“Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас” (1 Кор. 12:1-2).
Что значит “безгласные”? Это означает, что они никогда не говорят. “Теперь вы вступили в духовную сферу, — говорит Павел. — Это то место, где духи живут в человеческих существах и говорят через их органы речи. Поэтому вам надо отличать, где говорит Святой Дух, а где говорит другой дух — дух нечистый, демонический”.
Затем Павел предлагает простую практическую проверку:
“Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым” (1 Кор. 12:3).
Павел говорит о ситуации, когда какой-нибудь дух поселяется в человеке и проявляет себя через него. Мы должны испытывать не сам дух человека, а тот другой дух, который поселился в нем. Мы должны дать ответ на жизненно важный вопрос: является ли дух, проявляющий себя через человека, Духом Святым от Бога или это злой дух — бес?
Для того чтобы сделать такую проверку, мы должны говорить напрямую к духу в человеке. Мы должны заставить его высказать отношение к Иисусу: является ли Иисус Господом? Если Дух признает Иисуса Господом, то это Святой Дух. Если же он отказывается признать Иисуса Господом и богохульствует на Иисуса, то тогда это злой дух — бес.
Я лично много раз имел возможность проводить такой тест. Злой дух всегда выдает себя через свою реакцию. Он может закрыть рот человеку и отказаться отвечать на поставленный вопрос. Или может заставить человека сильно трясти головой или говорить через уста человека плохие, богохульные слова на Иисуса.
Определяющая проверка — отношение духа к Иисусу. Он или воздаст Ему славу, или отвергнет Его. Но никогда дух не останется безразличным. В 1-ом послании Иоанна также обращается внимание на необходимость испытания духов, с которыми мы сталкиваемся:
“Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Ин. 4:1).
Обратите внимание на взаимосвязь между лживым пророком и лживым духом. Пророк — это тот, кто говорит от духа, который не является его собственным. Если он говорит Духом Святым, то он истинный пророк, а если он говорит любым другим духом, то это лживый пророк. Мы испытываем духа, который находится в человеке, а не его естественные реакции. И решающим фактором является отношение духа к Иисусу.
Иоанн продолжает:
“Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире” (1 Ин. 4:2-3).
И снова, как мы видим, в основном, проверка заключается в определении отношения духа к Иисусу: пришел ли Он как Христос (Мессия) во плоти, то есть в физическом теле?
“Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына” (2 Ин. 7-9).
Обратите внимание на суть проверки: “Пришел ли Иисус (Мессия) во плоти?” Если дух не подтверждает этого, то это дух заблуждения.
Что такое “учение Христово”? В 1- ом послании к Коринфянам Павел утверждает основополагающие истины нашей веры:
“Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати...” (1 Кор. 15:1-5).
Ранее, в том же 1-ом послании к Коринфянам, Павел заявил:
“Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3:11).
Так что же подразумевает Иоанн, когда говорит о ком-то, кто “преступает” эти основополагающие истины? Речь идет о любом человеке, который добавляет что- либо к тому, что перечисляет Павел, и требует соблюдения этого учения в качестве условия для получения спасения. Душевная гордость иногда подталкивает людей верить в “более глубокие истины” или “высочайший свет”, дарованные лишь нескольким избранным. Но благодарение Богу, что основные истины Евангелия настолько просты, что понятны даже ребенку. Есть люди, которые отвергают Евангелие не из-за его чрезвычайной сложности, а из-за его простоты.
Являясь христианами, мы будем давать отчет Богу в том, как наше поведение влияет на других людей. Мы должны быть внимательны и не говорить, и не делать ничего, что может выглядеть как одобрение серьезного доктринального заблуждения, распространяемого другими, того заблуждения, которое “преступает” простые истины Евангелия, открытые в Новом Завете.
В качестве простого примера на данную тему, по моему мнению, можно привести учение свидетелей Иеговы, которые откровенно преступают Евангелие, раскрываемое в Новом Завете. Исходя из общего принципа, я бы никогда не хотел сказать или сделать что-то такое, что другие могли бы интерпретировать как мое одобрение заблуждений свидетелей Иеговы.
Глава 18
Кого мы не должны судить
В 13-ой главе Послания к Римлянам Павел показывает нам примеры людей, которых нам не должно судить: ни верящих, что могут есть мясо, ни верящих, что должны есть только овощи, ни верящих в то, что следует соблюдать определенные религиозные праздники, ни тех, кто религиозные праздники не соблюдает. До тех пор, пока их традиции не влияют негативно на мою жизнь, я не должен их судить. Правильнее даже сказать, что я должен их не судить.
В то же время, если другой верующий делает что-то такое, что будет заставлять меня поступать не по Писанию, то я обязан осуществлять суд. Другими словами, сфера, в которой я ответственен судить — это моя собственная жизнь и мое поведение.
Еще одна сфера, в которой мы не должны судить — дети других людей. Иногда очень хочется это сделать, но снова надо использовать те же самые ограничения: мы не должны их судить до тех пор, пока их поведение не влияет на нас.
Знаете, что я замечал? Тем, кто занят осуждением детей других людей, не помешало бы заняться воспитанием своих собственных.
И еще одна сфера, где мы не должны судить — это церкви или христианские группы, к которым мы не принадлежим. Такая ситуация не отражена в Новом Завете, потому что в то время не было разных деноминаций. Все христиане были частью одного собрания. Поэтому, в некотором смысле, современная ситуация не совсем нормальна.
Возможно, вы серьезно озабочены действиями другой церкви. Но судить ее — это не ваша ответственность. Если вы на самом деле считаете, что со сложившейся ситуацией надо что-то делать, то подойдите к своему пастору, а он обратится к пастору той церкви. Такое поведение в данном случае будет правильным: пастух обращается к пастуху, но не овца к овце.
Глава 19