Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.
3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Вступительное слово учителя.
Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи.
Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.
Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.
Презентация “Речевые ошибки”.
Презентация выполнена и прокомментирована ученицей с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)
Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
(Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)
|
|
I. Употребление слова в несвойственном ему значении.
1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.
2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.
3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).
II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.
1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.
2. Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга.
3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо) выполнять приказание.
4. Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.
III. Неразличение синонимичных слов.
1. Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.
2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится).
IV. Употребление слов иной стилевой окраски.
1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.
2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.
3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).
4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.
ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, - считал он, - что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.
V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.
|
|
1. Этому,безусловно, талантливомуписателю М.Зощенко палецв рот не клади, а дай только посмешить читателя.
2. Сизифовым трудом (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.
3. Солнце светилово всю Ивановскую.
ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.
VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.
1. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу).
2. Не могла и не схотела (захотела) Катерина жить в “темном царстве”.
3. Неожиданно на подмогу (помощь) Чичикову пришел капитан-исправник.
VII. Нарушение лексической сочетаемости.
1. Родилась (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция - это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)
2. Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.
3. Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.