Цетановое число дизельного топлива характеризует воспламеняемость и кинетику горения топлива в дизеле. При низком цетановом числе (менее 40 ед.) велика продолжительность периода задержки воспламенения, горение происходит интенсивнее, давление в камере сгорания нарастает быстрее, что приводит к «стуку», повышенному износу и снижению ресурса двигателя. С увеличением цетанового числа жесткость процесса горения уменьшается, но эффективность снижается
Цетановое число дизтоплива, в первую очередь, определяется фракционным составом и показателями испаряемости. В отличие от требований Всемирной хартии производителей топлива (ВХПТ), где различаются три категории дизельного топлива с разным цетановым числом, в России все поставляемое на продажу топливо имеет значение цетанового числа 45 ед. (табл. 30).
Таблица 30
Требования к значению цетанового числа (ед., не менее)
ГОСТ 305-82 (Россия) | ВХПТ | ||||
Летнее | Зимнее | Арктическое | Категория 1 | Категория 2 | Категория 3 |
При этом категория 1 ВХПТ определяет уровень цетанового числа в странах с пониженными требованиями, категория 2 — со строгими требованиями, категория 3 — с повышенными требованиями к выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигателей. Сопоставление показателей цетанового числа ВХПТ с требованиями ГОСТ 305-82, действующими в России, указывает на то, что уровень отечественных экологических требований даже ниже категории 1.
|
|
Один из способов решения проблем, связанных с низким цетановым числом отечественного дизельного топлива, — применение специальных цетаноповышающих добавок, или корректоров (табл. 31).
Таблица 31
Характеристика цетан-корректоров дизельного топлива
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
«Цетан Плюс» | НПО «Поликом» (торговая марка LAVR next), Россия | Нормализация процессов горения, повышение эколо-гичности и мощности двигателя при использовании низкокачественного дизтоплива |
Продолжение табл. 31
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
«Цетан Плюс» | НПП «Астрохим», Россия | Повышение и корректировка цетанового числа, улучшение пуска двигателя, снижение шумности |
Cetane-Number Booster | ООО «Лаборатория трибо-технологии», Россия | Повышение цетанового числа до 6 ед., снижение токсичности отработавших газов и расхода топлива |
Disel Zetan Boost & Clean with SMT2 | Hi-Gear Products Inc., США | Повышение полноты сгорания и сокращение периода задержки самовоспламенения дизтоплива |
Speed Diesel Zusatz | Liqui Moly GmbH, Германия | Повышение цетанового числа и смазывающих свойств, связывание воды, очищение форсунок, поршней и камеры сгорания |
Pour Diesel | Energie 3000, Франция | Стабилизация работы дизеля на низкосортных топливах, очистка камеры сгорания и топливной системы |
Цетаноповышающие присадки к дизельному топливу обладают следующими основными свойствами:
|
|
9.повышают цетановое число дизтоплива на 5-6 ед.;
10.улучшают мощностные характеристики и повыша
ют динамику работы двигателя;
11.повышают пусковые свойства дизеля, особенно в усло
виях низких температур;
12.снижают расход топлива на 2—5% в зависимости от
режима работы и качества применяемого дизтоплива;
13.уменьшают влияние серы, содержащейся в дизтоп-
ливе, снижая интенсивность коррозии деталей топливной
системы и цилиндропоршневой группы дизеля;
снижают дымность отработавших газов до 15-30%,
а токсичность по содержанию оксидов азота (NOX) -
до 20%
4.препятствуют образованию нагара и лаковых отло
жений на распылителях форсунок, поршнях, пусковых
свечах накаливания, клапанах и стенках камер сгорания;
5.создают на внутренних поверхностях топливной сис
темы (топливного бака, трубопроводах, топливного насоса
высокого давления, форсунках и т. д.) защитные анти
окислительные пленки, обеспечивающие дальнейшую чис
тоту и надежность работы дизеля;
6.увеличивают срок службы и уменьшают износ дви
гателя.
Ужесточение требований к цетановому числу дизельных видов топлив (53 ед. с 2005 года по европейскому стандарту EN 590 «Топливо дизельное автомобильное») привело к росту спроса на цетаноповышающие добавки (присадки), которые выпускаются как самостоятельно, так и в составе многофункциональных пакетов присадок.
Для повышения эффективности сгорания дизтоплива используют многокомпонентную композицию, в состав которой в качестве одного из компонентов входят соли магния, кальция, марганца, меди или алюминия, в качестве другого — различные поверхностно-активные вещества, а в качестве третьего — стабилизирующие и солю-билизирующие (растворяющие) компоненты, которые способствуют хорошей растворимости композиции в дизельном топливе