Тренинг «Виды малого бизнеса»
Цель. Выработка умения обозревать все пространство возможных решений при выборе вида малого бизнеса, способности реально оценивать возможный потребительский спрос на каждый вид бизнеса, умения, верно, находить и формулировать концепции бизнеса.
Задание. Соревнующиеся команды учащихся по 4-6 человек получают задание назвать по пять видов малого бизнеса в каждой из трех сфер: производство, сервис, торгово-посредническая деятельность.
Подразумевается, что количество сотрудников фирмы, занимающихся данными видами бизнеса, равно количеству членов команды. Вот один из вариантов ответа:
А. Производственная деятельность:
1) изготовление мебели;
2) домашняя выпечка
3) изготовление маек с рисунками
4)изготовление сувениров
5) производство прохладительных напитков
Б. Сервис:
1) уход за маленькими детьми
2) детское швейное ателье
3) малярные работы
4)ремонт бытовой техники
5) запись аудиокассет.
В. Торгово-закупочная деятельность:
1) торговля подержанными автомобилями
2) продажа мороженого
3) закупка сельхозпродукции для последующей продажи
4) сбор и продажа вторсырья
5) продажа и распространения газет.
Далее. С имеющимся в каждой команде списком из 15 видов малого бизнеса необходимо провести следующую работу. Те виды малого бизнеса, в которых, по мнению команды. Остро нуждается потребитель, отменить восклицательным знаком. Те виды малого бизнеса, в дополнительном развитии которых большой надобности сегодня нет, команда отмечает восклицательным знаком.
Наконец, один из 15 видов малого бизнеса, наиболее понравившийся команде отмечается звездочкой, и для него команда формирует концепцию бизнеса, т. е. краткое изложение того, чем является бизнес и почему он лучше других.
В качестве примера удачной формулировки концепции бизнеса можно привести пример компании «Пицца Домино»: «Пицца доставляется вам на дом в течении 30 минут. В противном случаи, Вы получите ее бесплатно»
Анализ итогов. Сравнительный анализ результатов работы команд на первом этапе можно вести по двум критериям: экономичность, правомерность комментариев о необходимости данного вида бизнеса и творчество.
При анализе концепций бизнеса обязательно надо отметить в них наличие или отсутствие черты, за счет которой начинающие бизнесмены собираются конкурировать на рынке, т. е. отличающей их фирму от ей подобных.
Тема 18. Контроль и аудит в управлении маркетингом
Контрольные вопросы
1. Перечислите функции контроля в управлении маркетингом.
2. Назовите основные объекты контроля в маркетинговой деятельности предприятия. Внутренний и внешний контроль маркетинга.
3. Что такое ситуационный анализ и технология его проведения?
4. Методика аудита целей и стратегий маркетинга.
5. Аудит бюджета маркетинга.
6. Как проводить маркетинговый аудит на основе применения 1Т-технологий?
Практические задания и ситуации.
Ситуация 1.
Клей «Систа» был предложен корпорацией «Хенкель» на рынок в качестве герметика – для заполнения зазоров, предохранения от проникновения воздуха, жидкостей, твердых частиц. В 1978 г. товары марки «Систа» продавались лишь в Западной Европе, что давало 3,5 % общего объема продаж компании.
Рынок герметиков для потребления по принципу «Сделай сам» был небольшим в сравнении с рынком герметиков промышленного назначения и маленьким по сравнению с рынком клеев. Корпорация долго пренебрегала им. Однако на внутреннем рынке Германии ей удалось приспособить свои продукты и программу маркетинга к рынку «Сделай сам». Таким путем, одновременно сократив ассортимент в целом, ей удалось с 1970 г. за пять лет увеличить объем продаж в Германии с 28 млн. до 34 млн. марок. Встал вопрос: «Можно ли повторить успех продукции марки «Систа» на внешнем рынке?» Предложения были разосланы в филиалы и представительства компании за рубежом.
Филиалы и дочерние компании возражали так:
1) | Мы опоздали – нам уже не потеснить конкурентов. Б. Рынок слишком мал — не стоит тратить управленческое время и деньги, стараясь развить его. |
2) | Даже если бы мы могли продать герметик, у нас нет площадей на заводе для его производства. |
3) | У нас нет специального торгового персонала, чтобы обеспечить техническую помощь клиентам. |
4) | Мы уже кое-что похожее на герметики продаем для дома, но без особого успеха. |
Вопросы и задания
1. | Какого рода импульсы необходимы и целесообразны со стороны центральных органов корпорации, учитывая, что инициатив со стороны дочерних компаний ожидать не приходится? |
2. | Какие основные компоненты стратегии вывода и закрепления герметика корпорации на внешнем рынке вы считаете главными и какова могла бы быть последовательность действий? |
3. | Должна ли быть предлагаемая центром корпорации стратегия стандартизована или дифференцирована по ареалам действия дочерних западноевропейских компаний и в чем именно? |