К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- названия народных праздников;
- название христианских праздников;
- название разных жанровых видов народной песни;
- название инструментов народного оркестра;
- отличительные особенности русского национального костюма;
- различные виды народных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- исполнять простейшие движения народного танца;
- исполнять народные мелодии разного жанра;
- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.
Методические рекомендации.
Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.
|
|
Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.
Настоящая программа рассчитана на русские школы. Для ведения занятий в национальных школах материал должен быть скорректирован за счет включения своего родного, национального материала в опоре на традиции и особенности культуры народа.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Содержание:
Тема №1. Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.
На занятии учащиеся составляют опорный конспект и готовят сообщения на тему: «Понятие «фольклор». Жанровое многообразие фольклорных произведений».
|
|
Тема №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.
Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу»
Канон – знакомство с музыкальным исполнением. Оценка работы детей.
Тема №3. Посещение этнографического музея г. Уржума
Знакомство с национальностями и народностями, населяющими Кировскую область.
Тема №4. Национальные костюмы разных народов.
Знакомство с эскизами национальных костюмов.
Слушание ансамбля народных инструментов.
Тема №5. Колыбельные песни.
Колыбельная песня «Котя-котенька, коток».
Колыбельная авторская песня. Паулс «Колыбельная».
В чем сходство и в чем отличие?
Тема №6..
Знакомство с историей создания гармоники.
Музыкальных дел мастера.
Тема №7.
Слушание ансамбля гармоник.
Русская народная песня «Я на горку шла».
Тема №8. Урок-отчет.
Тема №9. Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.
Понятие звука шумового и музыкального.
Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты.
Разучивание песни «Сеяли девушки яровой хмель».
Тема №10. Пляски-заигрыши.
Разучивание плясовой «А я по лугу».
Разучивание танца к песне «А я по лугу».
Тема №11. Хороводные танцы.
Островский сказка «Снегурочка», быт берендеев, обычаи, праздники.
Слушание арии «Песни Леля».
Разучивание хоровода «Сударушка».
Тема №12. Хороводные танцы.
Разучивание хоровода «Сударушка».
Шаг с припаданием.
Тема №13. Хороводные песни. «На горе-то калина».
Разучивание песни «На горе-то калина».
Разучивание танцевальных движений к хороводу.
Тема №14. Хороводные песни. Закрепление.
Повторение хоровода «Сударушка».
Повторение песни-хоровода «На горе-то калина».
Тема №15. Урок-отчет.
Тема №16. Христово Рождество.
Рождественские песни, колядки.
Практическое занятие-поздравление своих близких с Рождеством Христовым.
Тема №17. Игра в оркестре.
Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка».
Игра в ансамбле.
Слушание колокольных перезвонов.
Тема №18. Масленица – праздник русского народа.
Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков.
Народные традиции, игры, забавы.
Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.
Разучивание песни Гречанинова «Вербочки».
Слушание «Колокольный Благовест».
Тема №20. Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!»
Разучить хор «Богородица Дево, радуйся!» из Всенощного бдения.
Древнейшая песнь материнства. «Аве Мария!»
Тема №21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.
Баллада о князе Владимире.
Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.
Тема №22. Посещение концерта театра «Балаганчик».
Старинные обычаи на современный лад.
Тема №23. Народные промыслы России.
Дымковская игрушка.
Разучивание песни «Чики-чикалочки».
Тема №24. Народные промыслы России.
История русской матрешки.
Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша».
Тема №25. Урок-отчет.
Тема №26. Песни-веснянки.
Разучивание песен-закличек.
Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».
Тема №27. Егорьев день.
Народные обычаи. Егорьев день.
Игры, забавы, скоморохи.
Тема №28. Тара-тара-тара-ра начинается игра...
Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
Разучивание танцевальных движений к хороводу.
Тема №29. Тара-тара-тара-ра начинается игра...
Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся».
Тема №30. «За околицей села»
Подготовка к отчетному концерту.
Разучивание сценария праздника.
|
|
Тема №31. «За околицей села»
Подготовка к отчетному концерту.
Изготовление декораций, костюмов руками детей.
Тема №32-33.Отчётный концерт «За околицей села»
Тематическое планирование
№п/п | тема | Вид деятельности | Форма занятий |
1. | Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров. | Познавательная деятельность | Беседа |
2. | Обрядовая песня, как один из видов народного творчества. Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу» | Художественное творчество | Хоровое пение |
3. | Посещение этнографического музея г. Уржума | экскурсия | экскурсия |
4. | Национальные костюмы разных народов. | Познавательная деятельность | беседа |
5. | Знакомство с историей создания гармоники | Познавательная деятельность | Беседа |
6. | Колыбельные песни | Разучивание песен | Хоровое пение |
7. | Слушание ансамбля гармоник. Русская народная песня «Я на горку шла». | Разучивание песен | Хоровое пение |
8. | Урок-отчет | Досуговая деятельность | Выступление |
9. | Ударно-шумовые инструменты народного оркестра | Познавательная деятельность | Игра |
10. | Пляски-заигрыши | Разучивание | Хоровое пение |
11. | Хороводные танцы | Разучивание | Практикум |
12. | Хороводные танцы | Разучивание | Практикум |
13. | Хороводные песни. «На горе-то калина». | Разучивание | Практика |
14. | Хороводные песни. Закрепление | Художественное творчество | Хоровое пение |
15. | Урок-отчет. | Досуговая деятельность | Театральное представление |
16. | Христово Рождество. Рождественские песни, колядки | Разучивание | Практикум |
17. | Игра в оркестре. Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка | Разучивание | Практикум |
18. | Масленица – праздник русского народа. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков. Народные традиции, игры, забавы. | Познавательная деятельность | Круглый стол |
19. | Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье. Разучивание песни Гречанинова «Вербочки | Познавательная Разучивание | Беседа Практикум |
20. | Песнопения Православной церкви. Хор «Богородица Дево, радуйся!» Разучить хор «Богородица Дево, радуйся!» из Всенощного бдения. Древнейшая песнь материнства. «Аве Мария!» | Познавательная Разучивание | Беседа Хоровое |
21. | Старинные обычаи на современный лад. | Познавательная Игровая | Беседа Игра |
22. | Народные промыслы России. Дымковская игрушка. Разучивание песни «Чики-чикалочки». | Познавательная Разучивание | Беседа Хоровое |
23. | Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре. Баллада о князе Владимире. | Познавательная | Беседа |
24. | Народные промыслы России. История русской матрешки. Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша». | Познавательная Разучивание | Беседа Хоровое |
25. | Урок-отчет | Досуговая деятельность | Театральное представление |
26. | Песни-веснянки. Разучивание песен-закличек. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся». | Разучивание | Хоровое пение |
27. | Егорьев день. Народные обычаи. Егорьев день | Познавательная | Круглый стол |
28. | Тара-тара-тара-ра начинается игра... Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». Разучивание танцевальных движений к хороводу | Разучивание | Игра |
29. | Тара-тара-тара-ра начинается игра... Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся | Разучивание | Игра |
30. | «За околицей села» Подготовка к отчетному концерту. Разучивание сценария праздника | Разучивание | Практикум |
31. | За околицей села» Подготовка к отчетному концерту. Изготовление декораций, костюмов руками детей. | Художественное творчество | Практикум |
32-33. | Отчётный концерт «За околицей села» | Досуговая деятельность Художественное творчество | Театральное представление |
|
|
Литература:
С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М.: 1973
В.Н.Семенов «В старину саратовскую», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994
Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008
С. Бублей «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989
Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987
Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000
Уроки в начальной школе. Пос. для учителя М.: 2002 Прилож. к ж. «Начальная школа».
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004
М.Ю. Новицкая Родная земля М.: Дрофа, 2003
В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992
Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991
Журнал «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003
Журнал «ПедСовет» №1/2003