Лев Семенович Выготский Культурно историческая теория развития психики

Выготский сформулировал ряд фундаментальных положений культурно-исторической теории онтогенетического развития психики человека, которые определили исследования его учеников и последователей в области общей, детской и педагогической психологии.

Онтогенетическое развитие психики человека определяется процессами присвоения им общественно-исторических форм культуры.

1. Детерминанты поведения (деятельности) и психики человека лежат в исторически развивающейся культуре, воплощенной в знаках. Знаки (или символы) обладают стабильными значениями, сложившимися в ходе развития культуры.

Знаки — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальным знаком является слово.

2. Присвоение (или усвоение) форм культуры, имеющих знаково-символическое выражение, первоначально осуществляется ребенком в коллективной деятельности. Знак всегда первоначально является средством социальной связи, средством воздействия на других и только потом оказывается средством воздействия на себя.

3. Все высшие психические функции (память, воображение, мышление, речь), по Выготскому, существуют первоначально в виде социального отношения, социальной связи и общения людей, в виде их коллективной деятельности, существуют первоначально в виде "внешних знаков" в интерпсихической форме. Но в процессе интериоризации эти функции приобретают интрапсихическую (или собственно внутреннюю, психическую) форму и начинают существовать в виде индивидуальной деятельности человека, опирающейся на "внутренние знаки".

Интериоризация – вращивание функции во внутренний план.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу: стабильные этапы развития литические (стабильные) и критические периоды, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований.

Возрастные новообразования – это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития.

Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Сенситивный период - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. В этот период развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

 

1. Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.

2. Зона ближайшего развития обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

 

 

Периодизация и кризисы:

 

кризис новорожденного (2 месяца) отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста младенчество кризис 1 года раннее детство кризис 3 лет

дошкольный возраст кризис 7 лет школьный возраст

кризис подросткового возраста (13 лет) пубертатный возраст кризис 17 лет

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: