VII. Нарушение лексической сочетаемости

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.

3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи.

Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.

Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация выполнена и прокомментирована ученицей с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)

Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.

2. Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга.

3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо) выполнять приказание.

4. Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.

III. Неразличение синонимичных слов.

1. Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.

2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится).

IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).

4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, - считал он, - что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

1. Этому,безусловно, талантливомуписателю М.Зощенко палецв рот не клади, а дай только посмешить читателя.

2. Сизифовым трудом (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.

3. Солнце светилово всю Ивановскую.

ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

1. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу).

2. Не могла и не схотела (захотела) Катерина жить в “темном царстве”.

3. Неожиданно на подмогу (помощь) Чичикову пришел капитан-исправник.

VII. Нарушение лексической сочетаемости.

1. Родилась (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция - это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)

2. Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.

3. Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: