За рубежом
Режим собственности российского государства за рубежом. Правовой режим собственности российского государства за рубежом определяется общим международным правом и международными договорами РФ с зарубежными государствами. Собственность России, находящаяся за рубежом (имущество посольств, консульств, средства на счетах в зарубежных банках, открытых на имя ЦБ РФ, и т.д.), обладает иммунитетом и неприкосновенна: она не может быть принудительно арестована, продана и т.д. Таким образом, правовой режим такой собственности не определяется законом места нахождения вещи (lex rei sitae).
Правило об особом режиме государственной собственности России не распространяется на так называемое «распределенное» имущество, то есть имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями (имущество государственных учреждений, осуществляющих публично-правовые функции, например имущество музеев, также попадает под иммунитет). Согласно действующему законодательству (ст. 126 ГК РФ) государство не несет ответственности за действия своих предприятий (исключение - федеральные казенные предприятия, по обязательствам которых государство несет субсидиарную ответственность), а последние не отвечают по долгам государства. Данные положения распространяются в равной степени и на сферу внешней торговли.
|
|
Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью за рубежом регламентируется целой серией законодательных актов России. В частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 14 (в ред. от 18 сентября 1995 г.) «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом», решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии недвижимого имущества, находящегося за рубежом и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах, принимаются Правительством РФ.
Правительство РФ принимает решения о приобретении в федеральную собственность недвижимости за рубежом, а также ценных бумаг, долей, паев и акций у юридических лиц, находящихся за рубежом.
В постановлении также говорится о порядке сдачи в аренду зарубежного недвижимого имущества, закрепленного на балансе государственных предприятий и учреждений, и др. Установлено, что Госкомимущество РФ (сейчас Министерство имущественных отношений РФ) является полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства в отношении зарубежной федеральной собственности, за исключением «распределенного» имущества, а также выступает учредителем и участником от имени Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах.
|
|
Согласно Указу Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 733 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за границей», для управления зарубежной федеральной собственностью за границей создаются акционерные общества на основе находящегося на территории иностранных государств имущества РФ.
В соответствии с Указом Президента от 23 октября 2000 г. расположенные за рубежом служебные здания, сооружения, жилые дома, другое недвижимое имущество, находящееся на балансе государственных органов РФ (за исключением объектов МИД РФ), переданы в ведение Управления делами Президента РФ. Таким образом, лишь два государственных органа в России вправе осуществлять управление государственной собственностью за рубежом - МИД РФ (в отношении имущества, необходимого для осуществления его функций) и Управление делами Президента РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г, № 10 был утвержден Порядок отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами РФ. В соответствии с Порядком решение об отчуждении (продаже, обмене, залоге, дарении) такого имущества принимается Правительством РФ по предложению МИД РФ, Управлением делами Президента РФ - по представлению специальной Межведомственной комиссии по обеспечению эффективного использования собственности РФ, находящейся за рубежом, и защите имущественных интересов РФ. На основании акта Правительства РФ об отчуждении имущества Министерство имущественных отношений РФ совместно с заинтересованным федеральным органом заключает договор об отчуждении имущества.
Такое обилие законодательного регулирования нельзя признать излишним на фоне имевших место многочисленных фактов злоупотреблений с зарубежной собственностью России.
Так, например, в 1992 г. российский министр, временно занимая пост заместителя председателя Правительства России, выдал от имени Российской Федерации доверенность, на основании которой действующий по этой доверенности поверенный продал одной немецкой фирме находящийся в Берлине Российский дом науки и культуры (!), По действовавшему в тот момент законодательству России только Правительство РФ могло выдавать доверенности на совершение подобного рода сделок. Благо, что впоследствии немецкий суд согласился с доводами российской стороны и признал договор купли-продажи недействительным как заключенный лицом, не имеющим полномочий на распоряжение таким имуществом.
Определенные особенности носит сотрудничество в области регулирования отношений собственности в рамках СНГ. В соответствии с Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности 1992 г. стороны Соглашения взаимно признали переход в их собственность имущества организаций бывшего союзного подчинения, расположенных на территориях сторон. Кроме того, было установлено, что собственность сторон, их граждан и юридических лиц пользуется полной и безусловной правовой защитой, обеспечиваемой стороной, на территории которой она находится. Принудительное изъятие этой собственности допускается как исключение лишь с выплатой государством владельцу компенсации.
По другому Соглашению - о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом 1992 г. - государства-участники распределили движимую и недвижимую собственность бывшего СССР за рубежом в соответствии со шкалой фиксированных долей (Россия -61,34%, Украина - 16,37%, Беларусь - 4,13%, Казахстан - 3,86%, Узбекистан - 3,27% и т.д., без доли Прибалтийских государств, составляющей 4,77%). В последующие годы между странами СНГ и Россией были заключены соглашения, согласно которым Россия приняла на себя все обязательства бывшего СССР по внешнему долгу (около 70 млрд. долл.) в обмен на имущество бывшего СССР, находящееся за рубежом (по некоторым оценкам, его стоимость достигает 500 млрд. долл., однако проблема в том, что оно до конца не инвентаризировано, и к тому же значительная часть имущества еще не найдена).
|
|
Следует отметить, что еще в Указе Президента РФ от 8 февраля 1993 г. «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» было в одностороннем порядке заявлено, что «Российская Федерация как государство-продолжатель Союза ССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности».
Режим собственности российских физических и юридических лиц за рубежом. Режим собственности российских физических и юридических лиц за рубежом (включая имущество Русской православной церкви) определяется прежде всего законодательством соответствующего иностранного государства в соответствии с законом места нахождения вещи (lex rei sitae).
В частности, еще во времена СССР советские граждане, не имея возможности у себя в стране владеть на праве частной собственности землей и другими объектами недвижимости, могли быть собственниками этих объектов в соответствующих иностранных государствах. Однако часто иностранные государства, пытаясь ограничить указанные возможности, отказывали советским гражданам в праве на владение недвижимостью, поскольку этим правом советские лица не обладали в соответствии с их личным законом. По существу подмена коллизионного начала места нахождения имущества (lex rei sitae) личным законом (lex personalis) в отношении прав советских граждан на владение имуществом в иностранных государствах означала не что иное, как их дискриминацию.
В этой связи нелогичным выглядит положение ст. 1196 ГК РФ, согласно которой гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Следуя буквально тексту данной статьи, российский гражданин располагает на территории иностранного государства той правоспособностью, которая предусмотрена российским правом, а не правом соответствующего иностранного государства. Очевидно, что гражданская правоспособность, то есть право иметь права и обязанности, в частности право приобретения имущества в собственность, должна определяться правом того государства, на территории которого находится гражданин.
|
|
Нелогичными выглядели также положения прежнего российского валютного законодательства, ограничивающие возможность российских лиц в приобретении собственности за рубежом. Так, в соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. на приобретение недвижимости за рубежом, покупку акций иностранных компаний, открытие счетов в зарубежных банках требовалась лицензия ЦБ РФ. При этом сделки, направленные в обход Закона, признавались недействительными, и все полученное по ним взыскивалось в доход государства. Однако данные жесткие правила валютного законодательства, направленные на предотвращение вывоза капитала за рубеж, не достигали желаемого эффекта. В частности, имелось лишь несколько примеров обращения в ЦБ РФ за разрешениями на приобретение недвижимости за рубежом, что было несопоставимо с реальными масштабами заключения таких сделок.
Новый ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. (в ред. от 29 июня 2004 г.) не предусматривает таких ограничений. В то же время в Законе сохранен контроль за открытием счетов резидентами в иностранных банках. Так, в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Следовательно, возможны ограничения на открытие счетов в тех странах, которые не участвуют в вышеупомянутых организациях.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные коллизионные привязки для регулирования отношений собственности по российскому законодательству?
2. Каковы основные аргументы сторонников и противников экстерриториального действия законов о национализации?
3. В чем состоит порядок распоряжения собственностью РФ за рубежом?
4. Каков режим собственности российских физических и юридических лиц за рубежом?
Литература для дополнительного изучения
1. Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность // Законодательство. 1999. № 2-3;
2. Богуславский ММ. Современные правовые вопросы возвращения культурных ценностей в страну их происхождения // Государство и право. 1992. № 11;
3. Он же. Распоряжение собственностью России, находящейся за рубежом / Международное частное право: современная практика. Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М.: ТОН-Острожье, 2000;
4. Вещные права по законодательству стран континентальной Европы // Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование / Рук. авт. колл. В.В. Залесский. М.: НОРМА, 2000;
5. Вилков Г.Е. Национализация и международное право. М., 1962;
6. Лаптев В.В. Вопросы собственности в современном международном частном праве // Вопросы международного частного права. М., 1956;
7. Молчанов С.Н. К вопросу о реституции культурных ценностей // МЖМП. 1998. № 4;
8. Сироткин В.Г. Золото и недвижимость России за рубежом. 2-е изд. М., 2000;
9. Сметанин А.В. Правовое регулирование использования федеральной недвижимости, находящейся за рубежом // Адвокат. 2004. № 5;
10. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: проблемы принудительного изъятия иностранной собственности // МЖМП. 2004. № 2;
11. Харченко В.В. Порядок осуществления Российской Федерацией правомочий собственника за рубежом // Журнал международного частного права. 1997. № 1 (15).
Глава VII