Цель. Задание позволит вам освоить прием работы с научным текстом; разовьет мыслительные операции абстрагирования, обобщения, систематизации; вы усвоите новые научные педагогические понятия.
Задание. Разработайте логическую схему к понятию «профессионально-педагогическая культура учителя». Отразите в ней структуру, основные компоненты профессионально-педагогической культуры, их сущность. Используйте прием «Графический конспект». Оформите схему на стандартном листе А-4, поместите в портфолио.
Методическая подсказка
Задание выполняется в группах по 3-4 человека. Прием «Графический конспект» позволит вам успешно усваивать научные термины, прорабатывать тексты любой сложности, вычленять основные понятия и выявлять все их основные признаки и при этом хорошо запоминать изученное. Смысл приема – вычленение из текста основных, ведущих, существенных признаков ключевого понятия. В учебнике по педагогике найдите главу «Профессионально-педагогическая культура учителя». Последовательность выполнения задания может быть следующей:
- из текста выделяется ключевое слово (имя существительное) или словосочетание;
- к нему подбираются глаголы, которые отражают динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку. Например, педагогическая культура – включает, регулирует, выражается через, различается. Понятие и глаголы выстраиваются, организуются на листе бумаги графически.
- затем в граф вписываются слова, отражающие характеристики понятия, раскрывающие его сущность, компонентный состав и сочетающиеся с глаголами: что включает, что регулирует, в чем выражается и т.д., граф как бы «разветвляется»;
- дальше в граф вводятся новые слова, которые уточняют, детализируют, раскрывают предыдущее. При этом каждое новое слово, вводимое в граф, соотносится с главным понятием, которое прорабатывается, чтобы «не уйти в сторону».
Полученный таким образом графический конспект отражает характеристики, связи изучаемого явления.
Критерии оценки выполнения задания.
- правильное вычленение из текста основных, ведущих, существенных признаков ключевого понятия;
- обоснованное включение в граф уточняющих и детализирующих элементов;
- логичность, содержательность графического конспекта;
- графическая выразительность и гармоничность графа;
- согласованность действий в ходе групповой работы.
Задание 2.12. Непрерывное педагогическое образование.
Цель. В ходе выполнения задания, вам откроется смысл идеи «образование через всю жизнь», вы ближе познакомитесь с системой непрерывного педагогического образования; вы усвоите новый прием переработки научной информации, который позволит не только запоминать ее, но и осмысливать и систематизировать.
Задание. В учебнике «Педагогика» изучите параграф «Непрерывное педагогическое образование». Охарактеризуйте особенности каждого из этапов непрерывного педагогического образования. Заполните таблицу.
Этапы непрерывного педагогического образования | Перечень типов образовательных учреждений, задачи педагогического образования на данном этапе |
Допрофессиональный (довузовский) этап | |
Профессиональный (вузовский) этап | |
Постпрофессиональный этап (постдипломный) этап |