История аккумулятора начинается с 1802 года, когда Риттер обнаружил, что две медные пластины, опущенные в кислоту и соединенные с гальванической батареей, накапливают заряд (заряжаются), который затем в течение короткого времени можно использовать как постоянный источник тока.
В дальнейшем исследованиями в данной области занимались многие ученые, в том числе немецкий военный врач В. Зинстеден, наблюдавший в 1854 году аналогичное явление на свинцовых электродах, погруженных в разведенную серную кислоту. В 1859 году французский инженер Планте создал первый в истории свинцовый аккумулятор, состоявший из двух одинаковых свинцовых пластин, навитых на деревянный цилиндр, а в качестве электролита применялась подкисленная вода.
В 1882 году К. Фор значительно усовершенствовал технику изготовления аккумуляторных пластин. Однако до изобретения динамомашины аккумуляторы представляли для электротехников мало интереса, так как время работы их было незначительно. Включение в электрическую цепь генератора позволило легко и быстро заряжать аккумуляторные батареи (АКБ), что привело к их широчайшему распространению в различных отраслях экономики, прежде всего на транспорте В начале XX века проблемой АКБ занялся Т. Эдисон, который хотел сделать аккумулятор более приспособленным для нужд транспорта. Эдисоном были созданы железно-никелевые АКБ с электролитом из едкого калия — так называемые щелочные аккумуляторы. В 1903 году начинается производство новых портативных АКБ, которые получили широкое распространение в транспорте, на электростанциях и в небольших судах. До 50-х годов прошлого столетия было общепринято напряжение бортовой сети легковых автомобилей в 6 В, после чего произошел повсеместный переход автомобильной техники на 12 В.
|
|
В настоящее время АКБ предназначена для питания электрическим током стартера при пуске двигателя, а также других электроприборов автомобиля, когда генератор еще не работает. Кроме того, на автомобилях с инжекторным впрыском АКБ служит для сглаживания пульсаций напряжения, выдаваемого генератором. На современном автомобильном транспорте используются стартерные АКБ, позволяющие разряжать стартеры токами, в 3—5 раз превышающими их номинальную емкость. Если мощности генератора недостаточно для питания нескольких одновременно включенных потребителей, аккумуляторная батарея, разряжаясь, обеспечивает дополнительное питание приборов и систем автомобиля одновременно с работающим генератором.
Свинцово-кислотная АКБ, широко применяемая в настоящее время на автомобильном транспорте, — это вторичный химический источник постоянного тока. Прежде чем такая батарея сможет питать электрическую сеть автомобиля, ей необходимо сообщить достаточное количество электрической энергии, то есть зарядить.
|
|
Сухозаряженные АКБ поступают в продажу в сухом виде, и для ввода их в действие нужно приготовить электролит. Для кислотных автомобильных АКБ электролитом служит аккумуляторная серная кислота (ГОСТ 667-73) и дистиллированная вода (ГОСТ Р 50050—92), которые
Рис. 45. Устройство стеклянного денсиметра:
1 — трубчатый стержень; 2 — шкала плотности;
3 — полый корпус; 4 — связующее вещество;
5 — балласт; 6 — встроенный термометр; 7 — шкала
Температуры
смешивают в чистой стеклянной, фарфоровой, эбонитовой или освинцованной посуде до необходимой плотности раствора.
Плотность электролита для АКБ измеряется с помощью ареометра со шкалой в пределах 1100—1400 кг/м3 и ценой одного деления 100 кг/м3 (рис. 45). Качество электролита — в основном плотность и чистота — оказывает важнейшее значение на работоспособность АКБ.
В зависимости от климатического района, в котором эксплуатируется автомобиль, а также времени года, в измеренную плотность электролита вносят температурную поправку (табл. 40).
Таблица 40
Нормы плотности электролита при температуре +20 °С
Климатический район по ГОСТ 16350-80 (средняя температура в январе, °С) | Время года | Плотность электролита, приведенная к +20 °С, кг/м3 | |||
заливаемого в АКБ | АКБ полностью заряжена | Разряд АКБ | |||
25% | 50% | ||||
очень холодный (от -50 до -30) | зима | ||||
лето | |||||
холодный (от -30 до -15) | круглый год | ||||
умеренный (от-15 до-8) | круглый год | ||||
теплый влажный (от -8 до +4) | круглый год | ||||
жаркий сухой (от+4 до +15) | круглый год |
Процесс зарядки/разрядки в АКБ протекает по принципу двойной сульфатации, когда по электролиту происходит цикличное движение потоков ионов между электродами (рис. 46).
Рис. 46. Химическая реакция процесса зарядки/разрядки аккумулятора
После нескольких циклов зарядки/разрядки АКБ теряет работоспособность, так как эффективность электрических элементов снижается. Протекают процессы сульфатации пластин, заключающиеся в отложении на пластинах плотного крупнокристаллического налета сернокислого свинца (сульфида). Сернокислый свинец плохо растворяется при зарядке АКБ, плохо проводит ток и затрудняет доступ электролита к активной массе. В результате сульфатации емкость и напряжение АКБ уменьшаются. На наличие сульфатации указывает значительное повышение напряжения бортовой сети автомобиля против нормального при зарядке, большое падение напряжения при разрядке, а также быстрое повышение температуры электролита и понижение его плотности. Образовавшиеся оксиды создают сверхсопротивление, что является главной причиной отказа АКБ. Внешний признак сульфатации — наличие беловато-серого налета на поверхности пластин.
С другой стороны, нагрев АКБ при ее зарядке/разрядке становится причиной механического изменения элементов ее конструкции на 7—9%. Эти изменения вызывают деформацию электродов и металлических частиц внутри электролита. В результате частицы больше не могут нормально ионизироваться, и АКБ теряет способность к зарядке Основные дефекты АКБ:
сульфатация пластин;
разрушение угольных пластин — при зарядке элек
тролит становится черным;
короткое замыкание пластин одной из секций —
электролит выкипает, секция греется;
многочисленные замыкания пластин, образование
трещин или деформаций банок вследствие замерзания
электролита — в этом случае АКБ сдают в ремонт.
|
|
Три первых дефекта можно достаточно эффективно устранить безразборными методами с применением специальных присадок-восстановителей АКБ. Следует помнить, что при замкнутых пластинах зарядка АКБ недопустима.
Основные этапы восстановления АКБ с помощью восстановительных присадок.
Этап 1. Строго соблюдая требования безопасности, осторожно сливаем остатки старого электролита из секций АКБ.
Этап 2. Тщательно промываем АКБ дистиллированной водой до тех пор, пока не перестанет вымываться угольная крошка. При этом рекомендуется не только интенсивно трясти АКБ, но и после каждой порции воды сливать ее, переворачивая АКБ.
Этап 3. В чистом фарфоровом, эбонитовом или стеклянном баке готовим электролит номинальной плотности 1270-1280 кг/м3.
Внимание!
Категорически запрещается вливать воду в серную кислоту, так как это вызовет ее закипание и выброс паров и капель кислоты. В любом случае в целях защиты глаз рекомендуется работать в очках. При попадании электролита на кожу его необходимо быстро смыть десятипроцентным раствором двууглекислого натрия (пищевой соды).
Полученный электролит тщательно перемешиваем, охлаждаем до температуры 15—20 °С и проверяем денсиметром его плотность Этап 4. В резиновых перчатках с помощью фарфоровой кружки и стеклянной воронки заливаем электролит в АКБ до уровня 10—15 мм над решеткой. Выдерживаем 2-3 ч для пропитки пластин АКБ электролитом, а затем измеряем плотность электролита во всех банках для контроля степени заряженности отрицательных пластин.
Этап 5. В соответствии с требованиями инструкции добавляем в электролит десульфатирующую присадку (табл. 41), исходя из объема АКБ. При этом присадку можно растворить в электролите и до заливки в АКБ. Выдерживаем электролит с присадкой в течение не менее 48 ч дяя растворения присадки и пропитки ею пластин секций. После выдержки доливаем электролит до номинального уровня.
Таблица 41
Характеристики добавок к аккумуляторным электролитам
|
|
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
Восстановитель аккумуляторов | ООО «Химмед», Россия | Восстановление свинцово-цинковых АКБ, увеличение их емкости |
Десульфатиру-ющая присадка к электролиту «Мечта» | НТК «Кулон», Россия | Предотвращение сульфатации новых и восстанавление работоспособности рабочих сульфатированных АКБ |
Аккумуляторная присадка «Феникс» | ЗАО «Авокон-инвест», Россия | Защита от сульфатации пластин, восстановление АКБ, увеличение емкости и напряжения АКБ, снижение скорости саморазряда |
Amper Plus | ActexS.A., Швейцария | Профилактическая обработка новых свинцовых АКБ или регенерация старых, но рабочих АКБ |
Этап 6. Сняв заливные пробки, подключаем зарядное устройство и проводим несколько контрольно-тренировочных циклов. Для этого выставляем электрический ток зарядки на значение 0,1 А и контролируем напряжение на клеммах. Внимание!
Не допускайте нагрева и кипения электролита — пузырьки газа и перегрев разрушают аккумулятор. В этом случае необходимо уменьшить ток зарядки.
Заряжать АКБ следует до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах, и напряжение на клеммах каждой секции не достигнет значения 2,3—2,4 В, что для 12-вольтовой АКБ в сумме составит 13,8-14,4 В.
Этап 7. Для уменьшения коррозии положительных пластин уменьшаем зарядный ток наполовину и продолжаем зарядку до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на клеммах не достигнут постоянства на протяжении 3 ч — это станет признаком конца зарядки.
Этап 8. Доводим плотность электролита до строго одинакового значения во всех аккумуляторах — до величины номинального значения для данной климатической зоны и времени года. Этого мы добиваемся доливкой электролита повышенной плотности (1400 кг/м3) или дистиллированной воды.
Этап 9. Разрядку АКБ проводим через потребителя с подключением через амперметр к выводам АКБ проволочного или лампового реостата, поддерживая значение разрядного тока в пределах 0,05 Ач от номинального заряда батареи. Разрядку прекращаем, когда напряжение худшей банки АКБ становится равным 1,75 В, что для 12-вольтовой АКБ составляет 10,5 В.
Этап 10. Сразу после разрядки заряжаем АКБ электрическим током последующих (тренировочных) величин. Если замеренный после первого цикла заряд АКБ оказался менее 75%, повторяем контрольно-тренировочные циклы до тех пор, пока емкость АКБ не приблизится к номинальной.
Продолжительность зарядки зависит от технического состояния АКБ и может достигать 25—50 ч.
Этап 11. После завершения процесса зарядки, в профилактических целях добавляем в электролит еще немного присадки и закрываем отверстия АКБ В большинстве случаев вышеописанные мероприятия позволяют восстановить работоспособность аккумуляторной батареи до нормативных значений и при правильной эксплуатации и обслуживании обеспечить ее дальнейшую работу в течение 2—3 лет.
Для этого необходимо выполнение простых правил, перечисленных ниже.
Правило 1. Удалять с корпуса АКБ скопившуюся пыль и грязь, чистить вентиляционные отверстия в пробках или крышках, проверять уровень электролита во всех банках.
Правило 2. Проверять качество соединения наконечников стартерных проводов автомобиля с выводами АКБ. Если наконечники и выводы окислились, их следует зачистить абразивной бумагой, свернув ее конусом.
После зачистки наконечников проводов и выводов АКБ их протирают ветошью, смазывают изнутри и снаружи техническим вазелином ВТВ-1 или обрабатывают препаратами типа Electronic-Spray, которые обладают не только смазывающими и водоотталкивающими, но и антиокислительными свойствами.
Подобные спреи предназначены для ухода и технического обслуживания всех электрических контактов, штекерных соединений, клемм ламп и предохранителей, распределительных устройств зажигания и прерывателей, переключателей, контактов АКБ, генератора, стартера и т. д.
При монтаже электрических разъемов и клемм средство наносится в зону контакта. При сильно корродированных контактах и разъемах средство выдерживают на поверхности продолжительное время, затем удаляют окислы ветошью и обрабатывают повторно. После обработки, не допуская натяга и скручивания проводов, затягивают болты до надежной фиксации.
Правило 3. Проверять степень разряженности АКБ и плотность электролита. Разница в плотности электролита аккумуляторов одной батареи не должна превышать 20 кг/м3 при большей разнице АКБ заменяют. При доливании дистиллированной воды плотность электролита измеряют после 30—40 мин работы двигателя.
Правило 4. Ежемесячно проводить подзарядку АКБ для компенсации саморазряда и препятствия отстаиванию электролита. Это нужно делать, поскольку саморазряд — неустранимое свойство АКБ, а ее долговечность повышается при хранении в полностью заряженном состоянии. При этом напряжение зарядного тока должно сохраняться в пределах 2,18—2,25 В на каждую банку. Для подзарядки батарей малым током можно применять зарядные устройства небольшой мощности, например выпрямитель ВСА-5А. Подзаряжают только исправные, полностью заряженные АКБ, в которых проверены плотность и уровень электролита.
Если измерить плотность электролита не представляется возможным, разряженность АКБ определяют нагрузочной вилкой ЛЭ-2, проверяя каждый аккумулятор в отдельности в течение 5 с. Вилка имеет вольтметр, контактные ножки и два нагрузочных сопротивления, выполненных из нихромовой проволоки.
Напряжение полностью заряженного аккумулятора не должно падать ниже 1,7 В, а разность напряжения отдельных аккумуляторов батареи — не превышать 0,1 В. Если разность больше этого значения или батарея разряжена более чем на 50% летом и более чем на 25% зимой, ее также ставят на подзарядку (табл. 42).
Правило 5. Если планируется на длительное время оставить АКБ на автомобиле в холодном гараже или на улице, необходимо довести ее плотность до зимних значений или вообще отключить ее от бортовой электрической сети.
В заключение следует порекомендовать применение присадок-восстановителей в качестве профилактических средств в период штатной работы АКБ, а не дожидаться ее отказа Таблица 42
Температурная поправка плотности электролита и разряженности АКБ по показаниям вольтметра нагрузочной вилки ЛЭ-2
Температура электролита, °С | Значение поправки к плотности электролита, кг/м3 | Показания вольтметра, В | Разряженность батареи, % |
От-50 до-36 | -50 | 17-18 | |
От-35 до-21 | -40 | 17-16 | |
От-20 до-6 | -30 | ||
От-5 до-1 | -20 | ||
От 0 до+14 | -10 | 16-15 | |
От+15 до+25 | |||
От +26 до +40 | +10 | 15-14 | |
От+41 до+55 | +20 | ||
От+50 до+60 | +30 | 14-13 |
Если позволяют средства, можно посоветовать мало-обслуживаемые (необслуживаемые) АКБ нового типа, в которых применяют особые бессурьмяные (серебряные) сплавы для изготовления решеток электродов. Такие АКБ устойчивы к глубоким разрядам, имеют незначительный саморазряд даже при длительном хранении и обладают повышенной мощностью при стартерном разряде в момент пуска двигателя. При этом толщина их электродов не превышает 1,9 мм, а сепараторы выполнены в форме пакета, надетого на электроды одной полярности.
С АКБ нового типа нужно лишь удалять скопившиеся загрязнения, очищать вентиляционные отверстия в пробках, проверять надежность соединений клемм и проводов. Уровень электролита контролируется по меткам «минимум» и «максимум» на боковой стенке полупрозрачного моноблока. Для нормальной работы АКБ верхняя граница уровня электролита должна находиться между этими метками. Заключение
Следует отметить, что для безопасной и безотказной эксплуатации автомобиля с самого первого дня требуется его качественное обслуживание. При незначительных суммарных затратах на препараты безразборного сервиса (менее 1% от общих затрат на эксплуатацию в год) их грамотное и своевременное применение не только оказывает существенное положительное влияние на надежность, экономичность и безопасность эксплуатации автомобиля, но и позволяет значительно облегчить проведение многих профилактических и ремонтных работ.
Экономическую эффективность от применения препаратов и технологий безразборного сервиса можно получить за счет:
повышения ресурса автомобиля благодаря увеличе
нию износостойкости соединения в дальнейшей эксплуа
тации;
экономии топлива, смазочных материалов и техно
логических сред из-за снижения потерь на трение, умень
шения нагрузочного и температурного режимов в тру
щихся соединениях;
минимизации расходов на ремонт и техническое об
служивание отдельных агрегатов и техники в целом;
сокращения потерь от уменьшения времени про
стоя и т. д Опыт эксплуатации автомобильной техники в реальных условиях автотранспортных предприятий, а также отзывы многих частных автолюбителей указывают, что применение специализированных присадок и добавок значительно снижает общие затраты на поддержание техники в работоспособном состоянии.
Надеюсь, данная книга была достаточно интересной и станет полезной при эксплуатации вашей техники.
Счастливого пути!
o
o
o
O СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балабанов В. И. Безразборное восстановление трущихся
соединений автомобиля. Методы и средства. — М.: Астрель.
2002. - 64 с.
Балабанов В. И. Автослесарь во флаконе. — М.: Астрель.
2006. - 96 с.
Кузнецов А. В. Топливо и смазочные материалы. — М.:
КолосС, 2007. - 199 с.
Основы прикладной нанотехнологии / Под ред. В. И. Ба
лабанова — М.:, МагистрПресс, 2007. — 208 с.
Погодаев Л. И., Дудко П. 77., Кузьмин В. Н. Повышение ]
надежности трибосопряжений. — СПб.: АТРФ. — 2001. — 304 с.
Синельников А. Ф., Балабанов В. И. Автомобильные топ-|
лива, масла и эксплуатационные жидкости. Краткий справоч
ник. - М.: За рулем. 2007 - 178 с.
Синельников А. Ф., Синельников Р. А. Автохимия. Краткий
справочник. — М.: За рулем. 2003. — 152 с.
Справочник по триботехнике / Под ред. М. Хебды, А. В. Чи-1
чинадзе. Т. 1. Теоретические основы. — М.: Машиностроение,
1989. - 400 с.
Шабанов А. И. Очерки современной автохимии. Мифы или
реальность? — СПб.: Иван Федоров, 2004. — 216 с.