Продолжить ответ на этот вопрос следует рассказом о классах и сословиях при Петре I

Прежде всего, окончательно оформляется дворянское сословие. В Московской Руси существовало единое сословие служилых людей, которое делилось на служилых «по отечеству» (т.е. по происхождению) и служилых «по прибору» (набранное на добровольных началах). Граница между теми и другими была размыта, так что иной подьячий мог в соответствующих условиях подняться до Боярской думы.

При Петре I сословие служилых людей исчезает. Оно распадается на 2 категории: большая часть служилых людей «по отечеству» превращается в дворянство, меньшая часть этой категории, а также служилые «по прибору» входят в сословие государственных крестьян.

Положение дворян существенно изменилось. Служба (гражданская или военная) для них стала постоянной. За нее они получали жалование. Указом 1714 г. поместья передаются по наследству и практически приравниваются к вотчине. В основу служебной карьеры ставятся личные заслуги перед государством. В 1722 г. создается «Табель о рангах» - документ, определяющий порядок продвижения по службе.

В 1723 – 1724 гг. оформляется новое сословие государственных крестьян. В эту категорию вошли следующие группы населения:

1. Однодворцы (обедневшие дворяне);

2. Черносошные крестьяне (лично свободные, но несшие некоторые государственные повинности);

3. Население Сибири (почти не знавшее крепостничества);

4. «Служилые люди по прибору» (копейщики, рейтары,

пушкари и т.п.).

Теперь все перечисленные категории становились собственностью государства, его своеобразными «крепостными», платили государству повышенную податную подать.

Изменения происходят и в среде городского населения. С целью регламентации налогообложения ремесленники оформляются в цехи (невиданные раньше Руси), купцы – в гильдии.

Завершая ответ на второй вопрос, следует отметить, что последствия петровских преобразований неоднозначны и вызывают дискуссию историков. С одной стороны, был преодолен кризис традиционализма – России больше не угрожала ни потеря независимости, ни потеря части её земель. Была осуществлена модернизация всех важнейших политических институтов, системы управления и жизни общества в целом. Но характер и методы проведения реформ были таковы, что в ходе её происходило отрицание русской культурной традиции, что имело негативные последствия в будущем.

Главное противоречие реформы – сохранение крепостничества, что свело на нет многие преобразования и затормозило дальнейшее развитие страны.

Так, например, В.О.Ключевский считал, что «реформы Петра I были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел напролом, не жалея собственных сил». Другие историки упрекают Петра I в том, что его реформы и насаждение мануфактур с крепостным трудом консервировали феодализм в России. Третьи считают, что в тот период не было условий для создания мануфактур иного типа и, тем более, для отмены крепостного права, однако петровские реформы продвинули Россию по пути буржуазного развития.

Рассматривая третий вопрос, следует обратить внимание на то, что после смерти Петра Великого (28 января 1725 г.) престол становится объектом борьбы различных придворных группировок, в которых огромную роль играла гвардия. История России с 1725 г. по 1762 г. ознаменована полосой дворцовых переворотов, которые совершались с необыкновенной легкостью, так как не меняли дворянской природы самодержавия. Попытки определенной части политической элиты вернуть «времена святой Московской Руси» оказались тщетными. Импульс петровских реформ определял ведущие тенденции эволюции российского общества на протяжении всего XVIII в.

Чтобы понять, какой была внутренняя политика России в этот период, дайте оценку правления Екатерины I (см. приложение 24) и раскройте значение:

Ø открытия ею Российской Академии наук;

Ø экспедиции В.Беринга (см. приложение 25) к берегам Камчатки.

Далее, в ходе ответа важно рассмотреть период правления Петра II (см. приложение 26).

Затем проанализируйте период правления Анны Иоанновны (см. приложение 27) и уясните:

v на каких условиях, согласно подписанным «Кондициям» (см. приложение 28), она заняла российский престол?

v какую роль в управлении России в этот период играли А.И. Остерман (см. приложение 29), барон П.П.Шафиров (см. приложение 30), Б.Х.Миних (см. приложение 31), Феофан Прокопович (см. приложение 32), фаворит императрицы Э.И. Бирон (см. приложение 33).

Перед смертью Анна Иоанновна назначила своим приемником Ивана VI Антоновича (см. приложение 34). Расскажите о времени его правления.

Особое место в истории России занимает период двадцатилетнего правления дочери Петра I Елизаветы Петровны (см. приложение 35). Время ее правления – это время М.В.Ломоносова (см. приложение 36), период расцвета русской науки и культуры. В связи с этим уясните роль императрицы в развитии российского просвещения и искусства.

Давая характеристику периода правления Елизаветы Петровны, ответьте:

· какова была роль А.П. Бестужева-Рюмина (см. приложение 37) во внешней политике России в периода ее правления?

· что было сделано императрицей во внутренней политике?

· чем руководствовалась Елизавета Петровна, пригласив в Россию и официально объявив своим преемником внука Петра I Карла Петра Ульриха Голштинского – будущего императора России?

Ознакомившись с биографией Петра III (см. приложение 38), ответьте на вопросы:

· что было сделано им в области внутренней и внешней политики?

· повлиял ли «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (см. приложение 39), на поднятие его авторитета всему российскому дворянству

o что не устраивало русское общество в новом императоре и почему он так быстро был отстранен от власти?

Продолжая ответ на третий вопрос, раскройте геополитические интересы России в первой половине XVIII в.

Необходимо отметить, что для России время после Петра I и до конца XVIII в. прошло под знаком войн, завершившихся замечательными победами русской армии.

Прочитайте рекомендованную учебно-методическую литературу, раскрывающий содержание внешнеполитического курса России во второй четверти XVIII в. и ответьте на вопросы:

ü какие направления внешней политики были приоритетными в это время?

ü в чем суть и значение русско-польской войны 1733-1735 гг.

ü каковы были причины и результаты русско-турецкой войны 1735-1739 гг.?

ü что явилось причиной русско-шведской войны 1741-1743 гг. и какими были ее результаты?

Центральным событием международных отношений 50-х – начала 60-х гг. XVIII в., активным участником которых стала Россия, была Семилетняя война 1756-1763 гг. (см. приложение 40). В связи с этим, уясните:

Ø какие интересы преследовала Россия, вступая в эту войну?

Ø в чем заключались главные противоречия стран - участниц Семилетней войны?

Ø какие события были наиболее значимыми в этой войне?

Ø как проявили себя в этой войне талантливые полководцы П.А.Румянцев и А.В.Суворов (см. приложение 41)?

Ø чем закончилась для России эта война?

Контрольные вопросы и практические задания

1. Какие задачи ставились перед Великим посольством в 1697-1698 гг. и какие результаты оно принесло?

2. Как повлияли дух Просвещения и конкретные идеи, популярные в то время, на образ мыслей и действий Петра I?

3. Почему у Петра I не сложились отношения с Русской церковью, и он даже больше тяготел к протестантской церкви, чем к православной?

4. Можем ли мы назвать реформы Петра Великого «революцией сверху»?

5. После Петра пошла ли Россия решительно по европейскому пути, или же свернула в сторону?

6. Каковы причины и особенности петровских преобразований?

7. Какое значение имели итоги Северной войны для дальнейшего развития России?

8. Какие новые черты появились в экономике России в результате петровских преобразований?

9. Как изменилось в результате реформ Петра I российское общество?

10. Раскройте причины дворцовых переворотов и роль гвардии в них.

11. Перечислите характерные черты эпохи «дворцовых переворотов»..

12. Составьте таблицу «Дворцовые перевороты (1725–1762)» и дайте личностную характеристику российских правителей этого времени.

Таблица «Дворцовые перевороты (1725–1762)»

Правитель Время правления Результаты правления
     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: