Собственности
«Право собственности является центральным институтом всякой правовой системы, предопределяющим характер других институтов права данной страны...». Ярко выраженный национальный характер этого института препятствует созданию единообразных материально-правовых норм, которые могли бы регулировать отношения собственности тождественным образом.
Материальные нормы, направленные на регулирование отношений собственности, содержатся в соглашениях, касающихся защиты инвестиций, соглашениях о разделе собственности бывшего СССР, уставах международных организаций, которые определяют некоторые вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации независимо от законодательства государства их местонахождения.
Особое место в этом ряду занимает ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая содержит три отдельные нормы: 1) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; 2) никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; 3) предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
Положения указанной статьи служат важной гарантией защиты прав собственников от произвольного ограничения права, возникшего исключительно на основании норм национального права. Их уникальность состоит в том, что гарантии права на беспрепятственное пользование своим имуществом распространяются на всех физических и юридических лиц, законно владеющих своим имуществом на территории России, а не только на иностранцев, как это имеет место в договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Указанным положениям Протокола корреспондируют нормы российского законодательства (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 209, п. 2 ст. 235 ГК РФ).
Как отмечается в литературе, «статья 1 Протокола № 1 сформулирована таким образом, чтобы не поставить под угрозу суверенное право государства определять правила использования собственности, а в определенных случаях - даже ее изъятия». При применении данной статьи Европейский суд в своей практике исходит из необходимости учета справедливого баланса частного и публичного интересов в использовании собственности.
Так, заявитель обжаловал в Европейский суд решение своего правительства об экспроприации у него собственности (земли для строительства плотины) на том основании, что компенсация, предоставленная за собственность, была ниже необходимой, поскольку «власти уменьшили размер компенсации за экспроприацию, пользуясь инфляцией». В решении по делу Суд отметил, что, «отсрочивая платеж компенсации... национальные власти сделали ее недостаточной и, следовательно, нарушили баланс между защитой права собственности и интересами общества». Российское законодательство в подобных случаях не допускает ущемления прав собственников. Так, ч, 3 ст. 35 Конституции РФ исходит из необходимости выплаты собственнику «предварительного и равноценного возмещения». С момента присоединения к Конвенции российские физические и юридические лица также имеют возможность обращения в Европейский суд в связи с незаконной экспроприацией их собственности. Прецеденты применения ст. 1 Протокола № 1 имеются и в практике российских судов. Так как физические и юридические лица имеют возможность обращаться в Европейский суд в связи с незаконной экспроприацией их собственности, нельзя согласиться с М.М. Богуславским в том, что, «поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, ни один международный орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев».
Помимо Протокола № 1 к Европейской конвенции положение «имущественного характера» содержит также Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., ст. 26 которой устанавливает, что «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в общественных интересах, в судебном порядке и при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством и общепризнанными принципами международного права». Конвенция СНГ - это единственный в своем роде международный договор (обязательный для Российской Федерации), который устанавливает «право на собственность» (ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции устанавливает «право каждого лица на уважение своей собственности»). В этом смысле Конвенция СНГ является международно-правовой гарантией права на частную собственность в государствах-участниках.
Следует подчеркнуть, что сам факт регулирования вопросов собственности в Европейской конвенции и Конвенции СНГ - достижение значительного порядка. Международные договоры, включая те, которые направлены на регулирование международных сделок, как правило, не вторгаются в «деликатную» область отношений собственности, что связано с различиями в подходах, которых придерживаются национальные правопорядки, к содержанию категории «право собственности». Например, в ст. 4 «b» Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. прямо указано, что она не касается последствии, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар. В Конвенции содержатся лишь подробные положения о переходе риска (ст. 66-70). Поэтому конкретное содержание права собственности определяется национальным законом на основе коллизионных норм.
Исключением являются Общие условия поставок между организациями стран - членов СЭВ (см. § 3 главы IX), которые в зависимости от условий поставки и вида транспорта определяют момент перехода права собственности на товар с продавца на покупателя.
Отношения собственности в Российской Федерации в связи с участием в них иностранных граждан и организаций-инвесторов регулируются и международными соглашениями РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений (инвестиций). По соглашениям о поощрении и взаимной защите капиталовложений Российская Федерация берет на себя обязательства не принимать в отношении вложений иностранного инвестора в экономику страны меры по их принудительному изъятию, в том числе путем национализации, реквизиции или конфискации, или иные аналогичные меры.