Задание 11. Докажите или опровергните истинность следующих мыслей; аргументируйте свою точку зрения

1. У короткого ума длинный язык (Аристофан). 2. Дружба возможна только между хорошими людьми (Цицерон). 3. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется (Сенека). 4. Красива не красавица, а любимая. 5. Если убивают цвет, процветают бесцветные. 6. Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков. 7. Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. 8. Развитие мышления человека может проходить только в процессе самостоятельной деятельности, а развитие способностей — через самопознание (Сократ). 9. О вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки (Жан-Жак Руссо).

Задание 12. Проанализируйте развернутое высказывание (ответ на семинарском занятии, экзамене, выступление на конференции и т. п.), используя примерный план:

I. Содержание высказывания:

а) правильно ли понята тема, проблема (или вопрос)?

б) рационально ли отобран материал, нет ли мелких, необязательных фактов, деталей, загромождающих высказывание?

в) выделена ли главная мысль?

г) заметно ли отношение автора к тому, о чем он сообщал? Какими средствами он достигает этого?

II. Форма высказывания:

а) удачна ли структура (построение) высказывания? Каковы его композиционные части?

б) удачно ли расположены факты и выводы (доказать это)?

в) достаточно ли разнообразен (богат) словарный запас говорящего?

г) каков темп речи, ее эмоциональная окраска?

д) какие недостатки в речи вы заметили?

III. Какие советы по совершенствованию монологической речи можете дать говорящему?

 

Задание 13. Продолжите текст, развивая мысль в заданном направлении.

1. Все люди хотят быть счастливыми. Много я слышал споров о счастье. Одни говорили: «Сила, здоровье — в них всё счастье». Другие не соглашались: «Богато жить, всё иметь — вот что такое счастье!». «Дело свое в жизни хорошо знать — значит счастливым быть», — утверждали многие. А иные добавляли: «Главное для счастья — это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть»…

 

Задание 14. Завершив начатые высказывания, создайте собственные афоризмы.

1. Заслуживает уважения тот,...

2. Тот, кто духовно совершенствуется,...

3. Настоящую ценность представляет то,...

 

 

БОГАТСТВО

(РАЗНООБРАЗИЕ) РЕЧИ

Богатство речи — это разнообразие используемых языковых средств: лексических, семантических, фразеологических, интонационных, грамматических.

Русский язык насчитывает огромное количество слов и постоянно обогащается новыми: в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» 120480 слов; в четырёхтомном «Словаре русского языка» — около 90000 слов; в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой — около 55000 слов, в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля — около 200000 слов. Для русского языка характерно разнообразие интонационных конструкций, моделей образования новых слов и построения словосочетаний, предложений. Речевое богатство создаётся и семантическим разнообразием, смысловой насыщенностью слов, фразеологизмами, пословицами, поговорками.

О богатстве и выразительности русского языка, русской речи говорили многие выдающиеся деятели культуры, писатели:

1. По мысли М. В. Ломоносова, русскому языку присущи великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского языков.

2. Н. В. Гоголь отмечал: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна… он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно…»; «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи».

3. «Гибкий и мощный в своих оборотах и средствах…, язык славянорусский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими» (А. С. Пушкин).

4. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Г. Паустовский).

5. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» (И. С. Тургенев).

Каждый из говорящих / пишущих обладает индивидуальным лексическим, фразеологическим, интонационным и грамматическим запасом средств выражения мыслей. Например, словарь А. С. Пушкина составляли более 21200 слов, словарь С. Есенина — около 18890 слов, словарь современного взрослого образованного человека — около 10000–12000 слов.

Богата речь, в которой используются разнообразные языковые средства, имеющиеся у говорящего / пишущего и отбираемые им в каждой конкретной речевой ситуации для выражения мысли, чувства; речь, информативно насыщенная. Чем реже повторяются в речи одни и те же слова, их сочетания, однотипные структуры и интонационные конструкции, тем она богаче.

Речь бедная характеризуется ограниченным объёмом словаря, однообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций, в частности, однообразием приёмов перехода от одной фразы к другой и короткими однотипными, слабо связанными между собой предложениями.

Обогащению речи способствует чтение произведений классической художественной литературы, разнообразное, информативно насыщенное бытовое общение, дружба с различного рода словарями, в первую очередь, толковыми.

Будущий специалист сферы сервиса должен формировать совокупность навыков свободного и целесообразного применения языковых средств, поскольку избранная им сфера профессиональной деятельности предполагает высокую степень речевой активности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: