Зарожд-е и развитие ДЛ. Тв-во К. Истомина

Предмет и задачи курса. Специфика. Понятие «круг дет чтен-я».

ДЛ – неотъемлемая часть л-ры общей, большой, взрослой. Но этот тезис не всегда признав-ся, т.к. не все счит, ч ДЛ нужно выделять, тк общие принципы одинаковы. Но с др стороны говорят о том, ч ДЛ хотя и выд-ся, но это л-ра 2-го сорта, л-ра, кот не заслуживает теоретич подхода. Хотя и такие мнения сущ-ют, есть критерии, кот помогают не согласиться с этими т зр: 1) чит-ль-реб-к всегда знает, ч есть ДЛ, 2) лучшие авторы признавали, ч писать д/детей сложнее, →ДЛ не н считать л-рой 2-го плана. ДЛ – это худ л-ра д/детей, кот яв-ся самост обл иск-ва, органич соединяющ треб-я иск-ва и педагогики. Ф-ии: д доставлять реб-ку эстетич наслажд-е, д спос-ть формир-ю его личн-ти. Из чего склад-ся? 1) спец д/детей: проф дет авторами, взросл авт (отд д/дет) Гайдар, Жидков; 2) пр-ия взросл л-ры, нашед отклик у детей А.Толстой, Маяковский; 3) созд-я детьми счит, страш, анекдоты. Функц виды (жанры) ДЛ: научно-познават, этич пр-ия д/дет, развлек л-ра. Специфика. Н писать иначе, чем д/взросл, н писать лучше, чем д/взросл. Ярко выр-ый сюжет, динамичность пов-я, яркий эмоц образ, язык не д б искусств-м, всегда 2 автора: пис-ль и худ-иллюстратор, неделимость и ед-во эстетич и пед критериев.

 

УНТ д/дет. Мал жанры.

Колыб песни. В народе – байки. Сам древн из них имеют прям отн-е к заговорной поэзии.избрали св героем кота. Встреч-ся импровиз-ии. Пестушки. В центре – образ самого реб-ка. Это коротк стих приговоры, кот сопр-ют движ-я млад-ца в 1-ые мес жизни. Потешки. Песенки, сопр-ие игры реб-ка с пальцами, ручками, ножками, есть урок, наставление. Прибаутки. Св сод-ем напоминают мал сказочки в стихах. Дана картина какого-л яркого соб-я или изобр-ся стремит дей-е. свой-нен сюжет, но малыш не способен на долг вним-е и они огранич-ся передачей лишь одного эпизода. Заклички – обращ-я к солнцу, радуге, дождю. Приговорки – обращ-е к мыши, улитке, подраж-е птичьим голосам, приг-ки при скак-ии на одной ноге, ч/бы из уха вылилась вода. Игровые припевы. Ими или нач-ся игра или связ-ся части игр дей-я. м вып-ть роль концовое в игре, усл-я игры, определять послед-я при наруш-ии этих усл-ий. Жеребьёвые сговорки появ-ся, когда играющим н разд-ся на 2 партии. Это рифмов обращ-е к главам обеих партий. Часто созд-ся на основе сказок, пословиц, пог-к, загадок. Считалки – рифм стишок, сост-ий по большей части из придум слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюд-ем ритма. Посред-вом считалок играющие делят роли и устан-ют очередь д/начала игры. Дразнилки – вид тв-ва, почти всецело развитый детьми. Рифмов прибавл-я к имени. Присоед-е к прозвищу нов стиха превр-ло прозвище в дразнилку. Скороговорка – быстр повт-е труднопроизносимых стишков и фраз. Сочет-т однокор или созвучн слова. Загадки. Развив в реб-ке догад-ть, сообразит-ть. Иносказ-е переносит предмет в сов-но иную обл вещ мира. Указ-ет на особ признаки и св-ва, кот присущи только загадываемому предмету. Ввод реб-ка в размышл-е о связях м/у предметами и явлениями окр мира. Образы красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчётливо. Посл-цы имеют больш знач-е.

 

Библия в дет чтении.

Ист-культ явления: принятие хр-ва, возникн-е письм-ти, распр-е грам-ти, развитие книгопечат-я. псалтырь – самое популярн в дет чтен. Это собрание 150 молитв, песней, гимнов, изречений ВЗ. Это 1 их 1-ых книг д/детей в Р и Евр.осн сод-е – хвала богу и созд им миру. Евангелие. 1)от Матвея – мытарь; послед за Христом; 2)от Марка, в доме кот собирались апостолы, это толковник (переводчик) Петра. Обращ к слушателям, кот стали христ-ми из яз-ков; 3)от Луки – врач; 4)от Иоанна Богослова, отлич по яз, по сод-ю, сод-т последоват-е опис-е жизни Христа.

 

Зарожд-е и развитие ДЛ. Тв-во К. Истомина.

Шир распростр-е грам-ти. На формир-е грам Ч влияла и словесность. ДЛ пошла от «Поуч-я Вл Мономаха». «Сказ-е о Борисе и Глебе», его пересказ уменьшает возраст Глеба (1 образ реб-ка) – исток темы дет-ва и дет страд-я. «Жития» - прообраз книг с ярко выр-м «+» героем. Книги зап, визант пис-лей формир-ли круг чтен-я. Ч/бы читать эти книги н б знать языки, → им учили сразу, с 5 лет. К 15в отн-ся закат рукоп книги и распр-ие печатн книг, также формир-ся впечатл-е о реб-ке как о личн-ти со св псих особ-ми. 1-ая книга д/дет припис-ся Дм. Герасимову, кот создал по-русск лат грамматику «Донатус». В этой книге впервые исп-ся сократ беседа. Гл принцип – постеп-но всё изучать. Герасимов – 1-й прообраз дет пис-ля. 1574г – азбука Фёдорова, наз-сь «Начальное научение детям, хотящим разумети бож писание». В 1ч – буквы, слоги, цифры, во 2ч – грам-ка, 3ч – хрестоматия.уч книги дел-ся по жанрам: азбуки (гл вним-е алфавиту), буквари (> значим – тексты), азбуковники (методички, словари, энциклопедии). Карион Истомин поставил п/д собой задачу создать книгу д/дет: 3 кн – «Букварь яз словенска», «Служба и житие Иоанна Воина», «Лицевой букварь» - сам изв кн. Предназн-сь принцу, → она б яркой. Это 1-я кн, кот создана в сотрудн-ве с худ-ком.

 

Зарожд-е лит сказки.

Собирателем ДР сюжетов б Чулков, кот в 1766г. Начал издавать сб. «Пересмешник или словенские ск-ки. Ск-ка – лит, авт, худ пр-ие авантюрного сод-я, предн детям, в стихах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: