КРЯКК 2017. Основная программа

 

2 ноября
13.00-18.00 Культура Красноярья Культура Красноярья Стенд Министерства культуры Красноярского края — это яркие проекты культурной жизни региона, увлекательные мастер-классы, презентации и представления.   Министерство культуры Красноярского края
13.00–14.00 Холл Наука и культура в мировой рекламе. Видеопоказ Коллекция лучшей мировой рекламы ABC Show включает самые награждаемые видеоролики со всего земного шара. Победители и призёры престижных международных фестивалей рекламы Cannes Lions, One Show, Clio Awards, New York Festivals и прочих, а также вошедшие в авторитетный мировой рейтинг креативности Gunn Report. В программе для демонстрации на XI КРЯКК — «большие шедевры маленького кино», которые легко, непринуждённо, креативно, с юмором рассказывают о главных человеческих ценностях, о просвещении, науке, культуре, искусстве, книгах, о вечном, о жизни, о добре.   Иван Чурилин, президент ABC Show, член жюри New York Festivals, Mobius Awards (Лос-Анджелес), Epica Awards (Париж).   ABC Show
13.00–14.30 Сцена 2 «Шрифт как ДНК проекта». Лекция для дизайнеров Евгений Юкечев, Рустам Габбасов   Каждый раз, начиная новый проект, дизайнер задаётся множеством вопросов: каким должен быть образ, какие шрифты выбрать, какие типографические средства использовать и как прийти к убедительным решениям. Издатели журнала «Шрифт» (typejournal.ru) Рустам Габбасов и Евгений Юкечев рассказывают о своей практике работы и делятся опытом решения типографических задач.   Журнал и издательство «Шрифт»
14.00–14.30 Клуб КрЯКК Торжественное открытие XI Красноярской ярмарки книжной культуры
14.00–15.00 Холл   Scienсe Drama: Роль Специально написанную для КРЯКК «научную пьесу» читают актёры и настоящие учёные. В центре пьесы — молодой артист, который готовится к съёмкам в фильме про учёных. Он знакомится с физиком и напрашивается на стажировку в научный центр, чтобы вжиться в роль. Через несколько дней туда же приходит журналистка, которая хочет сделать большой материал. Актёр выдаёт себя за учёного, чтобы поближе познакомиться с журналисткой… Автор пьесы — Любовь Стрижак. АНО «Информационный центр атомной отрасли»
14.30–15.30 Клуб КрЯКК «Предсказания и открытия: от планет до кварков и до мультивселенных» Лекция Алексея Семихатова   О неизвестных частях мира можно узнать, размышляя об известных. «Размышление» носит математический характер. Оно позволило расширить Солнечную систему и проникнуть внутрь протона и нейтрона, но оно же ведёт нас за границы Вселенной.   Алексей Семихатов — председатель жюри премии «Просветитель», доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник ФИАН.  
14.30–15.30 Сцена 2 Опять не тот! За что каждый год ругают Нобелевскую премию по литературе Лекция Галины Юзефович   «Из года в год решение Нобелевского комитета порождает недовольство в самых широких, вовсе не имеющих отношения к литературе кругах, — пишет литературный критик Галина Юзефович в одной из своих статей. — Шведских академиков азартно бранят по всей планете, обвиняя их в политической ангажированности и отсутствии литературного вкуса. Лауреат никому не известен — очень плохо, наверняка бездарь. Лауреат слишком известен — потакание массовому вкусу. Лауреат из Китая — нонсенс, в Китае нет литературы. Лауреат из США — позор, академики прогнулись под американцев. Лауреат умеренно известен, родом из почтенной литературной державы и репутацию при этом имеет приличную — всё равно плохо, потому что как же так, при живом X награждать Y. Каждый человек мысленно примеряет нобелевские лавры на своего фаворита, и любое решение, не соответствующее ожиданиям, воспринимается в штыки». О логике шведских академиков, о том, как воспринимать присуждение Нобелевской премии, чтобы не портить нервы себе и окружающим, а ещё, конечно, о свежем лауреате Кадзуо Исигуро, поговорим на лекции.
15.00–16.00 Холл Постсоветский мавзолей прошлого Презентация книги Кирилла Кобрина Историк и писатель Кирилл Кобрин анализирует сознание российского общества и российской власти через четверть века после распада СССР. Главным героем его книги является «история». Во-первых, собственно история России последних 25 лет. Во-вторых, история как чуть ли не главная тема общественной дискуссии в России, причина одержимости прошлым, прежде всего, советским. В-третьих, в книге рассказываются многочисленные «истории» из жизни страны, случаи, привлекшие внимание общества. В итоге автор приходит к выводу о конце «постсоветского этапа» в истории России. Что впереди?   Издательство «Новое литературное обозрение»  
15.30–16.30 Сцена 2   Беседы о фантастике. Часть первая. Советский фантастический роман в 21-м веке Мария Галина, Василий Владимирский Советская фантастика — необъятная тема, бескрайний малоизученный континент: недаром её, как и всю литературу Страны Советов, любят сравнивать с Атлантидой Платона. Море Забвения не до конца поглотило этот материк, горные пики превратились в острова и целые архипелаги: одних советских фантастов регулярно переиздают по сей день, о других вспоминают время от времени, о третьих помнят, кажется, только профессиональные исследователи жанра и отдельные энтузиасты. Так почему одни советские фантасты остаются актуальными для современных читателей, а другие, возможно не менее одаренные, сгинули бесследно? Только ли в везении дело, или есть какие-то другие, более объективные критерии? Какими качествами должен обладать советский фантастический роман, чтобы предложить его избалованной аудитории второго десятилетия XXI века? Об этом в рамках КРЯКК беседуют писатель и литературный критик Мария Галина и книжный обозреватель и журналист Василий Владимирский  
16.00–18.00 Клуб КрЯКК Открытые дебаты премии «НОС. Новая словесность» Публичные дебаты, по итогам которых будет объявлен шорт-лист премии 2017 года.   «НОС. Новая словесность» — ежегодная литературная премия, основанная Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной литературе на русском языке.   Председатель жюри — Константин Богомолов. Члены жюри: Вера Мартынов, Рома Либеров, Дмитрий Споров, Агнешка Любомира Пиотровска. Эксперты: Анна Наринская, Константин Богданов, Лев Оборин  
16.00–17.00 Холл   Тайная жизнь синиц, или бёрдвочинг по-норвежски Лекция и презентация книги Андреаса Тьернсхаугена (Норвегия) Фонд «NORLA» (норвежская литература за рубежом)
16.30–18.00 Сцена 2     Всеми правдами и постправдами Перекрёстное интервью-дискуссия журналиста Егора Мостовщикова и философа Кирилла Мартынова   Что происходит, когда встречаются два ярких представителя медиапространства? Конечно, они говорят о том, что волнует их как профессионалов. Особенно в эпоху постправды. Особенно при необходимости выстраивать диалог с теми, кто вырос со смартфоном в руке и знает, что к интернету подключен даже холодильник. Беседа о новых медиа, миллениалах, авторском взгляде и не только.   Егор Мостовщиков — основатель самиздата «Батенька, да вы трансформер», экс-главред Snob.ru. Сотрудничал и публиковался в изданиях «Esquire», «Русский Репортёр», «The New Times», «Коммерсантъ», «Forbes», «Афиша», «The Village» и других. Кирилл Мартынов — кандидат философских наук, доцент школы философии НИУ ВШЭ, журналист-аналитик в таких российских изданиях, как «Новая газета», РБК и «Газета.ру». Был главным редактором интернет-издания «Мнения.ру».   Гёте-Институт в Новосибирске и молодёжная онлайн-платформа www.konverter.media
17.00–18.00 Холл   История комикса в России глазами читателя Лекция Александра Жукова   Комикс-культура в России зарождалась и по разным причинам увядала несколько раз. Но каждый раз, снова и снова, подобно Фениксу, она с новой силой поднималась из пепла. Начиная с 17-го века и до наших дней в России так или иначе прослеживается тяготение к этому непривычному для русского человека жанра. Мы привыкли, что комиксым — исключительно западное явление, так как сам термин «комикс» является западным. Однако, если пробежаться по истории, можно увидеть много интересных фактов, говорящих о том, что для России комикс — это далеко не чуждое и не новое понятие, просто в разные времена оно носило разные имена. Магазин комиксов «Комод»
18.00—19.00 Клуб КрЯКК После постдока: формы нового кино Лекция Василия Корецкого   «Недостаточно реальности! Ближе к реальности!» — призывы вроде этих ещё недавно красовались в заголовках киножурналов и программных заметок кинокритиков. Миф о революции реализма был так убедителен, что мы и сами верили в него, лишь изредка сомневаясь, могут ли дрожащая камера и диалог-импровизация быть исчерпывающим заменителем непосредственного опыта. Но под видом возвращения к реальности кинематограф 2000-х готовил реванш чистой медиальности. Формы, своей изощрённостью превосходящей любое жизнеподобие. Как вышло, что, нырнув в волны документалистики, Зайдля и Цзя Чжанкэ, мы вынырнули в придуманный мир «Игры престолов» и «Твин Пикс»? Когда объектив занял место объекта? Есть ли шанс у реальности вернуться на экран? Рассказывает кинокритик, редактор раздела «Кино» Colta.ru Василий Корецкий.  
18.00–19.00 Холл   Растения Севера Презентация книгиЕкатерины Лисовской Раньше о флоре Севера выходили только научные работы. Книга «Растения Севера» — единственная в своём роде, она написана учёным для широкой аудитории. Знать об основных признаках, свойствах, способах применения северных растений не только интересно. Иногда эта информация может даже спасти жизнь. Издательство «АПЕКС»
18.00–19.00 Сцена 2   Советское жилище как средство управления людьми Лекция Марка Мееровича Почему в СССР с началом индустриализации была официально отвергнута столь популярная до этого идея города-сада? Почему пришедшая ей на смену доктрина советского рабочего посёлка, оказалась воплощённой в виде барачных коммуналок для 85% населения? Почему советская градостроительная политика вместо того, чтобы обеспечивать комфорт повседневной жизни строителей коммунизма, использовалась как средство компактного расселения трудо-бытовых коллективов? А жилище оказалось превращённым в инструмент управления людьми — в рычаг установления репрессивного социального и политического порядка? Этим вопросам посвящена лекция историка и архитектора Марка Мееровича. Марк Меерович — кандидат архитектуры, доктор исторических наук. Заслуженный архитектор России, профессор Иркутского национального технического университета, член Международной Академии наук о природе и обществе и других исследовательских организаций, автор книги «Градостроительная политика в CCCР (1917—1929). От города-сада к ведомственному рабочему поселку» (НЛО, 2017). Издательство «Новое литературное обозрение»  
19.30 На площадках города «Икар на краю времени» Мультимедийный спектакль Брайана Грина   Постановка по одноимённой книге знаменитого физика и популяризатора науки Брайана Грина, сочетающая в себе фильм видеохудожников Al and Al с использованием 3D-технологий, музыку композитора Филипа Гласса в исполнении симфонического оркестра и актёрскую интерпретацию рассказа.   Красноярская краевая филармония. БКЗ

 

3 ноября
10.00-18.00 Культура Красноярья Культура Красноярья Стенд Министерства культуры Красноярского края — это яркие проекты культурной жизни региона, увлекательные мастер-классы, презентации и представления.   Министерство культуры Красноярского края
11.00–13.00 Клуб КрЯКК Открытие программы «Мода» Презентация конкурса «Дресс-код: Сибирь» Ежегодный конкурс «Дресс-код: Сибирь» в 2017 году посвящён традиции, инновации и науке. По-прежнему особое внимание будет уделяться поднятому в прошлом году вопросу о локальном и глобальном, а также возможности развития своего рода «сибирского бренда», который строится вокруг традиционных практик и инновационных подходов, того, каким образом мода объединяет наследие и современность, дизайнерскую мысль и ремесленническое мастерство. Сам конкурс в 2017 году представляет обновлённый формат с номинациями: «SIBERICA», «URBANISTA» и «Новые нарядные», а также спецприз «Верхняя одежда: Сделано для Сибири» — самый сложный предмет одежды, особенно востребованный в наших климатических условиях, который должен сочетать функциональность и дизайнерский подход. Конкурс традиционно сопровождается большой образовательной программой, которая будет интересна не только специалистам индустрии, но и всем тем, кто интересуется модой. В программе лекции дизайнеров, историков и теоретиков моды, воркшопы и дискуссии. Презентация книги Джо Терни «Культура вязания»(серия «Библиотека журнала «Теория моды»») Лекция автора «Pussy Power? Крафтивизм — обретение силы или самозащита?» Обсуждение будет посвящено методам, с помощью которых женщинам «внушают» ощущение силы, используя иконологию и иконографию ремёсел, ассоциирующихся с их порабощением. Речь пойдёт о разнообразных проектах подобного рода — от трикотажных граффити до «пусси-шапок». Мы поговорим о влиянии крафтивизма на жизнь общества, о процессе присвоения, коммодификации и переосмысления его задач как «ещё одного женского дела», и акцентируем необходимость прекратить создавать вещи и начать создавать проблемы.   Журнал «Теория моды», Красноярская ассоциация модельеров, издательство «Новое литературное обозрение»  
11.00-12.00 Холл Устный журнал «Язык Эйнштейна» Язык Эйнштейна — «устный журнал», во время которого трое экспертов из разных областей науки обсуждают и делятся со зрителями актуальными новостями простым и понятным языком. Зрители смогут узнать о том, что важного и интересного произошло в науке, получить комментарии эксперта и задать вопрос учёному. А благодаря специальным рубрикам можно попробовать угадать выдуманную научную новость и получить интересные книжные рекомендации от учёных.   Информационный центр атомной отрасли
11.00-12.30 Сцена 2   Батенька, да вы сноб! Лайв-планёрка с Егором Мостовщиковым   Год назад Гёте-Институт в Новосибирске запустил проект «Конвертер» — онлайн-платформу о молодёжной культуре и новом обществе на трёх языках. Очередная редакционная планёрка пройдёт на КРЯКК в режиме реального времени, с участием приглашённого эксперта, экс-главреда Snob.ru, идеолога самиздата «Батенька, да вы трансформер»Егора Мостовщикова. Мозговой штурм будет щедро приправлен максимально неудобными вопросами и категорически неприемлемыми комментариями. Пока в спорах рождается истина, публика увидит своеобразный мастер-класс по технологии поиска по-настоящему интересных идей.   Гёте-Институт в Новосибирске и молодёжная онлайн-платформа www.konverter.media
12.00—13.00 Холл   «Наука» и «Science»: как на наших глазах подходит к концу разделение наук на точные и гуманитарные. Лекция Виктора Сонькина   Традиционно гуманитарные и естественные науки считались совершенно разными областями интеллектуальной деятельности — во многих языках даже слова, которые их обозначают, разные. В 1959 году химик и писатель Ч. П. Сноу выступил со знаменитой лекцией о «двух культурах», в которой оплакивал этот разрыв. За прошедшие с тех пор полвека с лишним разрыв, конечно, не исчез, но во многих областях существенно уменьшился, и похоже, что его постепенное затягивание будет продолжаться. Мы поговорим о том, как это происходит в разных сферах человеческого знания, от хронологии до генетики и литературной стилистики, что это значит, и что нас ждет. Виктор Сонькин — кандидат филологических наук, переводчик, лауреат премии «Просветитель»-2012 за книгу «Здесь был Рим». Премия «Просветитель»
12.30–13.30 Сцена 2   Беседы о фантастике. Часть 2. Утопии и дистопии Мария Галина, Василий Владимирский   Утопия описывает модель идеального общества, дистопия — общество отталкивающее, пугающее. Оба типа литературы пользуются заслуженным признанием и привлекают внимание солидных литературоведов. Увы, в последние десятилетия поток утопий в отечественной (да и в мировой) литературе практически иссяк, а антиутопий уровня Замятина, Хаксли, Оруэлла или как минимум «Часа Быка» Ивана Ефремова на горизонте давненько не появлялось. Виновата ли в этом пресловутая «смерть больших нарративов» или отказ «жанровой» литературы от антропоцентризма, неизменного представления о человеке как о мере всех вещей? Возможно ли возрождение утопии в ближайшем будущем, и если да, какой она будет? Какие литературные направления занимают сейчас освободившуюся нишу? Попробуем найти ответы на эти вопросы вместе с писателем, переводчиком, критиком Марией Галиной и литературным журналистом, экспертом по современной отечественной фантастике Василием Владимирским.  
13.00–14.30 Клуб КрЯКК   Столкновение наук Круглый стол   Как часто человек сталкивается с результатами науки? Как выглядит прогресс в науке за последние 10 лет? Насколько дорого «стоит» наука, и что это значит? Как науки взаимодействуют друг с другом? Каждый ли может наукой овладеть? Какие проблемы мечтают решить учёные? За ответами на эти и многие другие вопросы приходить на круглый стол учёных-просветителей.   Участники: Александр Панчин, Ольга Сварник, Алексей Семихатов, Станислав Дробышевский  
13.00–14.00 Холл Встреча с Мариной Скаловой. Презентация международного онлайн-проекта The Babel Review of Translations   Марина Скалова родилась в Москве, изучала литературу и философию в Гермагии и Франции. Скалова пишет стихи одновременно по-французски и по-немецки. Она лауреат престижной французской премии «Prix de la vocation». В ее стихах слышится целановская традиция, но несомненно и влияние французской лирики ХХ века. Скалова представит свой сборник «Atemnot (souffle court)» (“Бездыханность») и прочтет русские переводы, опубликованные международным проектом The Babel Review of Translations (www.specimen.press).   Модератор — Святослав Городецкий   Базельский культурно-образовательный центр «Философикум» при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция
13.30–15.00 Сцена 2   Супергерои-психопаты, роботы-ковбои и зомби-апокалипсис. Что происходит с будущим в сериалах? Круглый стол   «Рассказ служанки», «Чёрное зеркало», «Оставленные», «Западный мир» — что объединяет суперпопулярные сериалы последних лет, кроме высоких рейтингов? Все они так или иначе рисуют нам мрачное антиутопическое будущее, в котором новейшие технологии скрещиваются со средневековыми нравами. Даже «Игра престолов», которая вроде бы рисует альтернативную реальность, вот уже который год напоминает: зима близко, а зомби горазды на выдумки, лишь бы захватить побольше королевств. В чём секрет популярности жутких прогнозов, на какие ухищрения идут сценаристы и что шоураннеры знают о нас такого, в чём мы сами не готовы себе признаться? Давайте спросим у кинокритиков и сценаристов. Участники: кинокритик Василий Корецкий, Юлия Идлис, Анна Козлова.  
14.00–15.00 Холл   Хозяин земли русской? Самодержавие и бюрократия в эпоху модерна Презентация книги Кирилла Соловьёва В 1897 году в ходе первой всероссийской переписи населения Николай II в анкетной графе «род деятельности» написал знаменитые слова: «Хозяин земли русской». Но несмотря на формальное всевластие русского самодержца, он был весьма ограничен в свободе деятельности со стороны бюрократического аппарата. Российская бюрократия — в отсутствие сдерживающих её правовых институтов — стала поистине всесильна. В своей новой книге Кирилл Соловьёв даёт убедительный коллективный портрет «министерской олигархии» конца XIX века и, раскрывает механизмы принятия государственных решений, конфликты бюрократии с обществом, внутриминистерские интриги. Кирилл Соловьёв — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор кафедры истории и теории исторической науки РГГУ. Автор более четырёхсот научных публикаций, в том числе пяти монографий по вопросам политической истории России, истории парламентаризма, техники управления и технологии власти.   Издательство «Новое литературное обозрение»
14.30–15.30 Клуб КрЯКК «Мама, не горюй!» Презентация книги художника Саши Галицкого   Почему нам так трудно общаться с пожилыми родителями? Почему все наши усилия наладить отношения с пожилой мамой или пожилым папой заканчиваются ссорами и взаимным напряжением? Почему им обязательно нужно вывести нас из себя? Почему они постоянно дают нам советы и вмешиваются в нашу жизнь? Зачем они экономят? Почему так много говорят? Почему не любят ничего нового? Все эти вопросы, которые нам кажутся риторическими, на самом деле имеют абсолютно конкретные и абсолютно обоснованные ответы. Эти ответы даёт в своей книге Саша Галицкий, израильский художник, который много лет ведёт творческие кружки в израильских домах престарелых, где учит стариков делать скульптуры из дерева и записывает их истории о жизни, длиной зачастую в целый век. Модератор — Дина Годер
15.00–16.00 Холл   Роботы, искусственный разум, блокчейн и мы Лекция Александра Кулешова, доктора технических наук, академика РАН, ректора Сколковского института науки и технологий (Сколтех)   Слово «робот» вошло в наш язык в 20-х годах прошлого века благодаря Карелу Чапеку. Сами роботы стали проникать в нашу жизнь с полвека назад, примерно тогда же ученые начали активно работать над проблемами искусственного интеллекта, т.е. разума. И в той, и в другой области были достигнуты большие успехи, особенно в последние несколько лет, достаточно упомянуть разработки самоуправляемых автомобилей или практически полностью роботизированные производства тех же автомобилей. Но не хватало компоненты надежности. Писатель-фантаст Айзек Азимов, видимо, первый осознал это и придумал три закона роботехники, главный из которых гласит, что робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. Нафантазировать несложно, а как это реализовать?! Кажется, что таким решением становится блокчейн, который позволяет создавать «сети доверия», и возникает триада, которая будет определять наше развитие на ближайшее десятилетие.   Сколтех
15.00–16.00 Сцена 2 Английская школа в литературе: от «Джен Эйр» до «Гарри Поттера» Лекция Александры Борисенко Школа часто описывается в английских романах, иногда восторженно, иногда с ужасом и отвращением. Разные школы и пансионы встречаются у Шарлотты Бронте, Диккенса, Киплинга, Вудхауза, Роулинг. Интересно, что писатели не только подвергались школьному влиянию, но и сами порой влияли на судьбу школьного образования в Англии. Мы поговорим об этом взаимном влиянии, о традициях, реформах и литературных клише.   Александра Борисенко — переводчик, доцент филологического факультета МГУ.  
15.30–16.30 Клуб КрЯКК   Презентация второго тома «Антологии современной швейцарской драматургии» (М., НЛО, 2017) Участвуют: Ирина Прохорова, Доминик Буш, Михаил Рудницкий, Олег Рыбкин, Святослав Городецкий Во второй том антологии современной швейцарской драматургии вошли пьесы, отобранные пятью режиссёрами и театральными деятелями, хорошо знакомыми с тенденциями развития западноевропейского и российского театров (Е. Греминой, А. Мерц-Райковым, Н. Пархомовской, Е. Перегудовым и А. Потаповой). Долг перед обществом («Обет» Доминика Буша), дискриминация по половому признаку («Фрау Шмиц» Лукаса Берфуса), иммиграция и ксенофобия («Америка» Герхарда Майстера, «Пустырь» Дмитрия Гавриша) — вот лишь малый перечень общемировых социальных проблем, затронутых в пьесах антологии. Но есть здесь и сугубо швейцарская тематика («Парк» Габриэля Феттера, «Комната для друзей» Антуана Жакку), и пьеса о жизни в заснеженных Альпах («Год лавины» Ферруччо Кайнеро по одноимённому роману Джованни Орелли), и даже поэтичное признание в любви великому теннисисту («in love with federer"» Дени Майефера).   Базельский культурно-образовательный центр «Философикум» при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция
16.00–17.00 Холл   Пётр Первый: благо или зло для России? Презентация книги Евгения Анисимова Реформаторское наследие Петра I, как и сама его личность, до сих пор порождает ожесточенные споры в российском обществе. В XIX веке разногласия в оценке деятельности Петра во многом стали толчком к возникновению двух основных направлений идейной борьбы в русской интеллектуальной элите — западников и славянофилов. Евгений Анисимов решился на смелый шаг: представить на равных правах две точки зрения на историческую роль царя-реформатора. Своей новой книге он придал форму диалога, вернее — ожесточённых дебатов двух оппонентов: сторонника общеевропейского развития и сторонника «особого пути». По мнению автора, обе позиции имеют право на существование, обе по-своему верны и обе отражают такое сложное, неоднозначное явление, как эпоха Петра в русской истории. Евгений Анисимов — доктор исторических наук, профессор и научный руководитель департамента истории НИУ ВШЭ (Петербургский филиал), профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.   Издательство «Новое литературное обозрение»  
16.00–17.00 сцена 2 Сон разума рождает чудовищ Лекция Александра Панчина   О нейробиологии сонного паралича, фантомной боли, видения ауры, околосмертного опыта и других явлений, лежащих в основе необычных ощущений, которым часто приписывают паранормальную природу.   Александр Панчин — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН, автор книги «Сумма биотехнологий», лауреат премии «Просветитель»-2016 в номинации «Естественные и точные науки», член жюри премии «Просветитель»-2017, член комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН.  
17.00–18.00 Холл   «Что у вас с оленями?!»: трансгрессия в дизайне вязаных вещей Лекция Линор Горалик Вязаные вещи — и особенно вещи, связанные вручную, — зачастую воспринимаются зрителем как один из наиболее консервативных типов одежды, а сама практика вязания до сих пор ассоциируется у многих из нас с наивностью, комфортностью, традицией и уютом. Именно поэтому нарушение костюмных норм в дизайне вязаных вещей или в самой технике их создания могут вызывать у зрителя острую эмоциональную реакцию — вне зависимости от того, хотел ли этой реакции автор вязаной вещи. В своей лекции Линор Горалик расскажет о том, как могут быть устроены такие практики и как именно возникают намеренные или случайные нарушения «нормы» в этой области.   Линор Горалик — писатель, журналист, преподаватель НИУ ВШЭ, МВШСЭН, постоянный автор журнала «Теория моды».
17.00–19.00 Клуб КрЯКК   Кот Бродского. Красноярск   Проект «Кот Бродского» — это шоу книжных обзоров, где участникам нужно рассказать о прочитанной книге и прокомментировать выбранную организаторами тему. Книги участникам достаются путем жеребьёвки. Всего участвует четыре человека, а их выступления оценивают компетентные судьи. В рамках первого выпуска «Кота Бродского» в Красноярске прозвучат обзоры на четыре современных художественных книги, связанных темой борьбы.   Ведущий — Константин Мильчин.  
17.00–19.00 Сцена 2 Как показать литературу? Об опыте перевода литературы на язык изобразительных искусств. Лекция Ромы Либерова   Рома Либеров — автор, режиссёр и продюсер фильмов «писательского цикла»: «Юрий Олеша по кличке „Писатель“» (2009 г.); «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем» (2010 г., премия ТЭФИ); «Один день Жоры Владимова» (2011 г.); «Написано Сергеем Довлатовым» (2012 г.); «ИЛЬФИПЕТРОВ» (2013 г.); «Сохрани мою речь навсегда» (памяти Осипа Мандельштама, 2015 г.). Работает над фильмом памяти Андрея Платонова «Сокровенный человек».   Как перенести не только биографию, но и художественный мир писателя на экран? Как сделать кино, не повредив литературе? Рома Либеров расскажет о своём читательском и режиссёрском опыте и покажет фрагменты своих литературно-документальный фильмов.  
18.00–19.00 Холл     В погоне за «синим китом»: как и зачем исследовать «моральные паники» Лекция Александры Архиповой (РГГУ, РАНХИГС) Загадочные секты заокеанских кураторов заманивают детей в «группы смерти» в интернете, а стоит только выйти на улицу — там и банда 18 террористов и наркожвачки (на обёртке — Винни-Пух, а внутри — героин за 500 рублей). Страх перед опасностью, воспринимаемой как реальная угроза, создаёт «моральные паники», которые могут массово менять поведение людей: от насильных медосмотров в школах и отказа от покупки некоторых товаров до запрета детям ходить в школу и попыток есть только то, что выращено своими руками. Это специфическая болезнь современного общества, и именно антропологи могут поставить диагноз такой болезни.
19.30 На площадках города «Звуковые ландшафты» Проект музыканта Петра Айду при участии актёров Театра «Школа драматического искусства».   Симфония-мистерия в четырёх частях, которая исполняется на множестве шумовых аппаратов, музыкальных инструментов и различных звуковых объектах, которые объединяются для создания «звуковых картин».   Красноярский государственный театр оперы и балета

 

4 ноября
10.00-18.00 Культура Красноярья Культура Красноярья Стенд Министерства культуры Красноярского края — это яркие проекты культурной жизни региона, увлекательные мастер-классы, презентации и представления.   Министерство культуры Красноярского края
11.00–14.00 Клуб КрЯКК   Как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому? 10 простых заповедей Мастер-класс Саши Галицкого Саша Галицкий — художник, ведущий творческих мастерских в израильских домах престарелых и автор книги «Мама, не горюй!» о том, как общаться с пожилыми родителями. Сашин опыт — бесценный источник мудрых советов, которые помогают относиться к старикам с пониманием, сохранять терпение и любовь, избегать бессмысленных обид и ссор. На мастер-классе Саша расскажет, что нужно, а чего ни в коем случае нельзя делать, ответит на вопросы и научит воспринимать проблемы с юмором.   Мастер-класс идёт три часа с перерывом. Саша будет рад, если вы настроитесь на вдумчивое участие и не будете отвлекаться. Так мастер-класс принесёт вам и вашим родителям максимум пользы.  
11.00–12.30 Сцена 2   Встреча с писателем Гэвином Фрэнсисом (Великобритания) Модератор — Виктор Сонькин   Гэвин Фрэнсис—врач, путешественник, автор книг «True North: Travels in Arctic Europe» («Реальный Север: Путешествия по Арктической Европе»), «Empire Antarctica: Ice, Silence & Emperor Penguins» («Имперская Антарктида: Лёд, Тишина и Императорские Пингвины») и международного бестселлера «Adventures in Human Being» (путешествие хирурга по телу человека), в котором Гэвин, опираясь на свой опыт врача скорой помощи и семейного терапевта, исследует организм человека с точки зрения медицины и в аспекте философии, истории и литературы. Гэвин живёт и работает в Эдинбурге (Шотландия), практикует экстренную и семейную медицину, а также на постоянной основе пишет статьи для газеты The Guardian и журналов литературной критики London Review of Books и The New York Review of Books. Британский Совет. Мероприятие проводится в рамках Года науки и образования Великобритании и России 2017.
11.00–12.00 Холл Устный журнал «Язык Эйнштейна» Язык Эйнштейна — «устный журнал», во время которого трое экспертов из разных областей науки обсуждают и делятся со зрителями актуальными новостями простым и понятным языком. Зрители смогут узнать о том, что важного и интересного произошло в науке, получить комментарии эксперта и задать вопрос учёному. А благодаря специальным рубрикам можно попробовать угадать выдуманную научную новость и получить интересные книжные рекомендации от учёных.   Информационный центр атомной отрасли
12.00–13.00 Холл Презентация романа Катрин Лове «Месье и мадам Рива» Модератор и переводчик: Святослав Городецкий   Швейцарская писательница Катрин Лове представит свой последний роман «Месье и мадам Рива» (СПб., «Аркадия», 2017), где современному ошалелому технократическому миру противостоит пара добропорядочных стариков, живущих своей размеренной жизнью и наслаждающихся ей. Швейцарские Филемон и Бавкида сознательно отказываются от таких, казалось бы, неоспоримых благ, как дорогостоящий морской круиз, подаренный им сыном. Они прозревают тщету и суетность бездумного накопительства ощущений, предпочитают оставаться верными себе. Это второй роман Лове, переведённый на русский. Ранее писательница уже представляла на КРЯКК свой «Потешный русский роман» (М., «Флюид», 2013), снискавший тёплый приём у российских критиков и читателей.   Базельский культурно-образовательный центр «Философикум» при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция
12.30–14.00 Сцена 2 Камера, ножницы, бумага: как переводили «Песни льда и пламени» на язык кино Лекция Юлии Идлис   Журналист и киносценарист Юлия Идлис расскажет, как устроена пилотная серия «Игры престолов», что общего между её сценарием и теми главами из первой книги Джорджа Мартина, по которым эта серия снята. Какие решения принимали сценаристы и почему? Как показать на экране то, что имел в виду автор книги? Как вообще текст преображается в кино? По пилотной серии американские телеканалы определяют, запускать или не запускать весь проект, так что сценарные решения в пилоте «Игры престолов» — это решения, благодаря которым мы смотрим сериал уже почти семь лет.
13.00–14.00 Холл   Мозг за минуту Лекция Ольги Сварник   Примерно 2,5% населения Земли страдают прозопагнозией, то есть испытывают сложности с распознаванием лиц других людей. На развитие мозга эмбриона во многом влияют гормоны. Аневризма, способная послужить причиной инсульта, может присутствовать в мозге человека с рождения, а депрессия чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Мир и человек, как известно, устроены самым удивительным образом. Задумайтесь об этом хотя бы на одну минуту.   Ольга Сварник — нейро- и психофизиолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии Института психологии РАН, автор новой книги «Мозг за минуту».  
14.00–15.00 Сцена 2   Анастасия Завозова. Публичное интервью Модератор — Галина Юзефович   Анастасия Завозова — журналист, блогер, переводчик, литературный обозреватель. Перевела на русский язык романы «Щегол» и «Маленький друг» Донны Тартт, «Изгои» С.Э.Хинтон и «Скрижали судьбы» Себастьяна Барри, «Гордость и предубеждение & зомби» Сета Грэма-Смита и «Маленькую жизнь» Ханьи Янагихары (совместно с Виктором Сонькиным и Александрой Борисенко»), а в конце октября в издательстве «Фантом-Пресс» вышел роман «Девочки» Эммы Клайн в её переводе (беллетризованная история убийств секты Мэнсона). Знает всё о викторианских романах, скандинавских детективах, англоязычных литературных премиях и обещает рассказать в интервью Галине Юзефович всё, что успеет.  
14.00–15.00 Холл   Наука и поэзия Лекция Льва Оборина   Современные критики часто подходят к поэзии как к исследованию, называют её одной из форм познания наравне с наукой. Одна из причин такого взгляда — усложнение поэтического инструментария, работа поэзии с проблемами, которые традиционно отводятся научным дисциплинам: истории, социологии и даже естествознанию. Поэт, переводчик, критик и редактор Лев Оборин расскажет в своей лекции о том, зачем современной русской поэзии нужна наука.
14.00–15.30 Клуб КрЯКК   Что такое Россия: как писать научно-популярную историю страны Презентация книжной серии издательства «НЛО» Новая научно-популярная серия издательства «Новое литературное обозрение» призвана опровергнуть знаменитое изречение Фёдора Тютчева «умом Россию не понять…». В центре внимания ведущих историков — драматический процесс модернизации страны: как многолетние усилия России догнать передовые западные страны отразились на всех сферах жизни общества (от принципов государственного управления до повседневных практик). Участники дискуссии обсудят, как заложить новую отечественную традицию популярной истории и показать широкой читающей публике многообразие российского исторического опыта, не сводимого к смене правителей и режимов. Участники: Ирина Прохорова, Евгений Анисимов, Вера Мильчина, Кирилл Соловьев Издательство «Новое литературное обозрение»
15.00–16.00 Сцена 2   Переводчики и цензура. Почти триллер Дискуссия   Что такое цензура? Какова её история, причины, инструменты? Почему одним кажется, что цензура в России душит свободу слова, а другие уверены, что ничего подобного нет уже много лет? Литературные специалисты, которые чаще всего сталкиваются сегодня с «цензурными соображениями», — это переводчики. Издатели и авторы требуют переводить точно, федеральные законы и тревожная общественность — так, чтобы никого не обидеть. Никаких инструментов, чтобы оценить, какой перевод считается точным, а какой — вольным, не существует. В итоге издатели нередко от греха подальше отказываются издавать книги или упаковывают их в целлофан с отпугивающими маркировками, рискуя не продать ни одного экземпляра тем читателям, которым они предназначены.   О том, какие книги и почему не покупают в разные страны, что «подправляют» при изданиях и как это влияет на российский и западные книжные рынки, расскажут и поспорят сами переводчики.   Участники: Ольга Дробот, Александра Борисенко, Дина Ролл-Хансен
15.00–16.30 Холл Отцы и дети: почему наши дети говорят не так, как мы? Лекция Ирины Левонтиной   Люди старшего поколения обычно очень нервно реагирует на то, что речь молодёжи отличается от их собственной речи, при этом совершенно забывая, что сами в своё время говорили не так, как родители, а родители так же ворчали и считали речь молодёжи вульгарной и исковерканной. Обычно считается, что речь нового поколения «упрощается». А так ли это? Какие механизмы лежат в основе феномена подросткового и молодёжного языка? Что происходит, когда дети взрослеют? Что сейчас новенького в речи наших детей?   Ирина Левонтина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, финалист премии «Просветитель»-2011 с книгой «Русский со словарем».  
15.30–17.00 Клуб КрЯКК   Старость будущего и будущее старости Круглый стол о том, что нас ждёт через N лет   Если про доставку пиццы дронами и колонизацию Марса всё ещё не совсем понятно, то старость — будущее, которое так или иначе ждёт каждого человека. Каким оно будет через 10, 20, 50 лет? Как увеличение продолжительности жизни меняет общество? Правда ли, что Европа стареет на глазах и к чему это ведёт западную цивилизацию? Как различается жизнь стариков в разных странах? За круглым столом об этих и других животрепещущих вопросах соберутся художник Саша Галицкий, который ведёт творческие мастерские в израильских домах престарелых, геронтолог из Копенгагенского университета Руди Вестендорп, написавший бестселлер «Стареть, не старея», и антрополог Станислав Дробышевский, знающий всё о будущем человеческого разума и организма.   Модератор — Линор Горалик  
16.00–17.00 сцена 2 Встреча с писателем Владимиром Медведевым Владимир Медведев — автор нашумевшего романа «Заххок» (издательство Arsis books), вошедшего в шорт-листы премий «Ясная Поляна» и «Русский Букер» и лонг-лист премии «НОС» — расскажет, почему решил написать о гражданской войне в Таджикистане, как работа писателя отличается от работы журналиста, и, конечно, ответит на вопросы читателей.   Модератор — Галина Юзефович  
16.30–18.00 Холл   «Страна моя, взгляни на меня»: подростковый протест глазами антрополога Лекция Александры Архиповой (РГГУ, РАНХИГС)   — Простите, это штаб Навального? — Тише, тише! У меня контрольная по математике! — этот анекдот, возникший ночью 26 марта 2017 года, отражает культурный шок российского общества: на улицы во время антикоррупционных протеста неожиданно для многих вышли не только привычные олдскульные активисты, но и подростки. Почему именно они стали протестовать? — спрашивают у медийщиков и политтехнологов, у социологов и политологов после протестов 26 марта 2017 года. Антропологи же говорят, что прежде вопроса «почему?» надо спросить «когда?». Ответ — «они это делают в течение последних двух лет». Поэтому выход «школоты» на улицу — это не инспирированная чей-то пропагандой разовая акция, а закономерный социальный процесс. Логику такого процесса пытаются понять антропологи, именно об этом расскажет в своей лекции Александра Архипова.  
17.00–18.00 Клуб КрЯКК   Рабство как культурная память и интеллектуальное наследие Презентация спецвыпуска журнала «НЛО» (№ 141–142) Участники: Ирина Прохорова, Кирилл Кобрин Как феномен рабства совмещается с модерностью, с её установками на автономию личности от диктата государства? Как наследие рабства влияет на формирование этических, моральных норм, религиозных представлений, ритуальных и этикетных кодов? Какую роль в передаче интеллектуального наследия рабства играют практики памяти? Как рабство и его последствия отражаются в коллективном сознании, в повседневных практиках и стиле жизни индивида и коллектива, искусстве и средствах массовой информации? На лекции главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» расскажет, почему рабство остаётся одним из мощных механизмов культурной памяти и социального взаимодействия даже спустя многие годы после своей формальной отмены.   Издательство «Новое литературное обозрение»
17.00–18.00 сцена 2 Восстание машин: как человек превратился в алгоритм и есть ли путь обратно Лекция Юрия Сапрыкина   Разговоры об искусственном интеллекте переместились со страниц фантастических романов в сводки культурных новостей: специально обученные алгоритмы пишут музыку под Моцарта, рисуют картины под Гогена и обыгрывают человека на турнирах по игре в го. От лица алгоритма написан последний роман Виктора Пелевина, и, судя по всему, недалёк тот день, когда алгоритмы сами начнут писать романы от лица Пелевина. Впрочем, обычный читатель и зритель уже сегодня во многом зависит от искусственного интеллекта, совершенно этого не замечая: алгоритмы в интернет-сервисах подбирают для нас музыку и книги, сортируют ссылки в поисковых машинах, определяют, что мы видим в ленте фейсбука. Поддаётся ли искусство математическому исчислению? Как изменится человек, если его мыслями и впечатлениями будет заведовать невидимый машинный мозг? Как массовая культура готовит нас к наступлению новой эры, и есть ли способ ей противостоять? Поговорим с публицистом и философом Юрием Сапрыкиным.
18.00–19.00 Сцена 2   Биологическое будущее человека   Что ждёт нас в будущем? Как это можно узнать? Достанется ли планета мрачным морлокам или просветлённым элоям? Светят ли нам прогресс и процветание, либо же мы погрузимся во мрак деградации и регресса? Правда ли, что наши потомки лишатся зубов и пальцев, будут иметь странное лицо и голову с арбуз? Обо всём этом и многом другом – в лекции антрополога, автора книги «Достающее звено» Станислава Дробышевского.   Станислав Дробышевский — кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научный редактор портала «Антропогенез.ру», вошёл в длинный список премии «Просветитель» с книгой «Достающее звено» в двух томах.   Издательство Corpus при поддержке премии «Просветитель».  
18.00–19.00 Клуб КрЯКК   Французы «полезные» и «вредные». Надзор над иностранцами в эпоху Николая I Презентация книги Веры Мильчиной (издательство «НЛО») Историческое влияние Франции на Россию общеизвестно, однако к самим французам, как и к иностранцам в целом, в императорской России отношение было более чем настороженным. Николай I считал Францию источником «революционной заразы», а в пришедшем к власти в 1830 году короле Луи-Филиппе видел не «брата», а узурпатора. Представляя свою новую книгу «Французы „полезные” и „вредные”», Вера Мильчина расскажет о злоключениях французов, приезжавших в Россию в 1830–1840-х годах. Получение визы было сопряжено с большими трудностями, тайная полиция вела за ними неусыпный надзор и могла выслать любого «вредного» француза из страны на основании анонимного доноса. Вера Мильчина — историк русско-французских связей, переводчик, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ и Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Издательство «Новое литературное обозрение»
18.00–19.00 Холл   «ПРОчтение» Презентация мультимедиа-фильма, в который вошли записанные сотрудниками Литературного музея интервью с современными российскими писателями Проект представляет собой серию бесед-интервью с современными писателями региона и страны. Герои отвечают на вопросы из единой анкеты, посвящённой чтению. Писатели рассказывают о любимых авторах, ярких эпизодах из художественных текстов, читают стихи любимых поэтов, вспоминают о своём первом читательском опыте, рассуждают о любимых жанрах и о чтении как образе жизни. Героями проекта уже стали Эдуард Лимонов, Роман Сенчин, Лев Рубинштейн, Александр Григоренко, Михаил Тарковский, Лёха Никонов, Эдуард Русаков, Василий Прокушев и другие авторы из Красноярского края. Возможно, отзыв писателя о книге лучше всего побудит зрителя впервые прочесть или перечитать художественное произведение. Литературный музей им. В.П. Астафьева
19.30 На площадках города Концерт Российского национального оркестра Дирижёр — Кирилл Карабиц. Солист — Дмитрий Шишкин (фортепиано)   Красноярская краевая филармония. БКЗ
20.00 На площадках города Финал Всероссийского поэтического слэма Финал всероссийского поэтического слэма — это итог целого года жарких поэтических битв в полутора десятках городов России. Жюри, выбранное среди зрителей, оценивает качество текстов и мастерство авторов исполнять свою поэзию. Победитель едет на международный слэм в Париж! Ведущие — Андрей Родионов, Екатерина Троепольская. Музейный центр «Площадь Мира»

 

5 ноября
10.00-18.00 Культура Красноярья Культура Красноярья Стенд Министерства культуры Красноярского края — это яркие проекты культурной жизни региона, увлекательные мастер-классы, презентации и представления.   Министерство культуры Красноярского края  
11.00–12.00 Клуб КрЯКК   Встреча с писателем Андреем Рубановым   Андрей Рубанов — российский прозаик, автор романов «Сажайте и вырастет», «Хлорофилия», «Йод» и многих других, кинодраматург (автор сценария к фильму «Викинг»). В 2017 году стал финалистов премии «Ясная Поляна» с романом «Патриот», также вошедшим в лонг- и шорт-листы других российских литературных премий.   Модератор — Александр Гаврилов   Премия «Ясная Поляна»  
11.00—12.30 Сцена 2   Встреча с писательницей Сарой Мосс (Великобритания) Модератор — Александра Борисенко   Сара Мосс — профессор Уорикского Университета, автор пяти романов: «Cold Earth» («Холодная Земля»), «Night Waking» («Ночное пробуждение»), «Bodies of Light» («Тела света»), «Signs for Lost Children» («Знаки для пропавших детей»), «The Tidal Zone» («Приливная зона»), а также книги воспоминаний о жизни в Исландии «Names for the Sea» («Имена для моря»), вошедшей в финал премии Королевского общества литературы (RSL) Ondaatje. Сара Мосс трижды попадала в список призёров премии Wellcome Book Prize. В прошлом Сара — один из авторов изданий New Statesman и Independent, BBC Radio, а также обозреватель программы Saturday Review на Radio 4.   Британский Совет. Мероприятие проводится в рамках Года науки и образования Великобритании и России 2017.
11.00–12.00 холл Лекция и презентация книги Ирины Якутенко «Воля и самоконтроль»   Почему одни люди с лёгкостью отказываются от соблазнов, а другие не в силах им противостоять? Последние исследования генетики и биохимии мозга показывают, что люди, которым сложно сопротивляться искушениям, физиологически отличаются от тех, у кого этих проблем нет. В чем это различие и что делать тем, кому трудно заставить себя не срывать сроки, отказаться от лишней порции десерта и других сиюминутных удовольствий, которые в конечном счёте угрожают важным жизненным планам? Разбираясь в этих вопросах, автор книги приводит тесты, помогающие читателю оценить собственную силу воли, выявить возможные нарушения и выработать стратегию, которая поможет удерживаться от соблазнов именно ему. И хотя исправить «встроенную» нехватку силы воли, увы, очень сложно, научиться продуктивно работать и добиваться долгосрочных целей, несмотря на проблемы с самоконтролем, вполне можно».   Информационный центр атомной отрасли
12.00–13.00 Клуб КрЯКК   Встреча с писательницей Анной Козловой Анна Козлова — автор романа «F20», лауреат премии «Национальный бестселлер»-2017, автор сценария к сериалу «Краткий курс счастливой жизни» Валерии Гай-Германики и другим проектам. Приходите и смело спрашивайте, как перенести обычную жизнь на экран, сколько времени нужно провести на интернет-форумах, чтобы понять, как нейролептики действуют на сознание больного шизофренией, что такое «киноповесть» и когда же уже ждать следующей книги.   Модератор — Константин Мильчин  
12.00–13.30 Холл Как говорить о том, о чём невозможно говорить: от мемориальных проектов военного времени до Музея блокады Лекция Вадима Басса   Как работает с посетителем архитектура современного музея? Как рассказывать трагическую историю новым поколениям? Как говорить средствами архитектуры о том, о чём невозможно говорить?   Весной этого года в Петербурге прошёл закрытый конкурс проектов Музея обороны и блокады. К участию пригласили девять архитектурных бюро из России, Норвегии, Финляндии, Германии. Проекты блокадного музея демонстрируют различные подходы к тому, как можно средствами архитектуры говорить о самых страшных трагедиях. В мировой архитектуре второй половины XX – начала XXI века накоплен изрядный опыт подобных разговоров. Советские архитекторы столкнулись с этой задачей после начала Великой Отечественной. Результатом стали совершенно неожиданные, странные, порой парадоксальные проекты монументов 1940-х, демонстрирующие изменение представлений о границах мемориального жанра. Впоследствии монументы приобретут более привычный нам, конвенциональный и часто невыразительно-официозный характер, но среди работ 1960–80-х встречаются примеры «сильнодействующей» архитектуры и скульптуры. На лекции рассмотрим примеры мемориальной продукции военного времени и послевоенных десятилетий и обсудим современные примеры увековечения трагических событий в мировой и отечественной практике.   Вадим Басс — историк архитектуры, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт‑Петербурге.  
12.30–14.00 Сцена 2   Ожидание космоса Художник Евгений Стрелков комментирует отрывки из кинофантастики 1900–1960-х.   Ещё до того, как стать реальностью, космические полёты будоражили воображение мыслителей и художников. При этом на космические одиссеи проецировались земные проблемы, опасения и надежды. Космос стал модельной площадкой для научных прогнозов, удобным поводом для манифестов, деклараций и памфлетов. В рамках космической темы формировались представления, ставшие определяющими для всего XX века: доктрина сверхчеловека, концепция социальной инженерии, идея прогресса. В жанре космического прогноза работали выдающиеся режиссёры (Фриц Ланг, Яков Протазанов), киносценаристы (Герберт Уэллс, Алексей Толстой), дизайнеры (Ласло Мохой-Надь, Александра Экстер), исследователи-консультанты (Герман Оберт, Константин Циолковский, Владимир Вернадский). И именно тогда, когда космические полёты превратились в реальность, стали очевидны как гениальные озарения, так и наивные просчёты кинофантастов.  
13.00–14.30 Клуб КрЯКК   Стареть не старея Лекция-авторская презентация бестселлера Руди Вестендорпа   Почему мы стареем, существует ли в природе вечная жизнь, от чего зависит наше восприятие возраста, правда ли, что 75 — это новые 65? На эти и многие другие вопросы о старости ответит профессор Копенгагенского университета, геронтолог Руди Вестендорп, автор бестселлера «Стареть не старея» (русская версия книги вышла в «Издательстве Ивана Лимбаха»). А ещё наш гость обещает объяснить, почему старение не должно пугать.   Посольство Королевства Дании и Государственный Фонд поддержки искусства и культуры Дании  
13.30–14.30 Холл   Всяческие истории, или Чёрт знает что Презентация книги Иеремии Готхельфа   В издательстве «Рудомино» вышла книга классика швейцарской литературы Иеремии Готхельфа (1797–1854). Известный переводчик и германист Михаил Рудницкий расскажет о восприятии Готхельфа в немецкоязычных странах и России, а издатель Григорий Чередов представит швейцарскую серию «Рудомино».   Участники: Михаил Рудницкий, Григорий Чередов   Базельский культурно-образовательный центр «Философикум» при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция
14.30–16.00 Клуб КрЯКК Научпоп: следующие 100 лет Круглый стол Научно-популярную литературу вызвала к жизни научная революция начала 20-го века и монополия письменного слова на распространение информации. Сегодня, когда «стандартная модель» шатается под грузом новых открытий, а движущиеся картинки отбивают у текста всё новые и новые территории, приходит время переосмыслить границы жанра. Где любопытствующему дилетанту искать научную истину сегодня, завтра и в ближайшие 100 лет?   Участники: Ирина Левонтина, Виктор Сонькин, Станислав Дробышевский, Ася Казанцева. Модератор — Александр Гаврилов   Премия «Просветитель»  
14.00–15.00 Сцена 2   Русская литературная классика: как меняется канон и как разговаривать о нём с людьми в 2017 году Презентация нового интернет-проекта о русской литературе «Полка»   Участники: Юрий Сапрыкин, Лев Оборин, Елена Макеенко
14.30–15.30 Холл   «Оптимизм: Поэтические пьесы» Презентация и авторское чтение книги Андрея Родионова и Екатерины Троепольской «Оптимизм» — сборник поэтических пьес Андрея Родионова и Екатерины Троепольской. Драматургия в стихах — довольно редкий жанр в наше время, на первый взгляд не соответствующий задачам современного театра. Тем не менее постановки по пьесам Родионова / Троепольской идут и на модных, и на экспериментальных площадках страны. Зрительский интерес обусловлен острым социальным содержанием пьес, не менее острым юмором и, конечно, жёстким поэтическим слогом известного поэта Андрея Родионова. Издательство «Новое литературное обозрение»
16.00–17.00 Клуб КрЯКК   «Обет» Сценическая читка пьесы Доминика Буша   В рамках презентации второго тома «Антологии современной швейцарской драматургии» состоится читка пьесы Доминика Буша «Обет», на которой будет присутствовать сам автор. Молодой врач, главный герой пьесы, проходит стажировку в Африке и во время одного из перелетов едва не гибнет в авиакатастрофе. Сидя в падающем самолете он даёт себе обет, что навсегда вернётся работать на «Чёрный континент», если выживет. Однако в Европе никто не хочет понять причину его твёрдого решения, а такое старомодное понятие, как обет, вызывает лишь усмешку и недоумение.   Участники: Доминик Буш, Олег Рыбкин, актёры Красноярского драматического театра им. Пушкина   Базельский культурно-образовательный центр «Философикум» при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция
15.30–16.30 Холл   Как становятся профессорами? Академические карьеры и развитие науки Лекция Михаила Соколова Как устроены академические карьерные лестницы в разных странах, чем определялся выбор той или иной конструкции и какие следствия он имеет для построения стратегий индивидуальной академической судьбы и для развития науки в целом? На лекции будут представлены результаты сравнительного исследования академических карьер специалистов в области социальных наук из пяти стран: Великобритании, Германии, России, США и Франции. Примеры этих стран позволяют проанализировать истоки и следствия институционализации одной из двух основных моделей устройства карьерной лестницы и рынка учёного труда — селекционирующей (Германия, США) и трансформирующей (Россия, отчасти Франция). Михаил Соколов — социолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, соавтор книги «Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах» (НЛО, 2015). Издательство «Новое литературное обозрение»
15.00–16.30 Сцена 2   90 минут поэзии Линор Горалик, Юлия Идлис, Лев Оборин, Мария Галина   Даже в самом густом чаду научного кутежа трудно отказаться от соблазна замереть и послушать поэзию. Всего за полтора часа — четыре автора, четыре оригинальные поэтики, четыре автономных поэтических мира.
16.30–17.30 Сцена 2   Профессия — изобретатель языков Лекция Александра Пиперски   Дж. Р. Р. Толкин писал, что изобретает не языки для своих миров, а миры для своих языков. Это звучит чрезвычайно романтично, и именно благодаря Толкину случилось так, что в наши дни изобретение языков (пожалуй, впервые в человеческой истории) стало профессией, которая даже может приносить доход. На лекции речь пойдёт о людях, которым удалось превратить лингвоконструирование в работу — в первую очередь о Дэвиде Питерсоне, который создаёт дотракийский и валирийский языки для «Игры престолов», но и не только о нём.   Александр Пиперски — кандидат филологических наук, доцент Института лингвистики РГГУ, научный сотрудник Школы филологии НИУ ВШЭ, вошел в длинный список премии «Просветитель»-2017 с книгой «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского».  
16.30–17.30 Холл   Когда технический прогресс встречается с этикой, или Что такое киберпанк? Лекция Алексея Поляринова   Киберпанк как жанр жил очень недолго и умер в 90-е, сегодня от него осталась только оболочка, стиль — тёмные плащи, голограммы, импланты, как в фильмах «Матрица» и «Призрак в доспехах». В 80-х же киберпанк изменил не только научную фантастику, но и литературу в целом — это был жанр, возникший на пересечении науки и этики, изучавший опасности технического прогресса и трансгуманизма. На лекции литературного журналиста и переводчика Алексея Поляринова речь пойдёт о фантастах, которые определили главные темы жанра ещё 60–70-е годы: Альфред Бестер, Джон Браннер, Филип Дик, Джеймс Типтри, Джозеф Макэлрой, Вернор Виндж, Джек Уомэк, Уильям Гибсон и другие.
17.00–19.00 Клуб КрЯКК Научный бой: технари против культурологов   Научный бой — состязание учёных, смесь научной конференции и стендап-выступления. Шесть молодых учёных рассказывают о своих исследованиях. Задача – интересно и понятно представить свои научные результаты за 10 минут. Победителя конкурса громкостью аплодисментов определяют зрители.  
17.30–19.00 Сцена 2 «Резьба по дереву» Кинопоказ   Художник Саша Галицкий оставил престижную работу и начал вести кружки резьбы по дереву в израильских домах престарелых. Режиссёр-документалист Инна Лесина сопровождала Сашу на занятиях с пожилыми в течение года. Из её впечатлений сложился фильм о времени, о жизни и смерти, о старости, об искусстве, о необыкнове

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: