Зимняя эксплуатация дизельного двигателя начинается с того времени, когда температура окружающей среды опускается до +5 °С. Если в этих условиях не предпринять соответствующих мер, появляются сложности с запуском и эксплуатацией мотора.
Условия эксплуатации дизельных автомобилей в России сопряжены с рядом особенностей, накладываемых качеством производящегося и поставляемого на заправочные станции дизельного топлива. Из-за экономических факторов на нефтеперерабатывающих заводах выпускается, в основном, летнее дизтопливо, составляющее около 90% общего объема производства. Таким образом, на зимнее дизтопливо приходится менее 10%, а на арктическое — вообще около 1%.
Поэтому в холодное время года нельзя быть абсолютно уверенным, что на заправке под видом зимнего топлива не продается смесь зимнего и летнего или вообще чистое летнее топливо, что наиболее вероятно в осенний период.
Таблица 27 Фракционный состав различных видов дизельного топлива
Вид топлива | Фракционный состав, % | |||
С6-С14 | Ci5-Ci9 | С20-С24 | Свыше С25 | |
Летнее | ||||
Зимнее | - | - |
Летнее дизтопливо отличается от зимнего большей концентрацией так называемых длинноцепных молекул парафинов (табл. 27), которые начинают кристаллизацию уже при положительных температурах (табл. 28). Помутнение дизельного топлива свидетельствует о том, что парафины начали выпадать в осадок.
|
|
Таблица 28
Характерные температурные режимы применения дизельного топлива
Температура, °С | Климатическая зона | Вид топлива | ||
Летнее | Зимнее | Арктическое | ||
нормальной эксплуатации, не ниже | умеренная | -20 | -55 | |
холодная | -25 | -35 | ||
помутнения, не выше | умеренная | -5 | -25 | -25 |
холодная | -35 | -40 | ||
фильтруемости, не выше | умеренная | -5 | -25 | -50 |
холодная | -40 | -40 | ||
застывания, не выше | умеренная | -10 | -35 | -55 |
холодная | -45 | -45 |
Для дизельного двигателя наиболее важным фактором является не помутнение, а параметр предельной фильтруемости (так как при помутнении топливо еще способно проходить через фильтры). В этих условиях двигатель, хотя и с некоторыми перебоями, но продолжает работать до тех пор, пока не начнется агломерация — соединение молекул парафинов. Как только парафиновые агломераты достигнут размеров, сопоставимых с диаметром микропор фильтра тонкой очистки топлива, он будет заблокирован белым парафиновым гелем. В результате горючее перестанет поступать в цилиндры, двигатель остановится, а все попытки запустить его будут безуспешны. Температуру, при которой фильтр перестает пропускать топливо, называют температурой предельной фильтруемости.
|
|
Дальнейшее охлаждение топлива до температуры застывания приведет к тому, что все содержащиеся в дизто-пливе парафины полностью кристаллизуются и лишат его жидкотекучестиЗначительно уменьшить содержание в дизтопливе длинномерных парафинов можно еще при перегонке нефти, если для отгонки дизтогошва вместо температуры 180—360 °С применять температуру не выше 320 °С. В этом случае длинноцепные парафины в топливо не попадут, но такого топлива получится почти в полтора раза меньше, а по стоимости оно окажется значительно дороже.
Также применяется технология депарафинизации, при которой с помощью карбамида или специальных молекулярных фильтров (цеолитов) производится механическое отделение длинномерных парафинов.
Рис. 32. Дизельное топливо: а — до применения антигеля; б — после применения антигеля
Наиболее распространен в России более дешевый способ — применение специальных депрессорных присадок (антигелей). Молекулы депрессора либо оседают на кристаллах парафина и не позволяют им срастаться в большие агломераты с размерами более 3—5 мкм (частицы до этого размера не задерживаются топливными фильтрами и не приводят к отказу топливной системы двигателя). Либо, наоборот, с понижением температуры создаются искусственные очаги кристаллизации парафинов, притягивая парафины к себе. В результате в обоих случаях кристаллов парафина оказывается больше, чем в солярке без депрессора (рис. 32). Но размеры кристаллов намного меньше, и они не так быстро забивают фильтр тонкой очистки. Присадка-антигель препятствует замерзанию топлива в топливопроводе и не дает забиваться фильтрам тонкой очистки. Кроме того, она связывает воду, содержащуюся в топливе
Депрессорные присадки (от слова «депрессия» — понижение) к дизельному топливу, или антигели, в основном состоят из алифатических и ароматических дистиллятов нефти, полимеров метакриловой кислоты или сополимеров этилена с винилацетатом.
Часто продаются топливные препараты с несколькими функциональными возможностями. Если, например, на упаковке написано «diesel antigel & conditioner», это подразумевает наличие в присадке специальной добавки-кондиционера, способствующей нормализации и таких свойств топлива, как повышение цетанового числа и т. д.
Встречаются и более универсальные присадки («diesel fuel treatment»), содержащие обширный пакет функциональных возможностей. Они способны препятствовать превращению топлива в гель, очищают фильтры и форсунки двигателя, улучшают пуск двигателя при отрицательных температурах, снижают дымность, обеспечивают сепарацию воды и т. д.
Ассортимент депрессорных присадок, представленных на российском рынке автохимии, очень разнообразен (табл. 29). Надо иметь в виду, что при покупке препарата необходимо ориентироваться не только на название и производителя, но и на инструкцию по использованию.
Таблица 29 Наиболее известные депрессорные присадки (антигели)
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
Антигель «Астрохим» | НПП «Астрохим», Россия | Обеспечение надежной эксплуатации дизельных двигателей в тяжелых зимних условиях при температурах до -40 °С |
Spectrol супер антигель | «Спектр-Авто», Россия | Обеспечение эксплуатации дизельной техники в условиях низких температур за счет улучшения текучести и фильт-руемости топлива |
Diesel & Fuel Oil Anti-Gel | CD-2 (Turtle Wax Inc.), США | Присадка к летнему дизтопливу для обеспечения его текучести до температуры -29 °С |
Продолжение табл. 29
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
Diesel Antigel | Hi-Gear Products Inc., США | Обеспечение эксплуатации дизеля до температуры -47 °С |
Diesel Fuel Conditioner With Antigel | JetGo Auto Products Inc., США | Защита дизтоплива от образования парафиновых и ледяных пробок при низкой температуре |
STP Diesel Treatment With Anti Gel | Clorox Car Care, Великобритания | Препятствие застыванию и загустеванию дизтоплива в холодную погоду |
Diesel Antiwax | AVA CAR, Великобритания | Снижение точки замерзания дизтоплива до -37 °С, а температуры прокачиваемости топлива через топливный фильтр — до-31°С |
Diesel Fliess-Fit | Liqui Moly GmbH, Германия | Предотвращение образования и роста кристаллов парафина в дизтопливе при эксплуатации автомобиля зимой |
Diesel-Winterzusatz | Pingo Erzeugnisse, Германия | Улучшение текучести дизтоплива при температурах до -26 °С, очищение форсунок и камеры сгорания |
Diesel Depresser | Shell, Великобритания | Уменьшение температуры застывания дизтоплива, облегчение запуска и работы дизельного двигателя при низких температурах |
При использовании антигелей следует помнить:
|
|
2.Универсальные присадки для улучшения низкотем
пературных свойств дизтоплива менее эффективны, чем
специальные антигели, так как при использовании уни
версальной присадки снижается концентрация антигеля.
3.Оптимальная концентрация антигеля указана в ин
струкции. Увеличение концентрации не улучшает свойств
дизтоплива и не дает положительного эффекта.
Антигели способны модифицировать лишь раство
ренные парафины, поэтому их следует вводить перед за
правкой топлива, вызывающего сомнения или до тех пор
пока оно еще не успело загустеть. Присадка должна добавляться при температуре, как минимум на 10 °С превышающей температуру помутнения.
4. Температура фильтруемости дизтоплива важнее тем
пературы его замерзания.
5. Эффективность антигеля в значительной степени
зависит от качества используемого дизтоплива (цетано-
вого числа, температурных параметров и т. д.). При ис
пользовании сразу нескольких топливных препаратов не
обходимо учитывать их совместимость, чтобы избежать
возможного антагонистического эффекта различных по
верхностно-активных веществ.
При наличии сомнений по поводу качества заправленного дизельного топлива можно использовать смесь летнего дизтоплива и керосина. Например, при температуре воздуха от —20 до —30 °С рекомендуется применять смесь, состоящую из 80—90% летнего топлива и 10—20% керосина. При этом не следует особенно опасаться за износ деталей, так как даже длительная эксплуатация дизеля на такой смеси не опасна.
|
|
В экстренном случае вместо керосина можно добавить и бензин, но следует иметь в виду, что дизтопливо — это еще и смазка для деталей топливного насоса высокого давления и форсунок, а при добавлении бензина смазывающие свойства дизтоплива снижаются.