Содержание разделов дисциплины. Целями освоения дисциплины являются: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра на основе формирования системы теоретических

Череповец

ВВЕДЕНИЕ

 

Целями освоения дисциплины являются: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра на основе формирования системы теоретических знаний о сущности педагогического процесса в начальной школе, педагогической деятельности учителя начальных классов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· ценностно-смысловую природу педагогической деятельности;

· сущность, виды и функции педагогической деятельности учителя начальных классов;

· способы организации педагогической деятельности и педагогического общения учителя начальных классов с различными субъектами образовательного процесса;

· пути овладения педагогической деятельностью и пути самосовершенствования учителя начальных классов.

Уметь:

· актуализировать междисциплинарные знания, способствующих пониманию сущности педагогических явлений;

· устанавливать преемственные связи между педагогическими дисциплинами;

· вести диалог по результатам ознакомления с теоретической и методической литературой;

· знакомиться с опытом работы учителей начальных классов и результатами современных исследований по актуальным проблемам педагогики.

· целенаправленно формировать у себя профессионально-значимые личностные качества;

· проектировать свой профессиональный образовательный маршрут;

· планировать пути профессионального самоопределения и самообразования.

Владеть:

· работой с психолого-педагогической литературой;

· работой по поиску информации в системе Интернет;

· учебно-профессиональной деятельностью;

· самооценкой и самоанализом личностных качеств, способностей с позиций эффективности педагогической деятельности;

· организацией общения-сотрудничества с детьми и взрослыми.

Изучение курса проходит во время лекционных и практических занятий, в процессе самостоятельной работы студентов.

Учебно-методические материалы предназначены для организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения, для преподавателей.

Содержание разделов дисциплины

 

Раздел 1. Педагогическая деятельность учителя начальных классов: ее сущность и ценностные характеристики. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Гуманистическая природа педагогической деятельности учителя начальных классов. Творчество и стандарт в деятельности педагога начального образования. Условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем начальных классов.

Раздел 2. Коммуникативная природа педагогической деятельности учителя начальных классов. Общение как условие педагогической деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей. Структура общения. Функции общения. Средства общения (вербальные, невербальные). Значение коммуникативных способностей и умений в профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль общения. Конфликты в образовании и способы их разрешения.

Раздел 3. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности учителя начальных классов. Возникновение и исторический генезис профессии учителя. Понятия: профессия, педагог, учитель, учитель начальных классов. Спектр педагогических профессий в современном мире. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества). Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя начальных классов (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Этика и эстетика педагогической деятельности. Мастерство и техника в профессии педагога начального образования.

Раздел 4. Личностное и профессиональное становление педагога начального образования. Этапы становления профессиональной деятельности педагога начального образования. Профессионально-значимые качества личности учителя начальных классов, пути их развития и совершенствования. Педагогические способности. Внешние и внутренние условия саморазвития. Источники и пути самообразования педагога. Карьера педагога начального образования. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека. Общая и профессиональная культура педагога начального образования. Понятие имиджа. Типология имиджей. Диагностика педагогического имиджа. Педагогическое мастерство и имидж учителя. Технология формирования имиджа учителя начальных классов. Педагогическая техника в формировании имиджа учителя начальных классов.

Раздел 5. Образование как основная сфера педагогической деятельности. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования. Современная система отечественного образования. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента – будущего учителя начальных классов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: