Цицерон о государственном строе римской республики

Но какая же все-таки наилучшая форма? Ц, развивая традиции, заложенные Ар и развитые до него греческим историком автором знаменитой Всеобщей истории в 40книгах Полибием, считает, что наилучшей явл смешанная форма, т.е такая, кот соединяет элементы трёх правильных форм: монархии, аристокр и демократии.

Собственно, Цицерон здесь не прибегает к некоему академическому теоретизированию. Он опирается на опыт Римской республики времен ее расцвета, когда (так было и в его время) здесь уже нарушилось равновесие между элементами монархии, аристократии и демократии в политическом устройстве Римской республики. А перед ним - время расцвета Римской республики, когда так удачно, считает он (и не только он, а мыслители вплоть до 20в так утверждали), сочетались элементы монархии в лице консулов (он сам был консулом), элементы аристократии в лице сената и элементы демократии в лице народных комиций, народных собраний. Соединение этих 3 элементов и вместе с тем разделение власти м/каждым создает устойчивость, стабильность политической системы. =, Ц - сторонник смешанной формы гос-ва.

Отметим только два момента.

первое - то, что учение Ц о смешанной форме гос носило реставраторский хар-р, т.е было обращено в прошлое, к временам расцвета Римской республики;

второе - то, что теория смешанной формы гос, кот в Др мире, в Греции, в Риме развивали вслед за Ар Полибий и затем Цицерон, явилась теоретическим источником разработки в Новое время теории разделения властей. Не любой теории разделения властей, такого ее варианта, кот можно найти в учениях английского мыслителя 17в, основоположника политического либерализма Дж Локка и французского просветителя 18в Шарля Монтескье.

Т.о, эти две идеи Цицерона в его учении "О гос" имели актуальное звучание на протяжении многих столетий: идея гос как правового союза и идея смешанной формы гос.

Лукреций Кар о происхождении государства и законов.

Тит Лукреций Кар Около 99-95 — 55гг. до Р. Х. Древнеримский поэт и философ-материалист. Биографические сведения о Лукреции почти не сохранились. Вполне вероятно, Лукреций получил философское образование в популярной в то время неаполитанской эпикурейской школе, которую возглавлял ФилодемПередовые политические взгляды развивал выдающийся философ и идеолог рабовладельческой демократии Тит Лукреций Кар (99 – 55 до н.э.). Будучи последователем взглядов древнегреческого мыслителя Демокрита, Лукреций доказывал неизбежность возникновения государства в ходе исторического процесса, говорил о преходящем характере рабства. В I в. нашей эры в Риме складывается христианство, ставшее впоследствии мировой религией. Христианство возникло как учение угнетенных масс, людей труда. В произведениях раннехристианской литературы (например, «Откровение Иоанна» – «Апокалипсис» – 68 – 69 гг.) с ненавистью говорится о «зверях-императорах», богачах, купцах. Ранние христиане мечтали об уничтожении рабства и установлении «тысячелетнего царства Божия». Они объединялись в общины, где все ее члены были равны. Устанавливалась общность имущества, взаимопомощь членов общины. Однако после того как христианство стало официальной религией Римской империи, оно отошло от прежнего демократизма и стало религией господствующих классов. Таким образом, политические учение в Древнем мире занимали одно из важных мест в социальной мысли в целом. Выдающиеся мыслители уже на заре существования человеческой цивилизации задумывались над смыслом государства, видели в нем главное орудие развития общества. Политические взгляды передовых умов античности до сих пор представляют непреходящую ценность. К ним обращаются наши современники при выработке политических теорий анализа нынешней политической обстановки. Лукреций как мыслитель выступает в общем и целом как типический представитель древнего механистического материализма. Но этот механистический материализм древнего мира значительно отличается от механистического материализма нового и нашего времени. Несмотря на общий метафизический характер философии Лукреция, в ней имеются диалектические элементы, что поднимает эту механистическую концепцию над современным механистическим, плоским материализмом. Будучи материалистическим сенсуалистом, Лукреций не ограничивается чувственными данными. Материализм Лукреция — это древний материализм в его классической формулировке, к-рая представляет синтез древней науки и теоретического мышления. За материализм и связь с естествознанием ругал его Гегель, за это хвалил его Ленин. Выковывая оружие для борьбы с религией, его беспощадная критика предрассудков и суеверий становится веским аргументом против основ всякой религии, т. к. ход вещей он объясняет не мистическими силами, а материальными причинами. Вот почему поэма Лукреция сохранила свое значение и в новое время; так, Джордано Бруно с любовью цитирует Лукреция и часто ему подражает. Все мыслители-материалисты XV—XVII вв. были под влиянием Лукреция; Гоббс усиленно выдвигает механическую сторону материализма перев. "Сочинений" Лукреция (Париж, 1744) Л. В дальнейшем на европейском континенте выступает целая плеяда философов, которые составляют блестящую страницу в истории материализма: Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Мелье, Дидро. Они на новой научной базе отчасти воспроизводят недостатки и достоинства материалистической философии Лукреция.

 

93 § 4 Учение римских юристов о праве

Со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времени Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам jus respondendi. Правда, положения юристов классического периода сохраняли свой авторитет и в новых условиях.

Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II– III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.) и Модестин (II–III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus juris civilis), которая включала:

1) Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);

2) Дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н.э. – по IV в. н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест; 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан. Следует иметь в виду, что прежде всего именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место в истории права.

Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с тем в своих комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля (институции и т.д.) они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений. Правда, к формулированию

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: