Полянский Иван Иванович

(1872-1930) – сторонник гердовского направления в преподавании начального природоведения. Раскрыл методику проведения практических работ, экскурсий, структуры и методики урока, применения наглядных пособий. Выступал против подробных разработок уроков в пособиях для учителей, а советовал давать лишь хорошие примеры. Иван Иванович родился в Рязанской губернии, поступил вольнослушателем в Петербургский университет на естественное отделение, где работал у проф. В.М. Шимкевича по зоологии. С 1900 по 1908 Полянский преподавал в средней школе, Работая в Министерстве народного просвещения, Полянский с 1902 специализировался по устройству летних краткосрочных курсов для учителей по естествознанию, которые он проводил в Петербурге и многих других городах России. В течение 15 лет Полянский провел несколько десятков таких курсов. После революции Полянский И.И. развил большую деятельность: организовал Павловскую экскурсионную станцию (1919) в окрестностях Ленинграда и явился учредителем целой сети таких станций, занимаясь в широких размерах переподготовкой учителей по естествознанию. Написал известный в свое время учебник природоведения «Три царства природы» (1904), который имел до революции очень большое распространение (14 изданий), и ряд книг, посвященных школьным опытам и наблюдениям в природе: «Сезонные явления в природе», «Школьные опыты и наблюдения над снегом», «Почва в школьном изучении», «Постановка опытов по физиологии растений в природе» и др. Издавал после революции журналы «Исследуйте природу» и «Экскурсионное дело». Полянский был прекрасным организатором и опытным экскурсионистом. Умер 14 мая 1930 в г. Павловске.

 


Райков Борис Евгеньевич

(1880-1966) - методист, биолог, доктор наук АПН РСФСР (1945), доктор педаго­гических наук (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1961). Б.Е.Райков родился в Москве в семье военного врача. В восемь лет его отдали в частную московскую гимназию, а закончил он обучение с получением серебряной медали в Петербурге. Райков окончил Петербургский университет в 1905. В 1905-1913 преподавал в лесном коммерческом учили­ще, с 1913 в Петербургском Психоневрологическом институте. В 1922-1930 и с 1945 заведовал кафедрой методики естество­знания ЛГПИ им. А.И. Герцена. Автор учебников, учебных пособий, методических руководств по преподаванию естествознания, методике проведения экскурсий в средней школе, работ по истории естествознания. Занимался разработкой проблем истории и методики начального естествознания, зоологии, анатомии и физиологии человека. Внёс значительный вклад в развитие экскурсионного дела, в разработку методики практических занятий, самостоятельных работ, теории методов обучения естественным наукам. Вместе с ним в училище работали А.Ф. Иоффе, Г.Н. Боч, В.В. Половцов и другие.

На уроках Райков особое внимание уделял самостоятельной работе учеников. В курсе естествознания применялось опытно-исследовательское изучение материала. Все это говорит о том, что в методике его преподавания уже тогда проявилась тенденция слияния обычных классных уроков с практическими занятиями, впоследствии названными лабораторными.

В своей работе Райков широко применял экскурсии в природу. Экскурсии проводились в окрестности Петербурга. Организовывались и многодневные походы на Ладожское озеро, в Крым, на Север. И занятия, и экскурсии, которые проводил Б.Е. Райков, были интересными и полезными для учащихся.

В 1907 состоялось совещание кружка петербургских педагогов-натуралистов. На этом совещании было принято решение по организации Общества распространителей естественнонаучного образования (ОРЕО). С 1918 его работу возглавил Б.Е.Райков. ОРЕО просуществовало до 1929.

С 1918 по 1929 Райков издавал журнал «Естествознание в школе». Статьи он редактировал безвозмездно, а работу секретаря редакции и машинистки оплачивал из своих личных средств. Журнал пользовался большой популярностью в педагогических кругах.

В 1920 Б.Е. Райков основал кафедру методики преподавания естествознания в Третьем педагогическом институте, (ныне – РГПУ им. А.И. Герцена). Здесь он работал в должности профессора до 1930, а затем с 1945 до 1948. В 1945 Б.Е. Райкова избрали действительным членом Академии педагогических наук РСФСР. Научные исследования Б.Е. Райкова посвящены проблемам методики преподавания естествознания, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также истории естествознания. Им опубликовано более 600 научных трудов. Райков написал учебник для студентов «Общая методика естествознания» (1947). Многие его работы вошли в классический труд «Пути и методы натуралистического просвещения» (1960).

Рулье Карл Францевич

(1814-1858) – Окончил Московское отделение Медико-хирургической академии (1833). Профессор Московского университета (с 1840). Первоначально занимался геологическими и палеонтологическими исследованиями Подмосковного бассейна. Выдвинул идею эволюции органического мира и сделал это несколькими годами раньше выхода в свет знаменитого труда Ч. Дарвина о происхождении видов, русский естествоис­пытатель, биолог-эволюционист. Особый интерес представляют его работы по теоретической биологии. Рулье развивал идеи о зависимости организма от условий его существования, допуская причинную зависимость эволюции живых форм от изменения среды их обитания. Ещё до выхода в свет «Происхождения видов» (1859) Ч. Дарвина он указывал (1852), что опыт выведения новых пород животных и их акклиматизации важен для понимания процесса эволюции, протекающего в естественных условиях. Рулье считал, что наследственность определяется исторически сложившимися условиями, а изменчивость есть процесс приспособления организма к условиям существования. Выступал против метафизических и телеологических взглядов Ж. Кювье; отвергал учение о неизменяемости видов, создал в додарвиновское время первую научную школу зоологов-эволюционистов (А.П. Богданов, Я.А. Борзенков, Н.А. Северцов, С.А. Усов). Развивал идею об изучении «зообиологии» — науки об организмах во всей совокупности их проявлений в определённых условиях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: