В данном случае их пять в блоке «Я», семь в блоке

*■

«Другие» и опять-таки пять в блоке «Окружающий мир».

Составьте списки равного количества позитивных мыслей (представлений) по каждому из этих блоков.

Превратите их в позитивные же суждения (по одному для каждого блока).

Переверните свои суждения на 180°, переделав их из «негатива» в «позитив».

И всякий раз, когда вы видите себя в зеркале, обращаясь к себе на «ты», вслух и по возможности убедительно проговаривайте (глядя на свой прекрасный лик):

позитивные суждения, созданные из позитив- ных же мыслей и представления;

«перевернутую» на 180° и ставшую теперь позитивной сценарную фразу.

Для примера возьмем блок «Я» из вышеприведенного. Первое, что нам здесь нужно — это равное по количеству позитивных мыслей о себе, в каковые вы в то же время верите (т. е. то, что является истиной). Фразы эти, сформулированные в суждение, станут как бы паролем, «отмычкой» вашего бессознательного, которое в ответ снимет блоки и барьеры и «пропустит» в себя новый сценарий — позитивный взамен старого негативного.

Например, ценой долгих размышлений наш «испытуемый» составил следующий список позитивных представлений о себе (и все они — истина):

• Добрый.

• Честный.

• Морально-устойчивый.

• Искренний.

• Чувствующий.

После этого он «переворачивает» свой старый сценарий «Я», вы результате чего получилось при- мерно следующее:

Старый сценарий Проигрывающего Новый сценарий Выигрывающего
Я никчемная личность Слабак Неудачник Который плохо кончит И умрет под забором Я полноценная личность Я достаточно силен Я удачлив У меня все в жизни будет хорошо И я добьюсь всего, чего хочу

Обратите внимание: «поворот» на 180° у нас здесь совершался не буквально, а близко по смыслу. И еще одно: в позитивном сценарии нигде не должна фигурировать частица «не» (то есть если раньше было «Я глуп», то стать не «Я не глуп» и, например, «Я достаточно умен»).

Теперь всякий раз, видя себя в зеркале, вы должны вслух (если вы одни) или про себя (если кто-то присутствует) проговаривать следующий текст (с «Ты», потому что в результате образуется биоки- бернетическая петля обратной связи):

Ты (имя) добрый, честный, морально-устойчивый, искренний и чувствующий. А еще ты полноценная личность и ты достаточно силен и удачлив, У тебя все в жизни будет хорошо, и ты добьешься всего, чего хочешь.

Разумеется, нет никаких препятствий к тому, чтобы в борьбе с собственным Проигрывающим вы в дополнение к вышеописанной техники работы с зеркалом, использовали ранее рекомендованные техники

• прямого аффирмирования,

• ДПДГи

• замены идентичности.

Паттерны сценарного процесса. Базовые экзистенциальные позиции задают только фундамент не слишком удачного здания сценария вашей жизни. То, что будет на нем выстроено, отвечает двум вопросам: как и действительно что. Первое — как — определяет так называемый сценарный процесс (т.е. ход реализации вашего сценария: то, как действительно вы будете его реализовывать), тогда как второе — что — задает содержание вашего сценария) (т.е. что именно вы в него вложите и будете реализовывать посредством как — сценарного процесса).

Со сценарным процессом все ну очень даже просто, потому как существует только семь базовых его паттернов, совершенно независимых от пола, расы и вероисповедания.

• Пока не

• После

• Никогда

• Всегда

• Почти-1

• Почти-2

• Открытый конец.

Причем все эти паттерны имеют, так сказать, мифологическое обоснование. Разберем их более подробно.

Пока не. Помните бессмертный миф о Геракле? Который не мог позволить себе, так сказать, расслабиться и просто жить до тех пор, пока не совершит двенадцать подвигов (вообще-то их было тринадцать, но последний в силу его экзотичности — за одну ночь древнегреческий герой оплодотворил сорок (!) дочерей царя Эврисфея... — обычно как бы опускается...). Так вот, люди со сценарным паттерном «Пока не» живут по подобному принципу: «Пока я не закончу определенную работу, я не позволю себе жить и радоваться» (варианты: «Я должен познать себя и только после этого буду меняться»; «Жизнь начинается только на пенсии» или даже «В следующей жизни мне воздастся по заслугам»). Лейтмотивом здесь является простая, но на удивление вредная мысль: нечто хорошее (лично хорошее) не случится (его просто нельзя себе позволить), пока нечто куда как менее хорошее не закончится. Что, вы удивлены тем, что я назвал эту мысль вредной? Ну тогда, значится, это ваш паттерн. Паттерн, по которому вы привычно живете. Даже не задумываясь над тем, что Геракл, например, сразу после окончания своих подвигов довольно-таки быстро отправился на небо, так и не испробовав простых земных радостей. Так вот, люди, живущие по такому КАК своего сценария, по сути, никогда не позволяют себе просто жить и радоваться и всю свою жизнь, даже кратковременные ее моменты обставляют жутким, не пускающим радость частоколом многочисленных «Пока не» (например, «Пока я не вымою посуду, мы сексом не займемся» или то же, но более мягко: «Мы займемся сексом сразу после того, как я вымою посуду»).

После. Это как бы перевертыш «Пока не», завещанный человечеству небезызвестным Дамоклом, который ну никак не мог жить и радоваться, поскольку над ним постоянно висел могущий в любую секунду сорваться меч. Люди, живущие по этому сценарному паттерну, следуют принципу: «Я могу радоваться сегодня, но завтра мне за это придется заплатить (варианты: «Отличное вино! Жаль, что завтра от него будет болеть голова»; «Свадьба — это прекрасно. Вот только после нее обычно начинаются серые будни»; «Я много успеваю сделать за день, но к вечеру я валюсь с ног от усталости»). То есть, как говорится, за все придется платить, а за радости —- вдвойне. И вообще, если у вас все хорошо, не беспокойтесь — это ненадолго...

Никогда. Это уже другой миф — о Тантале, каковой испытывал одноименные (танталовые) муки, поскольку никогда не мог дотянуться ни до воды (в которой стоял по шею), ни до плодов (которые висели прямо около его рта). Человек со сценарным паттерном «Никогда» как бы заранее расписывается в собственной неспособности хоть чего-то достичь или просто жить и радоваться, горестно стеная под лозунгом «Я никогда не получу то, что действительно хочу!» Самое интересное, что означенному человеку достаточно просто определить цель и начать к ней двигаться. Но куда там — весь пар уходит в свисток многочисленных занудливых умозаключений по поводу того, почему это нельзя сделать; и горестных стенаний по поводу своей тяжкой судьбины...

Всегда. А здесь уже в чисто мифологическом плане фигурирует Арахна: весьма искусная пряха, «наехавшая» на богиню Минерву и в наказание обреченная вечно ткать свою паутину в весьма неприглядном виде паука (или все-таки паучихи?). Люди с этим сценарных паттерном постоянно задаются вопросом: «Почему это всегда случается со мною?» И с упорством маньяка (и с умением бледнолицего из известного анекдота) умудряются наступать на одни и те же грабли не дважды, а всю свою жизнь. Они как бы всеми силами сохраняют нечто неприятное вместо того, чтобы заменить его более приятным и просто жить и радоваться. И от начала и до конца своей жизни пребывают в болезнях, дурных взаимоотношениях, не устраивающих их любви и сексе, неинтересной работе и бедности.

Почти - тип 2. Вы, наверное, знаете таких людей. Тех, которые почти окончили вуз, почти женились, почти защитили диссертацию или (уменьшим масштаб) почти закончили ремонт или уборку квартиры. Подобно Сизифу, который почти вкатывал на гору огромный камень (каковой тут же срывался вниз, так что все приходилось начинать заново), эти люди живут по странному принципу «Каждый раз я буду почти достигать своего». И никогда не доводят дело до конца — в отличие от своих собратьев по следующему типу сценарного паттерна.

Почти - тип 2. Вот это уж точно Досгигатели — в том плане, что в отличие от поклонников Сизифа из предыдущего сценария они всегда добиваются своего. Но никогда не останавливаются, не радуются достигнутому и даже просто не позволяют себе отдохнуть, живя и радуясь. Нет, они тут же (практически сразу или после ну очень небольшого промежутка) ищут себе новое дело, которое нужно сделать, или новую вершину, которую надобно покорить. Этакие современные Сизифы, которые, таки вкатив камень на гору, даже не позволяют себе присесть, а сразу начинают нивелировать достигнутое («Разве это гора? И разве это камень?») и искать себе очередную сверхзадачу («И где га гора и тот камень, который еще никто же поднимал?»). Как вы прекрасно понимаете, просто жить и радоваться они также себе не позволяют...

Открытый конец. Этот сценарный паттерн похож на «Пока не» и «После», однако в нем присутствует некоторая точка, после которой все меняется. Да так, как если бы часть сценария (концовка) оказалась утерянной: в результате жизнь обессмысливается и человек просто как бы теряется, не зная этого паттерна, «Достигнув цели, я не знаю, что делать дальше», а мифологической его основой является миф о благочестивых супругах Филемоне и Бавкиде, которые приютили богов, когда другие отказали тем в крове, за что благодарные боги продлили им жизнь, превратив в растущие рядом деревья с переплетенными ветвями...

Способы переделки сценарного паттерна. Уверен, что после прочтения вышеизложенного вы пришли в ужас, обнаружив, что и свою собственную жизнь разворачиваете по этим сценарным паттернам (каковые, напомню, могут различаться в различных областях вашей жизни, т.е. вы можете иметь как сходные, так и отличные паттерны для здоровья, взаимоотношений, любви/секса, работы и денег). И задались мучительным вопросом о том, как из них выйти. В первом приближении — ну очень даже просто. Составив с собой контракт на новую жизнь, в котором, например, будет четко оговорено следующее.

При паттерне «Пока не» вы примете, что разрешаете себе жить и радоваться, не дожидаясь, пока что-то будет сделано и/или достигнуто, и даже укажете, как именно.

При сценарии «После» вы укажете, что также позволяете себе наслаждаться жизнью сегодня, совершенно не задумываясь над тем, поимеет ли ваша радость для вас какие-то последствия.

При паттерне «Никогда» вполне достаточно (но необходимо) просто-напросто определить желанную цель и, конечно же, наметить и начать осуществлять шаги к ее достижению.

При сценарии «Всегда» надо договориться с самим собой, что вместо нытья по поводу наступления на одни и те же грабли, вы просто начнете действовать, уходя от не желаемого.

При паттерне «Почти — тип 1» следует оговорить, что вы ни под каким видом не бросите задуманное за полшага до завершения и — кровь из носу

• но добьете дело или достигнете цели.

При сценарии «Почти - тип 2» надо просто-таки намечать себе достаточно протяженные периоды отдыха после выполнения работы. И неукоснительно следить за тем, чтобы вы их использовали по назначению, а не реализовывали принцип из старого анекдота: «А сам бочком-бочком — ив библиотеку, работать».

И, наконец, в случае реализации паттерна «С открытым концом» надо научиться ставить другие, связанные с бытием, жизнью, а не только деятельностью, цели. И опять-таки научиться радоваться всему, что может эту радость доставить.

«Если вы неудовлетворенны своим сценарным процессов, то можете выйти из него... — пишут Я. Стюарт и В. Джойнс в своей книге «Современный транзактный анализ». — Необходимо начать с выявления своих паттерном сценария, их осознания, а затем,..., разрушить эти паттерны.

Если вашим основным сценарием является сценарий «Пока не», сломайте его, радуясь и получая удовольствие еще до завершения... работы. Для человека со сценарием «После» выход из сценарного процесса заключается в том, чтобы жить и радоваться сегодня, предварительно решив, что и завтра он будет радоваться. Например, если вы на вечеринке, пейте в свое удовольствие, но не слишком много., чтобы завтра у вас не болела голова. Для слова паттерна «Никогда» решите, что вы действительно хотите, составьте список из пяти пунктов, которые можете осуществить для осуществления ваших желаний, а затем ежедневно выполняйте по одному пункту. Если вы проживаете тему «Всегда», осознайте, что вам не следует повторять одни и те же ошибки. Если хотите, то можете бросить не удовлетворяющую вас работу, изменить плохие взаимоотношения или найти новое место жительства. Из паттерна «Почти — тип — 1» можно выйти, убеждаясь, что вы доводите свои дела до конца. Если вы убираете комнату, не оставляйте ее неприбранной, если читаете книгу, читайте все главы. Для ломки паттерна «Почти — тип 2» займитесь приятным занятием и радуйтесь любому достигнутому успеху. Составьте список ваших целей и при достижении вычеркивайте их. Не стремитесь к очередной цели, не добившись предыдущей.

Если вы считаете, что вам передан сценарий с открытым концом, осознайте, что ваши родители, не ведая того, преподнесли вам подарок. Поскольку финальные страницы вашего первоначального сценария утеряны, вы можете свободно написать желаемую концовку. Каждый раз, когда вы поступаете вразрез с вашим сценарным паттерном, то ослабляете его для будущего, облегчая себе задачу выхода из старой «сценарной темы».

Содержание наших сценариев и их переделка. Что касается второго аспекта сценариев человека — пресловутого «Что?» или конкретного содержания жизненных планов — то здесь количество вариантов столь велико, что вам придется самостоятельно определить тот, который вы избрали для (в) реализации собственной судьбы. Например, можно воспользоваться тем, что сам же по себе психологический сценарий личности имеет как бы главную тему, содержание которой зачастую можно выразить одной фразой. М. Джеймс и Д. Джонгвард в качестве примера приводят, например, такие темы:

Теряющий Голову,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: