Материально-правовое регулирование отношений

Собственности

«Право собственности является центральным институтом всякой правовой системы, предопределяющим характер других институтов права данной страны...». Ярко выраженный национальный характер этого института препятствует созданию единообразных материально-правовых норм, которые могли бы регулировать отношения собствен­ности тождественным образом.

Материальные нормы, направленные на регулирование отношений собственности, содержатся в соглашениях, касающихся защиты инве­стиций, соглашениях о разделе собственности бывшего СССР, уставах международных организаций, которые определяют некоторые вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации независимо от законодательства государства их местонахождения.

Особое место в этом ряду занимает ст. 1 Протокола № 1 к Евро­пейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая содержит три отдельные нормы: 1) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; 2) никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими прин­ципами международного права; 3) предыдущие положения не умаля­ют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.

Положения указанной статьи служат важной гарантией защиты прав собственников от произвольного ограничения права, возникшего исключительно на основании норм национального права. Их уни­кальность состоит в том, что гарантии права на беспрепятственное пользование своим имуществом распространяются на всех физиче­ских и юридических лиц, законно владеющих своим имуществом на территории России, а не только на иностранцев, как это имеет место в договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Указанным положениям Протокола корреспондируют нормы россий­ского законодательства (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 209, п. 2 ст. 235 ГК РФ).

Как отмечается в литературе, «статья 1 Протокола № 1 сформу­лирована таким образом, чтобы не поставить под угрозу суверенное право государства определять правила использования собственности, а в определенных случаях - даже ее изъятия». При применении данной статьи Европейский суд в своей практике исходит из необ­ходимости учета справедливого баланса частного и публичного ин­тересов в использовании собственности.

Так, заявитель обжаловал в Европейский суд решение своего прави­тельства об экспроприации у него собственности (земли для строитель­ства плотины) на том основании, что компенсация, предоставленная за собственность, была ниже необходимой, поскольку «власти уменьшили размер компенсации за экспроприацию, пользуясь инфляцией». В ре­шении по делу Суд отметил, что, «отсрочивая платеж компенсации... национальные власти сделали ее недостаточной и, следовательно, нару­шили баланс между защитой права собственности и интересами обще­ства». Российское законодательство в подобных случаях не допускает ущемления прав собственников. Так, ч, 3 ст. 35 Конституции РФ исходит из необходимости выплаты собственнику «предварительного и равно­ценного возмещения». С момента присоединения к Конвенции россий­ские физические и юридические лица также имеют возможность обращения в Европейский суд в связи с незаконной экспроприацией их собственности. Прецеденты применения ст. 1 Протокола № 1 имеются и в практике российских судов. Так как физические и юридические лица имеют возможность обращаться в Европейский суд в связи с незаконной экспроприацией их собственности, нельзя согласиться с М.М. Богуслав­ским в том, что, «поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, ни один международный орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев».

Помимо Протокола № 1 к Европейской конвенции положение «имущественного характера» содержит также Конвенция СНГ о пра­вах и основных свободах человека 1995 г., ст. 26 которой устанавли­вает, что «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в общественных интересах, в судебном порядке и при соблю­дении условий, предусмотренных национальным законодательством и общепризнанными принципами международного права». Конвен­ция СНГ - это единственный в своем роде международный договор (обязательный для Российской Федерации), который устанавлива­ет «право на собственность» (ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции устанавливает «право каждого лица на уважение своей собственности»). В этом смысле Конвенция СНГ является междуна­родно-правовой гарантией права на частную собственность в государ­ствах-участниках.

Следует подчеркнуть, что сам факт регулирования вопросов соб­ственности в Европейской конвенции и Конвенции СНГ - достиже­ние значительного порядка. Международные договоры, включая те, которые направлены на регулирование международных сделок, как правило, не вторгаются в «деликатную» область отношений собствен­ности, что связано с различиями в подходах, которых придержива­ются национальные правопорядки, к содержанию категории «право собственности». Например, в ст. 4 «b» Венской конвенции о дого­ворах международной купли-продажи товаров 1980 г. прямо указано, что она не касается последствии, которые может иметь договор в от­ношении права собственности на проданный товар. В Конвенции содержатся лишь подробные положения о переходе риска (ст. 66-70). Поэтому конкретное содержание права собственности определяется национальным законом на основе коллизионных норм.

Исключением являются Общие условия поставок между органи­зациями стран - членов СЭВ (см. § 3 главы IX), которые в зависи­мости от условий поставки и вида транспорта определяют момент перехода права собственности на товар с продавца на покупателя.

Отношения собственности в Российской Федерации в связи с уча­стием в них иностранных граждан и организаций-инвесторов ре­гулируются и международными соглашениями РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений (инвестиций). По соглаше­ниям о поощрении и взаимной защите капиталовложений Российская Федерация берет на себя обязательства не принимать в отношении вложений иностранного инвестора в экономику страны меры по их принудительному изъятию, в том числе путем национализации, рек­визиции или конфискации, или иные аналогичные меры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: