O 2. 2. 3. Цетан-корректоры

 

Цетановое число дизельного топлива характеризует воспламеняемость и кинетику горения топлива в дизеле. При низком цетановом числе (менее 40 ед.) велика про­должительность периода задержки воспламенения, горе­ние происходит интенсивнее, давление в камере сгорания нарастает быстрее, что приводит к «стуку», повышенному износу и снижению ресурса двигателя. С увеличением цетанового числа жесткость процесса горения уменьша­ется, но эффективность снижается

Цетановое число дизтоплива, в первую очередь, опре­деляется фракционным составом и показателями испа­ряемости. В отличие от требований Всемирной хартии производителей топлива (ВХПТ), где различаются три категории дизельного топлива с разным цетановым чис­лом, в России все поставляемое на продажу топливо име­ет значение цетанового числа 45 ед. (табл. 30).

Таблица 30

Требования к значению цетанового числа (ед., не менее)

 

ГОСТ 305-82 (Россия) ВХПТ
Летнее Зимнее Арктическое Категория 1 Категория 2 Категория 3
           

При этом категория 1 ВХПТ определяет уровень цета­нового числа в странах с пониженными требованиями, категория 2 — со строгими требованиями, категория 3 — с повышенными требованиями к выбросам вредных ве­ществ с отработавшими газами двигателей. Сопоставле­ние показателей цетанового числа ВХПТ с требованиями ГОСТ 305-82, действующими в России, указывает на то, что уровень отечественных экологических требований даже ниже категории 1.

Один из способов решения проблем, связанных с низ­ким цетановым числом отечественного дизельного топ­лива, — применение специальных цетаноповышающих добавок, или корректоров (табл. 31).

Таблица 31

Характеристика цетан-корректоров дизельного топлива

 

Препарат Фирма-производитель, страна Назначение
«Цетан Плюс» НПО «Поликом» (торговая марка LAVR next), Россия Нормализация процессов горения, повышение эколо-гичности и мощности дви­гателя при использовании низкокачественного дизтоп­лива

 

Продолжение табл. 31

Препарат Фирма-производитель, страна Назначение
«Цетан Плюс» НПП «Астрохим», Россия Повышение и корректировка цетанового числа, улучше­ние пуска двигателя, сниже­ние шумности
Cetane-Number Booster ООО «Лабора­тория трибо-технологии», Россия Повышение цетанового числа до 6 ед., снижение токсич­ности отработавших газов и расхода топлива
Disel Zetan Boost & Clean with SMT2 Hi-Gear Products Inc., США Повышение полноты сгора­ния и сокращение периода задержки самовоспламе­нения дизтоплива
Speed Diesel Zusatz Liqui Moly GmbH, Германия Повышение цетанового чис­ла и смазывающих свойств, связывание воды, очищение форсунок, поршней и каме­ры сгорания
Pour Diesel Energie 3000, Франция Стабилизация работы дизе­ля на низкосортных топливах, очистка камеры сгорания и топливной системы

Цетаноповышающие присадки к дизельному топливу обладают следующими основными свойствами:

9.повышают цетановое число дизтоплива на 5-6 ед.;

10.улучшают мощностные характеристики и повыша­
ют динамику работы двигателя;

11.повышают пусковые свойства дизеля, особенно в усло­
виях низких температур;

12.снижают расход топлива на 2—5% в зависимости от
режима работы и качества применяемого дизтоплива;

13.уменьшают влияние серы, содержащейся в дизтоп-
ливе, снижая интенсивность коррозии деталей топливной
системы и цилиндропоршневой группы дизеля;

снижают дымность отработавших газов до 15-30%,
а токсичность по содержанию оксидов азота (NOX) -
до 20%

4.препятствуют образованию нагара и лаковых отло­
жений на распылителях форсунок, поршнях, пусковых
свечах накаливания, клапанах и стенках камер сгорания;

5.создают на внутренних поверхностях топливной сис­
темы (топливного бака, трубопроводах, топливного насоса
высокого давления, форсунках и т. д.) защитные анти­
окислительные пленки, обеспечивающие дальнейшую чис­
тоту и надежность работы дизеля;

6.увеличивают срок службы и уменьшают износ дви­
гателя.

Ужесточение требований к цетановому числу дизель­ных видов топлив (53 ед. с 2005 года по европейскому стандарту EN 590 «Топливо дизельное автомобильное») привело к росту спроса на цетаноповышающие добавки (присадки), которые выпускаются как самостоятельно, так и в составе многофункциональных пакетов присадок.

Для повышения эффективности сгорания дизтоплива используют многокомпонентную композицию, в состав которой в качестве одного из компонентов входят соли магния, кальция, марганца, меди или алюминия, в каче­стве другого — различные поверхностно-активные веще­ства, а в качестве третьего — стабилизирующие и солю-билизирующие (растворяющие) компоненты, которые способствуют хорошей растворимости композиции в ди­зельном топливе



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: