Конфликты на постсоветском пространстве. Война в Южной Осетии. В августе 2008 г

Война в Южной Осетии. В августе 2008 г. возник острый военно-политический конфликт, связанный с попыткой президента Грузии М. Саакашвили силовым путем ликвидировать независимость Южной Осетии. Как отмечалось ранее, проблема Южной Осетии стала одним из результатов распада СССР. Грузины считали, что они имели полное право выйти из состава СССР, но не хотели давать право осетинам и абхазам выйти из состава Грузии. С начала 1990-х гг. мир на границах Грузии и Южной Осетии обеспечивали российские миротворцы, которые разделяли конфликтующие стороны. М. Саакашвили долго готовился к военной операции, получая военную помощь США и рассчитывая на поддержку Запада в войне против Южной Осетии. Ставка была сделана на то, чтобы внезапным ударом захватить столицу Цхинвал и поставить Россию и мир перед свершившимся фактом. Однако результатом этого удара стала гибель российских миротворцев, и Москва вмешалась: российские войска вошли на территорию Южной Осетии и вытеснили грузинские войска, нанеся им серьезные потери. Россия впервые продемонстрировала готовность жестко защищать свои интересы на постсоветском пространстве. Запад сначала обвинил Россию в неспровоцированном нападении на Грузию, но потом признал, что грузины напали первыми.

Российско-украинские отношения. В январе 2005 г. в результате «оранжевой революции», подготовленный и осуществленный при помощи Запада, президентом Украины стал В. Ющенко, взявший курс на вхождение Украины в НАТО. Киев потребовал от Газпрома повысить цену за транзит газа до среднеевропейского уровня и оплачивать транзит не газом, а долларами. Газпром согласился, но в ответ потребовал установить на среднеевропейском уровне и цену за российский газ для Украины. Киев отказался, полагая, что он может диктовать свою волю Газпрому по технологическим причинам. Альтернативных путей поставки больших объемов газа в Европу у России не было: построенный в 2002 г. газопровод «Голубой поток» в Турцию имел малую пропускную способность и не позволял России выполнить свои обязательства перед Европой в обход Украины. Пока шли переговоры, среднеевропейская цена на газ к концу 2005 г. выросла со 160 до 230 долл. за тыс. м3. На фоне этого роста Газпром договорился о повышении цен на газ с тремя прибалтийскими странами, Белоруссией, Грузией, Арменией и Молдавией. С Украиной договориться не удалось.

Первая «газовая война». В 2006 г. Газпром и государственная компания Украины Нафтогаз, отвечавшая за закупку газа, вошли без подписанного контракта, и 1 января Газпром прекратил поставки газа для Украины. Украина начала несанкционированный отбор транзитного газа. Представители ЕС заявили, что доставка газа до потребителя входит в сферу ответственности Газпрома. 4 января был достигнут компромисс и подписан новый контракт, по которому поставки газа теперь осуществлялись через посредника – компанию РосУкрэнерго, зарегистрированную в Швейцарии. Компания получила право покупать российский газ по 230 долл., а также среднеазиатский газ, который шел по российским трубам, по 40–65 долл. за тыс. м3. Преобладание среднеазиатского газа в общем объеме поставок позволяло Украине покупать смешанный газ по 95 долл. Эта цена была зафиксирована на первое полугодие 2006 г. Плата за транзит повышалась с 1,09 до 1,60 долл. за 1000 м3 на 100 км трубопровода.

Осенью на Украине прошли парламентские выборы, и правительство возглавил В. Янукович, лидер Партии регионов, который выступал против курса на вхождение Украины в НАТО. Ему удалось договориться с Москвой, и в течение всего 2006 г. Украина получала газ по 95 долл. за тыс. м3. В 2007 г. цена выросла до 130 долл., поскольку Туркмения подняла цены на свой газ до 100 долл. В 2008 г. туркменский газ подорожал до 150 долл., а Украина покупала газ у России за 180 долл. Иными словами, в течение трех лет шло плавное повышение цены на газ для Украины. Тем не менее, она все-таки оставалась ниже рыночной: за 2008 г. среднеевропейская цена на газ выросла с 300 до 450–500 долл. за тыс. м3.

Украина платила нерегулярно, и к ноябрю 2008 г. у нее образовался долг перед Газпромом в размере 2,4 млрд долл. Премьером Украины в это время была Ю. Тимошенко, которая в ходе переговоров с Газпромом договорилась о переходе к расчетам за газ по европейским стандартам: цена на газ привязывалась к мировой цене на нефть. Поскольку в 2008 г. цена на нефть падала, Ю. Тимошенко надеялась на заключение очень выгодного контракта. Однако президент В. Ющенко в последний момент их сорвал. Как заявила Тимошенко, «переговоры были сорваны тем, что, к сожалению, украинские политики пытались сберечь РосУкрэнерго как теневого коррупционного посредника».

Вторая «газовая война». Нафтогаз Украины 31 декабря 2008 г. прервал переговоры и уведомил Газпром о неготовности гарантировать транзит газа из Украины в Европу. Газпром с 1 января 2009 г. прекратил подачу газа для Украины. Киев вновь начал несанкционированный отбор экспортного газа. К утру 7 января Украина прекратила поставки газа в страны ЕС и направила весь российский газ на собственные нужды. Тогда Газпром полностью прекратил поставку газа в газопроводную систему Украины. Поставки возобновились только 20 января, после того как Киев подписал контракт на условиях, ранее согласованных Газпромом и Ю. Тимошенко: в 2009 г. средневзвешенная цена на газ для Украины составила 223 долл. за тыс. м3. Такая низкая цена была обусловлена как скидкой, так и резким падением цены на нефть в первом квартале 2009 г. Однако в 2010 г. мировые цены на нефтепродукты выросли, и цена на российский газ для Украины в соответствии с формулой контракта выросла до 330 долл., а срок скидки закончился.

Харьковские соглашения. В начале 2010 г. на президентских выборах в Украине победил В. Янукович. В апреле 2010 г. он подписал с президентом Д. А. Медведевым Харьковские соглашения, которые в обмен на продление на 25 лет срока пребывания российского флота в Крыму предусматривали сокращение цены на российский газ для Украины на 30 %, но не более чем на $100 за тыс. м3. В итоге в 2010 г. средневзвешенная цена на газ для Украины составила 256,7 долл. за тыс. м3. Однако рост мировых цен на нефть привел к новому повышению цены на газ, и в 2011 г. Киев платил уже 309 долл., а в 2012 г. – 424,5 долл. В. Янукович обвинил Тимошенко в том, что она заключила невыгодный контракт. Суд приговорил ее к 7 годам тюрьмы. В 2013 г. Киев платил за газ в среднем 397 долл., и его долги перед Газпромом стремительно росли. В. Янукович вел переговоры с МВФ и ЕС, рассчитывая получить новые кредиты и льготы, связанные с подписанием соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Это соглашение открывало для ЕС украинский рынок, а также возможность беспошлинного вхождения на российский рынок через территорию Украины. Запад денег не дал. В ноябре 2013 г. В. Янукович не подписал соглашение об ассоциации с ЕС и попросил В. В. Путина о помощи. Россия 17 декабря предоставила Украине вторую скидку на 30 % от рыночной цены, начиная с 1 квартала 2014 г., и 3 млрд долл. в кредит при условии погашения долгов и регулярных текущих выплат.

Февральский переворот. Отказ Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС породил острую реакцию со стороны США и ЕС. По стандартным сценариям «цветных революций» в Киеве был организован «второй майдан»: мирные студенческие протесты против коррупции – кровавая бойня – насильственный захват власти. Главными провокаторами и ударной силой переворота выступали крайне правые националистические силы, наследники бандеровского движения времен Второй мировой войны. В феврале 2014 г. в Киеве произошел государственный переворот, президент Янукович был вынужден покинуть столицу. Под жестким нажимом правых сил крупнейшая фракция парламента, которую составляли депутаты Партии регионов, перестала существовать. Новое парламентское большинство образовало правительство и взяло курс на проведение досрочных президентских выборов, чтобы закрепить захваченную власть на волне запугивания оппонентов. Страны Запада признали легитимность действий новой власти и стали оказывать ей помощь.

События в Киеве были с тревогой встречены в южных и восточных областях Украины, население которых традиционно голосовало за Партию регионов и В. Януковича. Наиболее остро события развивались в Крыму, где русские составляли большинство населения.

Проблема Крыма. Ни В. В. Путин, ни сменивший его на время на посту президента Д. А. Медведев, никогда не поднимали вопрос о Крыме. Как и в эпоху Б. Н. Ельцина, российская политика фокусировалась на Украине в целом: курс на дружбу, исключая возможность обсуждения вопроса о Крыме. Минимальной задачей внешней политики России была сохранение внеблокового статуса Украины в отношении НАТО, максимальной – привлечение Украины к участию в таможенном союзе и иных реальных формах объединения внутри СНГ. Однако после свержения Януковича к власти на Украине пришли силы, которые взяли курс на вступление Украины в НАТО, и в этих условиях неожиданно в игру вступил крымский фактор. Русскому населению Крыма второй майдан ясно показал: теперь на Украине правят националисты, и антирусские тенденции усилятся многократно. Активисты пророссийских движений Крыма приехали в Москву за помощью. Ответ Москвы гласил: судьбу Крыма должны решить граждане Крыма, Россия может вмешаться только в случае, если будет очевидная угроза правам и свободам русскоязычного населения.

26 февраля крымский парламент попытался провести сессию с вопросом о будущем Крыма. Однако к стенам парламента пришли несколько тысяч крымских татар, которые были взбудоражены лидерами меджлиса, давно находившимися под влиянием спецслужб НАТО. Сессия была сорвана, два человека у стен парламента погибли. Было ясно, что депутаты не смогут провести сессию без защиты: ночью здание парламента окружили бойцы в форме без опознавательных знаков, а утром под их защитой собрался парламент Крыма и принял решение 25 мая провести референдум с вопросом об установлении широкой автономии Крыма в составе Украины. Нескорый срок и умеренный характер вопроса референдума удержали власти Украины от немедленного принятия каких-либо резких действий. Крымские депутаты выиграли время, укрепили свои позиции за счет отрядов самообороны, а затем 6 марта назначили проведение референдума 16 марта с вопросами: 1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? 2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и статус Крыма как части Украины? Городской совет Севастополя вынес постановление о проведении референдума о статусе Севастополя.

16 марта 96,77 % проголосовавших граждан Крыма при явке 83,1 % избирателей поддержали присоединение Крыма к России. Здоровое крыло меджлиса и крымско-татарской общины также поддержало это решение, отказавшись следовать призывам своих прозападных лидеров. В Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6 % избирателей при явке 89,5 %. 17 марта Верховный Совет автономной республики Крым, опираясь на результаты референдума, провозгласил Крым независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой Севастополь имеет особый статус. Республика Крым обратилась к России с предложением о принятии ее в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта со статусом республики. 18 марта в Москве был подписан межгосударственный договор о принятии Республики Крым в состав России. В составе РФ образовались новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Страны Запада дружно осудили присоединение Крыма к России, несмотря на то, что в 2008 г. они также дружно признали право Косово на отделение от Сербии, хотя в Косово решение о независимости было принято не референдумом, а простым голосованием в парламенте.

Третья газовая война. В начале марта 2014 г. новое правительство Украины оплатило Газпрому только январские поставки и заявило, что за февраль платить не сможет. Не были проведены и выплаты за газ, полученный в ноябре–декабре 2013 г. 4 марта Газпром, указав на невыполнение обязательств по выплате долга, отменил декабрьскую 30 % скидку, что повышало с 1 апреля цену на газ до 385,5 долл. за тыс. м3. 2 апреля глава правительства Д. А. Медведев отменил и «Харьковскую» скидку: Крым вошел в состав РФ, и поэтому отпал вопрос о плате аренды за базу Черноморского флота в Севастополе. Это подняло цену на газ до 485,5 долл. за тыс. м3. Украина отказалась признать такую цену, но продолжала качать газа, постоянно увеличивая объемы. С января по май Украина закачала российского газа почти столько же, сколько за весь 2013 г. На состоявшихся в мае–июне нескольких раундов переговоров Россия сделала три крупные уступки: 1) согласилась с 1 июня предоставить для Украины скидку в 100 долларов; 2) пересчитать с учетом скидки стоимость газа, закаченного в апреле–мае. Иными словами, Россия согласилась продавать газ по цене в 385 долл., которая отвечала среднеевропейской цене на газ; 3) согласилась на поэтапное погашение долга, предложив Украине полностью рассчитаться за 2013 г. ($1,45 млрд) и внести задаток в 0,5 млрд за газ, полученный в апреле–мае. 2 июня, оказавшись перед реальной угрозой прекращения подачи газа Газпромом, Киев оплатил поставки газа за февраль–март и получил согласие на продолжение переговоров, но безосновательно потребовал установить цену, среднюю между 268,5 и 385 долл. сроком на полтора года, пока его претензия будет рассматриваться в Стокгольмском арбитражном суде. Газпром не согласился и совсем перестал поставлять газ для Украины. Киев заявил, что обойдется без российского газа, а по долгам платить не будет до решения суда.

Трагедия Донбасса. Февральский переворот и марши бандеровцев в Киеве встревожили восточные регионы Украины (в исторической Новороссии), где проживал большой процент русскоязычного населения. Негодование вызвала и акция новой Верховной рады, которая сразу же после переворота проголосовала за отмену закона «Об основах государственной языковой политики» от 3 июля 2012 г., который предоставлял русскому языку статус официального регионального языка в 13 из 27 регионов Украины. На этом фоне население восточных районов Украины выступило за принятие законов, которые гарантировали бы им реальную автономию от Киева. Вместо того, чтобы провести референдумы и решить эти вопросы путем переговоров, Киев послал в русскоязычные области отряды националистических боевиков. Спецслужбы захватили пророссийски настроенных активистов в Харькове и Днепропетровске.

Силовые действия Киева, естественно, вызвали ответную реакцию. В Донецке 7 апреля противники новой киевской власти захватили областную администрацию и образовали Народный совет. Он провозгласил образование суверенной Донецкой народной республики и постановил провести референдум по этому вопросу. Это решение мгновенно получило поддержку во многих городах Донбасса. В ответ Киев 13 апреля начал «антитеррористическую операцию» с привлечением армии. Однако захватить города Донбасса быстро не удалось, и 11 мая в Донецкой области прошел референдум о самоопределении Донецкой народной республики и по его результатам («за» – 89 % или 2,3 млн голосов) провозглашен государственный суверенитет ДНР.

Аналогичные события произошли и в Луганске, где образовалась Луганская народная республика (ЛНР).

Часть активистов ДНР и ЛНР надеялись, что Россия будет готова принять их в свой состав, как это было в Крыму. Однако правовая ситуация с Крымом отличалась от ситуации с восточными районами Украины. Ни Донбасс, ни Луганск ранее не входили в состав РСФСР и не передавались Украине отдельным указом, тем более с нарушением закона, как это случалось с Крымом. Москва сочла правильным разрешить конфликт путем сохранения территориальной целостности Украины с предоставлением прав широкой автономии районам с русскоязычным населением.

Все лето 2014 г. ополченцы Донецка и Луганска вели бои против регулярной армии и националистических отрядов Украины. Силы были неравными, и территория ДНР и ЛНР сократилась почти в 4 раза. Бои шли уже в пригородах Донецка и Луганска. На помощь ополченцам пришли отряды добровольцев из России. Руководство РФ не препятствовало этому, понимая, что без помощи украинские националисты просто физически уничтожат тех жителей восточных регионов, которые не согласились с новой властью в Киеве. Повстанцы смогли организовать контрнаступление, нанесли тяжелые потери украинским военным, что сподвигло Киев к переговорам, и 5 сентября в Минске было достигнуто соглашение о прекращении огня. Однако оно постоянно нарушалось украинскими военными, которые в январе начали новое наступление, которое оказалось неудачным. Киеву пришлось согласится на новые переговоры. 12 февраля 2015 г. лидеры России, Франции, Германии и Украины (так называемая «Нормандская четверка») приняли декларацию в поддержку комплекса мер по выполнению Минских соглашений, ранее подписанных руководителями ДНР и ЛНР, а также представители России, Украины и ОБСЕ. Этот комплекс мер предусматривает: 1) всеобъемлющее прекращение огня, 2) отвод тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния для создания зоны безопасности, 3) обмен пленными, 4) начало «диалога о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством», 5) проведение конституционной реформы, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию власти с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованную с представителями этих районов, и др.

Однако по состоянию на лето 2015 г. эти меры не выполнялись в полном объеме из-за позиции Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: