Уже в течение многих веков Церковь называют невестой Христа, и этот "титул" в значительной степени основан на притче Иисуса, в которой Он представил Себя, Сына Человеческого, как Жениха, идущего за невестой, которая ожидает и готовится к Его приходу:
Т огда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же вместе со светильниками своими взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик:" Бот жених идет, выходите навстречу ему". Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: " Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут'. А мудрые отвечали:" Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе". Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: "Господи! Господи! Отвори нам.
|
|
Он же сказал им в ответ: " Истинно говорю вам: не знаю вас". Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.
Матфея 25:1—13
Какая славная истина заключается в том, что мы являемся невестой Христа! Но как мы должны готовиться к тому, чтобы встретить нашего Жениха? Как нам поддерживать яркий огонь в своих светильниках, горящих на елее Духа Святого? Павел дает ответ на вопросы в Послании к ефесянам:
Итак, подражайте Богу, как дети возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
Ефесянам 5:1,2
Павел говорит нам, чтобы мы поддерживали огонь в наших светильниках любовью. Мы участвуем в величайшей любовной истории из всех, что когда-либо были рассказаны! Как верующие и обрученные с Иисусом, мы должны думать, говорить и поступать, постоянно будучи движимы любовью, обожанием и поклонением по отношению к Нему. Но это не какая-то эмоциональная, "парящая в облаках" любовь. Романтическая любовь, которая демонстрируется на телеэкранах, бледнеет в сравнении с любовью нашего Спасителя и Господа! Это любовь "агапе". Любовь, которую Бог испытывает к Своим детям, и которой возлюбил нас Иисус, является жертвенной.
Любовь "агапе" — это великодушная, бесконечная, безусловная любовь. Это означает любить так, как возлюбил нас Иисус, отдав Себя за нас как жертву, приношение "приятное" Богу. Любить других так, как Иисус возлюбил нас, означает любить не так, как мы этого хотим, а как Он хочет, чтобы мы это делали. Любовь "агапе" не зависит от того, получаем ли мы такую же любовь взамен. Любовь "агапе" исходит из самого сердца и характера Бога, потому что Он есть любовь. "Агапе" — это посвящение, решение любить независимо от обстоятельств.
|
|
"Это так просто, — говорит Павел. — Просто следуйте за Иисусом. Если вы не знаете, как быть христианином, просто подражайте Ему. Обращайтесь с другими людьми так, как Он обращается с вами, любите их так, как Он возлюбил и простил вас". Павел писал коринфянам:
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
1Коринфянам 1:3,4
Дух Святой может побудить нас выразить любовь к другому человеку, даже когда мы проходим через испытания. При этом мы открыты к тому, чтобы в любое время утешать других тем утешением, которое сами получаем от Бога. Мы чутки к водительству Духа Святого, чтобы служить другим людям, когда они испытывают физическую или душевную боль. Мы становимся для Бога "благоуханием приятным", и Он продолжает нас утешать, когда мы утешаем других.
Когда мы любим других людей и своего Господа, нам важно помнить, что без жертвы, без того, чтобы нам это будет чего-то стоить, невозможно стать для Бога "благоуханием приятным". Любить других людей не такая сложная задача. Мы ведь можем полюбить тех из них, которых сами выбираем для этой цели, проявляя теплые чувства, как нам этого хочется, в подходящее для нас время, в удобном нам месте и при удачно сложившихся обстоятельствах. Однако любить всех людей, в том числе и верующих, которые, возможно, очень отличаются от нас своей культурой, расой, происхождением, вкусами, нравами и характером, принимая их такими, какие они есть, несмотря на их недостатки, грехи и ошибки, — это большой вызов. Этот вызов состоит в том, что алы должны проявлять к таким людям жертвенную и безусловную любовь, которую дарит нам Иисус.
Мы склонны думать, что у некоторых людей любить Бога или своих ближних получается "естественно". Мы полагаем, что они по жизни милые люди, и нам очень бы хотелось быть похожими на них. Те, кто так думает, обычно используют этот аргумент в качестве оправдания своей "нелюбви" к кому-то. Они считают себя свободными от ответственности изменяться: "Просто я такой. Так получилось, что я не такой милый человек, как другие. Для меня просто неестественно любить Бога и окружающих. Господь сотворил меня таким, и неудивительно, что я не так сильно проявляю любовь, как другие люди". Но Библия говорит очень четко и конкретно о том, как нам любить Бога и людей. Иисус учил:
Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы. да любите друг друга.
Иоанна 13:34
Любовь — это заповедь.
Как мы не можем самостоятельно исполнить все Божьи принципы и законы, так же мы не в состоянии ходить в любви без Его сверхъестественной силы. Слава Богу за Духа Святого! Библия говорит нам, что одной из божественных целей Духа Святого является наполнение наших сердец Божьей любовью, чтобы мы смогли проявлять эту любовь по отношению к другим людям. В Послании к римлянам Павел описывает, как работает этот принцип:
И так, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждой славы Божией. И не этим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
|
|
Римлянам 5:1~5
Господь наделил нас неограниченной божественной способностью любить, но мы должны приложить усилия, чтобы развить в себе эту любовь, высвободить ее из своего сердца и все время ходить в ней. Любить — это решение, которое мы принимаем по собственной воле. Похоже, что столько людей ожидают, когда в их жизни произойдет нечто, благодаря чему они автоматически почувствуют больше любви к своим ближним; а затем, как им кажется, они будут легче и больше проявлять это чувство на протяжении всей своей жизни. Но все происходит совсем не так! Любовь Иисуса Христа вдруг не охватит нас до такой степени, что мы превратимся в ангелоподобных существ, которые шагают по жизни с чудесными улыбками на лицах и прекрасным отношением в сердце.
Дело в том, что зачастую самой большой жертвой для нас становится решение любить. От каждого из нас любовь требует, чтобы мы пригвоздили нашу волю ко кресту и подчинились Божьей заповеди любить, независимо от характера людей, с которыми мы сталкиваемся, независимо от наших чувств, которые мы испытываем в ту или иную минуту, независимо от сложившихся обстоятельств. Но когда мы решим вести образ жизни "агапе" и отказаться от старого образа жизни "я — прежде всего", через все наше естество начнет изливаться неподдельная радость и сила Божьей любви. Высвобожденная любовь Божья не только преобразит нашу жизнь, но и жизнь тех, с кем мы соприкасаемся. Таким образом, мы станем невестой, чей светильник сияет Его славой!
Язык любви
Наблюдая за влюбленной парой, вы заметите то, что вас одновременно и позабавит, и растрогает. Они каким-то особенным образом общаются друг с другом, проявляя свои любовь и внимание; и когда они смотрят друг на друга, у них в глазах вспыхивает какая-то искорка. Это их язык любви.
Если мы обручены с Господом Иисусом Христом, то каков наш язык любви? Как мы выражаем Ему свои восторженные чувства? Библия говорит нам, что основной способ выражения любви — это хвала и благодарение, которые также являются жертвой!
|
|
Так говорит Господь: «На этом месте... опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: "Славьте Господа Саваофа, ибо благ. Господь, ибо вовек милость Его", и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем».
Иеремии 33:10,11
И так, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
Евреям 13:15
Каждому мужу или жене необходимо слышать, насколько их любят, ценят и уважают. А Иисус не является исключением. Господь желает слышать из наших уст, что Он достоин хвалы, заслуживает нашего поклонения и имеет для нас наивысшую ценность! Мы выражаем свою любовь нашему Жениху словами, воспевая Ему в своих сердцах. Это очень важно, чтобы мы выражали свою любовь вслух.
Сколько жен говорят: "Он уже давно не говорил, что любит меня". И если спросить мужа, он, наверняка, скажет: "Конечно, я люблю ее. Она что, не знает? Я каждый вечер, приходя домой, чиню, если в доме что- то поломалось, слежу за тем, чтобы на столе была пища". Дело в том, что нам необходимо слышать слова любви от нашего супруга или супруги (это утверждение верно и в отношении мужей). В наше время очень многим мужьям необходимо слышать слова любви, ободрения и уважения от своих жен. Они жаждут услышать, что их дела ценят, а их самих обожают.
Когда мы выражаем вслух нашу хвалу и поклонение Богу, мы тем самым открываем врата собственной души, чтобы принимать Его любовь к нам. Взаимоотношения любви между нами и Христом укрепляются и процветают, когда мы возвышаем голос в хвале и благодарении нашему Творцу, возлюбившему нас, когда мы еще были грешниками, и искупившему нас от ада, проклятий смерти и разрушения. Он посадил нас вместе с Собой на небесах, навсегда забрав наше бесчестие, одиночество и страх. Он наполнил нас Своим миром и объял нас Своей славой. Это прекрасный повод, чтобы громко радоваться, не правда ли?
Еще один способ, с помощью которого мы приносим жертву хвалы Богу: когда мы любим то, что любит наш Жених, и ненавидим то, что Он ненавидит. Иисус любит то, что праведно, истинно и благочестиво, и ненавидит то, что греховно, лживо и не приносит плода в вечности. Мы оказываем свою верность нашему Спасителю и Господу, выкупившему нас из рабства смерти Своей драгоценной, безгрешной кровью, когда полностью подчиняемся Его воле, Его путям и Его мудрости.
Иисус любит только благость, праведность и истину (Ефесянам 5:9). Он любит грешника так же, как ненавидит грех. Он противостоит бесплодным делам тьмы и не имеет с ними ничего общего. А кого же Он любит? Людей! Он любит всех, кто имеет с Ним взаимоотношения также, как и всех, кто еще не вступил с Ним в завет. Мы должны любить то, что любит Иисус. Мы должны переступить через свои предубеждения, личную неприязнь и мелкие обиды и принять тех, кого принимает Иисус. И это будет актом поклонения. Это будет актом любви не только по отношению к человеку, которому мы служим, ободряем и назидаем, но и актом любви и почитания по отношению к нашему Жениху.
С этим тесно связан и третий способ, с помощью которого мы приносим жертву любви нашему Жениху, ~ это послушание Ему. Послушание заключается не только в исполнении Десяти заповедей и других постановлений, записанных в Библии, но и подчинении Духу Святому. Мы должны исполнить то, что Он говорит нам, минута за минутой, час за часом, день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем и год за годом. Когда Дух Святой говорит: "Скажи Слово этому человеку", "Пойди, возложи руки на этого брата во имя Иисуса", "Пойди в больницу и проведай эту сестру", или "Позвони своему знакомому и приободри его", мы непременно должны послушаться Его. Иисус учил:
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Иоанна 14:15, 21
Послушание Слову Божьему и Духу Святому является актом жертвенной любви, которая всегда приносит плод в нашей жизни. Наше поведение жертвенной любви по отношению к народу Божьему или неверующим, наше послушание повелениям Духа Святого и Слову Божьему показывают людям, с которым мы соприкасаемся, божественную природу Иисуса, нашего Жениха. Когда человек сталкивается с нами, то он сталкивается с Христовой любовью "агапе".
Божий характер любви работает в нас для того, чтобы мы приносили плод Духа Святого — божественный язык любви. Плод является результатом Божьей любви и пребывания в нас Духа Святого. Некоторые христиане считают плодом Духа Святого, но плод происходит от Духа. Так же, как мои дети являются моим плодом и выражают сущность моей природы, плод Духа — это сущность Духа, выраженная через нас. Но вы не можете сказать, что мои дети — это я, а плод Духа — это Дух. Помните, что любовь Божья излилась в наши сердца через Дух Святой.
К тому же слово "плод" стоит в единственном числе, потому что сущность и природу Духа Святого невозможно разделить. Однако, плод Духа выражается в разных аспектах, как алмаз чистой любви "агапе", грани которого Павел описал как "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Галатам 5:22-23). Плод Духа — это один ослепительно сверкающий драгоценный камень, который, улавливая свет Божьего Сына, преломляет Его любовь, красоту, силу и славу.
Кроме того, Дух Святой желает, чтобы мы отражали все грани Его природы одновременно, не разделяя природу на части. Христианская жизнь — это не упражнения в том, чтобы один час быть любящим, другой — радостным, в следующий час испытывать мир, иногда проявлять терпение и воздержание, временами показывать благость и веру и под настроение быть кротким и добрым. Нет! Дух Святой хочет преломлять через нас всеохватывающий, бесконечный и неизменный характер нашего Жениха постоянно. Наша любовь к Богу должна приносить плод. Любовь — это не какая-то неподвижная абстрактная субстанция внутри нас. Она имеет проявление. Она приносит плод. Она находит выражение!
Отделение от зла
В том, чтобы ходить в жертвенной любви "агапе" и позволять плоду Духа расти и развиваться в нашей жизни, есть и обратная сторона. Павел также увещевает нас не иметь ничего общего с тьмой и всем, что не приносит плода в Царстве Божьем:
Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но, более того, и обличайте.
Ефесянам 5:9—11
Когда мы рождаемся свыше и становимся возлюбленной Иисуса, у врага уже нет права воспроизводить в нашей жизни свой плод. Каждый раз, когда мы даем место дьяволу в своей жизни, то будем видеть бесплодные дела тьмы. Дела тьмы не имеют никакой ценности в вечности, они не приносят продолжительного удовлетворения, и за них никто не получит награды на небесах. В 11-ом стихе Дух Святой повелевает нам "обличать" их.
Тот факт, что Дух Святой использовал слово "обличать", говорит о многом. На греческом языке "обличать" звучит как "эленгчете" и это слово безжалостно срывает покрывало с дел тьмы перед Телом Христовым. "Эленгчете" означает разоблачать, упрекать, наказывать, осуждать и изгонять. С бесплодными делами тьмы у нас не может быть никаких компромиссов! Мы должны освещать их Словом Божьим и удалять из нашей жизни. Далее Павел говорит:
Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
Ефесянам 5:12,13
По словам Павла, мы даже не должны говорить о делах тьмы, потому что их разоблачит свет. Другими словами, мы разоблачаем и осуждаем дела тьмы, всего лишь произнося Слово и высвобождая силу Духа Святого против них. Если Дух Святой действительно побуждает нас обличить того, кто ходит во тьме, мы просто говорим этому человеку слово Божье и молимся за него. И мы должны всегда помнить, что Слово говорит нам обличать дела дьявола, а не-того, кто ослеп и потерялся во тьме. Наша ответственность заключается в том, чтобы посветить небесным Божьим фонариком в их тьму, чтобы они прозрели!
Если жена действительно любит своего мужа, то она не будет вести себя двулично: в его присутствии притворится любящей, радостной и сострадательной, а затем за его спиной начинает сплетничать и унижать его перед своими подругами. Да и в Церкви есть такие люди, которые показывают плод Духа исключительно перед верующими (о, какие приятные слова любви они говорят, а у них на лице как будто написано "долготерпение"), но если понаблюдать за ними тайком, когда они собираются вместе со своими близкими друзьями, то можно услышать от них целый вагон сплетен!
Также есть и такие христиане, которые громко прославляют Господа и поклоняются Ему в церковном здании, но послушайте, что они говорят за его пределами: "Не знаю, почему Бог не восполняет эту мою нужду", или "Не знаю, почему Бог допустил, чтобы я работал с этими сумасшедшими людьми", или "Почему она всегда поет одну и ту же песню?"
Любить жертвенно — это любить независимо от то- г°, находитесь ли вы на людях или одни. Это иметь уверенность в разуме и сердце, что Бог достоин хвалы и благодарения независимо от того, слушает ли вас кто-нибудь или нет. Это любить и служить народу Божьему независимо от того, находимся мы с ними рядом или нет. Это соблюдать Божьи заповеди и оказывать Его характер (приносить плод Духа Святого) не только в своих словах и поступках, но и в мыслях и вероисповедании. Плод Духа Святого должен проявляться в нашем отношении к людям и к нашему Жениху.
Известно ли вам, что ваши слова имеют огромную силу, которая влияет как на внешний мир, так и на ваш внутренний. Это одна из главных причин массового развращения нынешнего поколения. Наши современники делают все то же, что и предыдущие поколения. Наши предки грешили точно так же, как и наши современники, но этого не показывали по телевидению, не говорили об этом в ток-шоу или за обедом, они не восхваляли свой грех, они не писали в журналах статьи о нем и не сообщали о грехе в обычных выпусках новостей.
Выставляя напоказ грех и говоря о нем так свободно и часто, мы утверждаем его в нашей жизни, больше узнаем о нем и даже привыкаем к нему. Когда мы выводим грех на большую сцену и постоянно акцентируем на нем внимание, он "размножается", потому что таким образом мы общаемся с бесплодными делами тьмы. Мы даем греху разрешение оставаться и расти. Когда мы привыкаем к греху, то со временем начинаем недооценивать его последствия. Мы говорим: "Все так делают, наверное, это не плохо". Грех уже не так нас шокирует. Мы считаем грех нормальным, обычным и неизбежным. Но Бог так совсем не считает!
Грех — это ненормальное поведение для верующего.
Грех никогда не должен становиться чем-то обычным для верующего.
Грех — это не что-то неизбежное для верующего.
Мы освобождены от уз греха.
То, во что мы верим, всегда подвержено непосредственному влиянию того, что мы слышим. Большинству верующих прекрасно знаком стих из Послания к римлянам 10:17: "Итак, вера — от слышания". То, что мы слышим, влияет на то, во что мы верим. Ключ для нас кроется во второй части стиха:" Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божьего " (Рим. 10:17).
То, что мы слышим, определяет то, во что мы будем верить, что говорить и что делать. По этой причине наше "слышание" должно быть сосредоточено на Слове Божьем. Все другие голоса, говорящие о грехе, нужно приглушить, отключить и убрать из нашей жизни.
Проснитесь!
То, что вы слышите, оказывает влияние на то, во что вы верите, а то, во что вы верите, всегда влияет на то, что вы говорите и делаете. Мы либо созидаем, либо разрушаем себя в своем духовном браке с Господом, в отношениях с Телом Христовым. И это зависит от того, на чем мы сосредоточены. По этой причине Павел Дает нам сигнал к пробуждению:
Поэтому сказано: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
Ефесянам 5:14—17
Если вы спите среди мертвых, то вы похожи на мертвого. Павел говорит: "Если вы поступаете, как этот мир, то вы похожи на духовно живого человека, который спит среди духовно мертвых людей. Итак, проснитесь! Отряхните с себя мирское мышление, отношение и поведение и перестаньте вести себя, как глупец! Ходите в свете Христа и будьте мудры. Тогда вы узнаете, что вам делать с вашей жизнью, и будете готовы, когда за вами придет ваш Жених!"
Сердце Иисуса переполняется радостью и гордостью, когда мы думаем так, как думает Он, чувствуем то, что чувствует Он, смеемся, когда смеется Он, и поступаем так, как поступает Он. Ему приятно, когда мы приносим себя в живую жертву для Него, прославляем и благодарим за Его благодать и милость, повинуемся Его Слову и направляющей руке Духа Святого, любим и служим другим, отделяем себя от всех бесплодных дел тьмы и ходим в святости и чистоте. И Библия говорит, что когда мы будем это делать, то станем мудрыми, познаем, какова воля Божья для нашей жизни. Ходить в жертвенной любви — это рука об руку идти с нашим Женихом в свете Его славы, быть бодрствующими, понимающими и исполненными мира.
Глава 4
Повиновение
Как невеста и тело Христа мы должны знать, как относиться к нашему Жениху и друг к другу. Бог выбрал повиновение как принцип существования Царства, и именно повиновение задает тон всем видам взаимоотношений между Создателем и человеком, мужем и женой, родителем и ребенком, работодателем и работником, пастором и церковью. Иисус учил важности повиновения даже во взаимоотношениях между друзьями:
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Иоанна 15:13,14
Иисус доказал Свою дружбу и право быть нашим Женихом, повиновавшись воле Своего Отца и пролив за нас Свою кровь, и это стало высшим поступком любви. Когда мы повинуемся Его Слову и водительству Духа Святого, Он называет нас Своими друзьями (Он не имеет в виду просто знакомых, с которыми мы играем в футбол после занятий!) Говоря слово "дружба", Иисус имеет в виду взаимоотношения завета. Все Его — наше, и все наше — Его. Наш Жених испытывает огромный восторг, когда благословляет нас, а мы чувствуем неподдельную радость, когда угождаем Ему и познаем Его. Более того, Иисус повелевает нам любить друг друга, как Он возлюбил нас:
Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Иоанна 13:34,35
Бог установил, что Церковь должна поступать по принципу повиновения (любить на деле), чтобы мир мог увидеть в нас Иисуса. Но для того, чтобы нам поступать таким замечательным образом, в нашем сердце должны утвердиться некоторые основополагающие истины, связанные с повиновением. Если поверхностно рассмотреть некоторые из них, они покажутся нам сложными, но если мы копнем немного глубже, тогда эти истины, возможно, смогут освободить нас.
Повиновение - означает война!
Говоря ефесянам о повиновении, Павел иллюстрирует этот принцип на примере тела Христа:
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, славя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
Ефесянам 5:18—21
Обратите внимание, что Павел вводит понятие "повиновение" в контексте наполнения Духом Святым, воспевания в наших сердцах Господу и постоянного благодарения. Это серьезный намек: мы никак не можем повиноваться друг другу своей плотью или собственными усилиями! Чтобы научиться повиновению, мы должны "подключиться" к сверхъестественной любви и способности Иисуса Христа быть послушным Слову Божьему. Также обратите внимание на то, что нам необходимо повиноваться "в страхе Божием". Так послушание становится священным действием любви и почтения к нашему Господу. Мы не можем просто отмахнуться от этого и не принимать всерьез.
Значение греческого слова "гупотассо", переведенного как "повиновение", еще больше раскрывает нам
содержание этого понятия. В древнегреческом языке "тассо" — это термин, относящийся к военному делу. Он указывает на то, как солдаты собираются и выстраиваются в строй, где никто не выступает из шеренги, не смотрит на соседа и не проявляет непослушания по отношению к тем, кто имеет над ними власть. "Гупо" является предлогом "под", который указывает на отношение подчинения. Итак, значение "гупотассо" — это подчинение друг другу на основе божественного призвания и порядка, в котором нас разместил наш главнокомандующий, Господь Иисус Христос. Мы не должны настаивать на своих правах, иметь эгоцентричный или независимый дух, но обязаны подчиняться Божьему повелению служить друг другу в смирении и любви. Таким образом, представляется картина сильной непобедимой армии, описанной в Книге Иоиля:
К ак борцы, бегут они и, как храбрые воины, влезают на стену, и каждый идет своей дорогой и не сбивается с путей своих. Не давят друг друга, каждый идет своею стезею и падают на копья, но остаются невредимы.
Иоиль 2:7,8
Использовав слово "гупотассо", Павел придает отрывку из Послания к ефесянам явно военный характер. Тело Христово ведет борьбу не на жизнь, а на смерть с силами тьмы, правящими в этом мире. Знаете, я кое-что заметил в людях, которые вместе оказываются на войне. Вдруг становится неважным, какого вы пола, какой расы, какого цвета у вас кожа или какой вы умный. Мы вместе сражаемся со злом, которое хочет погубить нас, и то, выживем мы с вами или нет, зависит от наших совместных действий и повиновении друг другу в страхе Господнем. Неважно, поставил Бог меня вашим командиром или вас — моим, нас объединяет борьба за свободу, и мы подчиняемся друг другу в крови Иисуса.
Слово "гупотассо" указывает на то, что, хотя Бог любит всех нас одинаково и нелицеприятно, Он поместил нас на разные ступени положения, подчинив друг другу Есть генералы и есть пехотинцы. Есть сержанты и есть врачи. Есть капитаны и есть повара. Все мы одинаково важны и не имеем недостатка ни в каком духовном даровании (потому что Бог хочет иметь с нами близкие взаимоотношения и изливать на всех нас благословения), но мы подчинены друг другу согласно тому, как Он разместил нас в теле. Мы подчиняемся друг другу в страхе Господнем, потому что Он дал каждому из нас призвание и дары. Павел описывает такое поведение как хождение в любви, когда каждый член выполняет то, что нужно всему телу:
Но истинной любовью все возрастали в Того, Который есть Глава — Христос, из Которого все тело, составляемое и соединяемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
Ефесянам 4:15,16
В мирное время все мы можем спокойно любить и поклоняться Господу и тогда очень заметно наше равенство во Христе. Так легко любить друг друга, ведь Его любовь, благодать и благословения очевидны в жизни каждого из нас Все мы довольны и ни в чем не нуждаемся. Но во время духовной войны Бог формирует личный состав, а искуситель приходит со словами: "Видишь, с тобой не обращаются, как с равным, потому что тебе приходится подчиняться человеку, который не такой умный, не такой талантливый или не такой духовный, как ты. Бог сделал тебя равным с этим человеком, поэтому тебе не нужно ему повиноваться". Враг знает, что если он сможет запутать нас в вопросах равенства и подчинения, то и сможет заставить нас пойти друг против друга, восстать против властей и привести нас к поражению.
В мирное время не требуется повиновения. Подчинение требуется во время войны. Когда нет никаких разногласий или конфликтов, нет нужды в повиновении. Не говорите мне, будто бы вы повинуетесь, когда все идет, как вы того хотите, по вашему расписанию, в соответствии с вашим планом! Это не повиновение. Это согласие. Это путь, на котором никто и ничто не оказывает никакого вам сопротивления. Нет, повиновение присутствует лишь там, где есть разногласие, а разногласие является результатом греховной природы человека. Пока мы живем в этих обреченных на смерть телах, в которых есть плотская природа, противодействующая законам Царства Божьего, мы находимся в состоянии войны. Нам необходимо приучить себя подчиняться нашему духу и воле Божьей. Мы должны приучить свою плоть подчинять себя другим, зная, что все мы являемся возлюбленными Иисуса.
Нравится вам это или нет, но Бог допускает в нашей жизни такие ситуации, в которых мы должны подчиниться кому-то, чтобы выиграть сражение. Мы должны исключить из употребления пять бунтарских глаголов Люцифера, стоящих в первом лице будущего времени (см Исаии 14:13,14), которые стремятся править из нашей старой природы. Повторяя за Иисусом: "Отче!.. не Моя воля, но Твоя да будет!' (см. Луки 22:42), мы должны понять, что когда повинуемся тому или иному человеку, то повинуемся Богу. Поступая так, мы ходим в страхе Господнем. Мы доверяем Ему и отдаем свою жизнь в Его руки — единственно безопасное место во Вселенной.
Как повинуется жена
Раскрыв понятие повиновения как условие победы в войне, Павел подробно описывает три конкретные сферы, в которых верующий должен ходить в повиновении: мужья и жены, родители и дети, господа и рабы. Сначала он рассматривает взаимоотношения мужей и жен, которые вызывают сегодня, наверное, самые горячие споры и являются темой нашего обсуждения.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос — Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены — своим мужьям во всем.
Ефесянам 5:22—24
Говоря о повиновении, Павел имеет в виду не господство какого-то пола над другим, а партнерские взаимоотношения между супругами и структуру семьи. Повиноваться — означает уступать нуждам и желаниям других людей в принятии решений, в разрешении проблем, в определении направления для развития взаимоотношений. Муж и жена находятся во взаимоотношениях, схожими с теми, что существуют в правительстве: оба не могут одновременно применять одинаковую степень власти.
Учитывая то, что два человека состоят во взаимоотношениях, один из них должен повиноваться руководству другого при рассмотрении проблем, конфликтов и их решений. Люди нашего поколения, мыслящие мерками этого мира, хотят поместить мужа и жену на одно и то же игровое поле, чтобы оба выступали в роли судьи одновременно. Можете представить себе бейсбольный матч, на котором присутствуют два судьи? Муж и жена не выступают на одинаковых позициях, когда речь заходит о принятии решений, применении власти или разделении ответственности.
Многие женщины считают, что повиноваться своему мужу означает упасть на лопатки и сдаться. Подчиняясь решению мужа, она признает, принимает и одобряет его превосходство над собой и подписывается в своей неполноценности. Она позволяет его эгоизму унизить или даже растоптать ее чувство собственного достоинства. Дьяволу хотелось бы, чтобы эту ложь проглотили все жены, потому что она так легко разжигает негодование и сопротивление.
Но повиновение (если его правильно понимать, означает свободу, избавление, положение) переводит женщину на более высокий уровень близости с Господом, предоставляя ей больше полномочий и влияния в браке. Повиновение подразумевает согласование, сотрудничество и огромное влияние. И если следовать Божьему принципу повиновения, то можно достигнуть гармонии и единства духа даже там, где есть разногласия. Более того, муж и жена, родитель и ребенок или работодатель и работник могут прийти к полному согласию благодаря тому, что ходят в повиновении.
Часто мы не видим всей картины. Одну ее часть видит наш супруг, а другую — мы. Вначале каждый из нас может по-разному смотреть на ситуацию, но по мере того, как мы молимся и разговариваем друг с другом, делясь Божьими откровениями и познавая разум Христов и Его истину, мы можем увидеть картину целиком и прийти к согласию. Часто происходит так, что открытое обсуждение, молитва и откровения приводят в гармонию и единство любые взаимоотношения.
Но что же делать, если даже с молитвой, обсуждением, откровениями так и не достигнуто согласия? Что если муж — неверующий и просто не хочет молиться? Что если муж спасен и любит Господа, но все свободное время проводит перед телевизором или на стадионе, пренебрегая общением с Богом и отказываясь духовно возрастать? Что если муж просит жену делать что-то аморальное или незаконное?
Мне кажется очевидным, что верующий не должен повиноваться просьбе или приказу, которое является неблагочестивым, греховным и порочным. Если муж требует, чтобы его жена вместе с ним употребляла алкоголь или наркотики, занималась сексом с кем-то другим, помогла ему в совершении преступления или обмане, она должна вежливо отказаться. Библия вовсе не повелевает верующему повиноваться греховным, безнравственным приказам. Апостол Петр не говорит: Грабьте с вашим мужем банки, чтобы он увидел в вас любовь Божью!" Нет, он говорит, что именно "чистое", то есть непорочное, скромное и безупречное поведение жены влияет на ее мужа, побуждая его поступать правильно и приближаться к Богу:
Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, образом жизни жен своих без слова приобретаемы, были, когда увидят вашу чистую, богобоязненную жизнь.
1 Петра 3:1,2
Самые сильные люди в мире — это жены, умеющие повиноваться Богу и своим мужьям! Сколько мужчин были приобретены для Господа через своих жен, которые обращались с ними, как с царями, и вместе с тем отказывались делать то, что могло скомпрометировать Слово Божье? Сколько мужчин пережили огромный успех в своем бизнесе и служении благодаря тому, что у них была молящаяся, богобоязненная жена, которая стояла рядом и давала мудрые советы?!
Но что если муж — это огромный сильный плотник, который, придя домой пьяным, избивает жену, потому что он зол на весь мир? Что если он дьякон церкви, которого все считают очень религиозным, но когда он дома, то швыряет свою жену через всю комнату, потому что она его раздражает? Никакая жена не должна повиноваться такому обращению! Если такое происходит в вашей семье, немедленно обратитесь к своему пастору, чтобы он дал вам мудрый совет (и сделайте это с вашим мужем или без него). Иисус не бьет Свою невесту!
...А жена да боится своего мужа.
Ефесянам 5:33
Слово "бояться" означает уважать. Уважение — это отношение, а не действие. Вы можете уважать положение и власть вашего мужа, но при этом уехать из дома, чтобы избежать побоев. Вы можете иметь отношение повиновения к своему мужу, но отказываться быть ему послушной в каком-то злодеянии. "Дорогой, я тебя люблю, но не сделаю этого, потому что это незаконно и безнравственно". Понимаете, как Божья любовь и истина одновременно оказывают влияние на вашего мужа? Итак, никогда нельзя недооценивать огромное влияние повинующейся, любящей жены, которая знает, как уважать своего мужа.