Мотивационная сфера младшего школьника

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включен в общественно значимую учебную деятель­ность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период разви­тие его личности.

Мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонтьев, - ядро лич­ности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают? В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнооб­разных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом и по­дарком, в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное автори­тетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения - долг, ответствен­ность, необходимость получить образование (“быть грамотным”, как говорят дети) и т.п. - тоже осознаются учениками, придают смысл их учебной работе. Но они остаются только “знаемыми”, по выраже­нию А.Н.Леонтьева. Вот отметка - реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образо­вание в ВУЗе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее, социальные мотивы учения важны для личност­ного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1-ого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схе­мах.

Мотивация неуспевающих школьников специфична - она отличает­ся от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильно­го мотива получения отметки и одобрения круг их социальных моти­вов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые соци­альные мотивы у них появляются к 3-му классу.

Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ори­ентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваи­вают в семье. Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Пер­воклассников, проучившихся только одну четверть, спрашивали о том, что им нравится и что не нравится в школе. Будущие отличники с самого начала ценят учебное содержание и школьные правила: “Нравятся математика и русский, потому что там все интересно”. “Нравятся уроки. Не нравится, что мальчики расстраивают Маргариту Павловну”. “Нравится, что уроки задают”. “Надо, чтобы все были хорошие, послушные”. Будущие троечники и неуспевающие дали другие ответы: “Нравится, что в школе бывают каникулы”. “Нравится прод­ленка, там все играем, гуляем”. Начиная свою школьную жизнь, они еще не приобрели “взрослых” ценностей, не ориентируются на су­щественные стороны обучения.

Не менее яркие различия наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного пред­мета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, - единицы. Большинству младших школьников при­сущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интел­лектуальной активности.

Важный аспект познавательной мотивации - учебно-познаватель­ные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адек­ватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-поз­навательные мотивы.

Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассив­ны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, неоснов­ным дисциплинам, иногда - только к одной, скажем, к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками - русский язык и математика, - редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержа­тельны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ори­ентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склон­ность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям. На уроках русского языка и даже математики их привлекает процесс выписывания слов, переписывание с книги, а не содержание упражнений, правил или математических примеров. Интерес к содержанию предмета обычно свя­зан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, нагляд­ной стороной обучения и игровыми элементами урока.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена моти­вация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить за­дание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобре­ния взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результа­тивность учебных действий независимо от этой внешней оценки, тем самым способствуя формированию саморегуляции. Мотивация достиже­ния успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее цен­ный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и ли­дерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше од­ноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она ста­новится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Кроме того, взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельнос­ти, но оказываются не способными к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков, углубления в процесс решения проблемной задачи. Как по­казала Д.Б.Богоявленская в экспериментах со старшеклассниками, истинное творчество, нестандартность решений с соперничеством не­совместимы.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний приводят к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция - мо­тивация избегания неудачи. Дети стараются избежать “двойки” и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недоволь­ства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Эта мотивационная тенденция интенсив­но развивается на протяжении всего неуспешного обучения в началь­ных классах, и к окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мо­тивация избегания неуспеха приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и при­дает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашен­ность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая ком­пенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной дея­тельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: