В гармоничной семье дать описание роли бывает трудно, так как отношения с ребенком гибки и изменчивы. В дисгармоничных семьях родительские позиции неадекватны, ригидноустойчивы, не изменяются, и детские роли выявляются достаточно четко. Патологические роли жестко закреплены, не поддаются изменению, не отражают реальные потребности в развитии семьи и ребенка и вытекают из гиперболизации неадекватной мотивации родителей Например, ребенок может выполнять следующие роли:
• «Любимчик» (по выражению Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса — «расширение сферы родительских чувств»). Чрезмерная концентрация на ребенке возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют родителей (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т. д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов). Нередко при этом мать или (реже) отец, сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потребности во взаимной исключительной привязанности, которые в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Появляется стремление отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь». Нередко мать от- называется от повторного замужества, карьеры. В подростковом возрасте у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их. Характерны заявления матери о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и многочисленные придирки к его подругам. Обычно родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000, с. 524).
«Бэби», «маленький ребенок» («предпочтение в ребенке детских качеств»). Даже повзрослевший воспринимается семьей только как ребенок, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость. Одновременно снижается уровень требований к ребенку и стимулируется развитие психологического инфантилизма. Нередко родители открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, а с большими уже не так интересно (там же). Такое отношение может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях.
«Хулиган», «неисправимый», «трудный» и т. и. В основе этой роли часто лежит «проекция на подростка собственных нежелательных качеств». Родитель видит в подростке черты характера, свойственные самому себе, но не желает их признавать. Это могут быть, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаще отец) извлекает из нее эмоциональную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями подростков, о наказаниях. В то же время в их высказываниях сквозит неверие в действенность этой борьбы, так как ребенок «по натуре» такой {там же).
«Вундеркинд», «надежда семьи». В основе роли лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, проблемы с карьерным ростом, неудачный брак, ощущение собственной неполноценности и т. д.) и желание компенсировать это через идентификацию с ребенком. В этом случае к ребенку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов в спорте, в искусстве и т. д. (там же, с. 243).
«Козел отпущения». Ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующне переживания в семье или вне ее. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор. Ребенок же очень часто является самым беззащитным членом семьи.
«Судья», «примиритель». Ребенок не по возрасту рано включается в устранение возникающих в семейной жизни проблем, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания. Например, они могут потребовать от него решения о том, кто из родителей виноват, используют как орудие в борьбе друг против друга или как посредника для примирения.