной литературы XVII века: учебник для вузов / [Н.А. Жирмунская, З.И. Плавскин, М.В. Разумовская и др.; под ред. М.В. Разумовской]. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 c.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:16161&theme=FEFU

2. История зарубежной литературы XVII века: учебное пособие / [А.Н. Горбунов, Н.Р. Малиновская, Н.Т. Пахсарьян и др.]; под ред. Н.Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – 488 с.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:232059&theme=FEFU

3. История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. / Под ред. Л.В. Сидорченко. М.: Высшая школа, 1999. – 319 c.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:100364&theme=FEFU

4. История зарубежной литературы XVIII века: учебник / [Е. М. Апенко, А. В. Белобратов, Т. Н. Васильева и др.; под ред. Л. В. Сидорченко]. – Москва: Высшая школа, 2001. – 320 с.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:253371&theme=FEFU

5. Первушина Е.А. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 2001. – 92 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:16164&theme=FEFU

 

Литература, которой нет в фондах научной библиотеки ДВФУ

 

1. Пинский, Л. Ренессанс. Барокко. Просвещение. – М.: Гнозис, 2014. – 624 с.URL: http://padabum.com/d.php?id=45047

2. Пахсарьян, Н.Т. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков. – М., 1996. – 102 с.URL|: http://philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

3. История зарубежной литературы XVII века. Учеб. пособие / А. Н. Горбунов, Н. Р. Малиновская, Н. Т. Пахсарьян и др.; под ред. Н. Т. Пахсарьян. — М.: Высшая школа, 2007. — 487 с.

4. История зарубежной литературы XVII века. Учебник для филологических специальностей вузов. URL|: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/25956/ogl.shtml

5. Зарубежная литература XVII–XVIII веков. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1982. – 608 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: