Национально-региональный компонент

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
  4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи татарского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

Охват детей обучением на родном татарском языке по ДОУ – 50%

Проблемное поле:

Отсутствие достаточного финансирования для приобретения пособий и рабочих тетрадей по УМК.

Перспективы развития (пути решения):

Разработка новых подходов к дошкольному воспитанию – от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми.

Привлечение внебюджетных средств для финансирование мероприятий по внедрению УМК.

Анализ образовательной ситуации по подготовке детей к обучению в школе

Актуальное состояние:

Вопросы подготовки детей к обучению в школе в детском саду решаются комплексно, с привлечением педагога-психолога, учителей-логопедов. Имеется перспективный тематический план «Введение в школьную жизнь».

Старшим воспитателем, совместно с педагогом психологом проводится диагностика детей, поступающих в первый класс (в начале учебного года и в конце учебного года по всем разделам программы).

Педагог-психолог проводит диагностику школьной зрелости. По итогам диагностики даются рекомендации воспитателям и родителям для работы с детьми.

Методика Керна – Йерасека, данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

года Всего обследовано Высокий Средний Низкий
начало конец начало конец начало конец
2016-2017   39,4 52,6 60,6 47,4    

 

Цветовая диагностика О.А. Ореховой; система личностных отношений ребенка, его социальные предпочтения и ценности, варианты личностного развития, тревожность, боль, непонимание, обиды накопленные ребенком в период общения со сверстниками и взрослыми.

года Всего обследовано И больше - 7
2016-2017   5 (5,1%)

 

Обследование проводилось по традиционным методикам. При отборе диагностического инструментария учитывалось соответствие возрасту детей и цели диагностического обследования. Это позволило оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, переключиться на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля.

Целостный характер исследования предоставил возможность получить картину актуального уровня развития ребенка и обозначить зону его ближайшего развития.

Работа по подготовке детей к обучению в школе ведется также в рамках дополнительного образования. Кружки «Ученый малыш», «Умные пальчики» включает в себя занятия по развитию речи, обучению грамоте, чтению, письму, формированию элементарных математических представлений.

Результаты диагностики соответствуют нормам психологического развития 6,6 – 7 лет. У детей высокая подготовленность к школе: хорошо ориентируются в окружающем, умеют обобщать, анализировать, делать выводы, фонематическое восприятие речи – в норме. Наглядно-образное мышление в пределах возрастной нормы. Дети владеют необходимым запасом знаний, ориентируются в жизненных различных ситуациях, способны дать оценку тем или иным действиям, объяснить причину.

Проблемное поле:

Отмечая бесспорную позитивную роль Концепции содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, следует, к сожалению, признать, что пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении их в 1 класс. Остается нерешенной проблема разной подготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Перспективы развития (пути решения):

- Подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации;

- Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: