Средняя общеобразовательная школа — основное звено в системе непрерывного образования

Н.И. Пирогов (1810 — 1881), русский ученый, врач, педагог и общественный деятель, в середине ХIХ столетия определял положение общеобразовательной школы в обществе следующим образом: ”Школа сегодня — дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы, и, следовательно, ей принадлежит гегемония” [7, 324].

Значение этих слов актуально для наших дней. Средняя общеобразовательная школа - основное и самое распространенное учреждение в системе образования, призванное обеспечивать социальное и духовное становление подрастающих поколений, потребности неповторимого самоопределения личности, подготовить базу для профессионального образования в дальнейшем. Поэтому нельзя не согласиться с утверждением о том, что от эффективности школьного обучения и воспитания зависит “все будущее жизни”.

Однако современная школа как сложный социальный организм — это отражение тех достоинств и недостатков, которыми страдает создавшее ее общество. И в этом смысле она пока не “мать”, а “дочь” того социума, в котором находится.

Н.И. Латыш в книге “Образование на рубеже веков” отмечает первостепенную значимость общеобразовательной школы и указывает на те ее недостатки, которые не позволяют на современном этапе говорить о благополучии в решении вопроса организации работы образовательных учреждений на ступени среднего общего образования.

Главным недостатком является то, что массовая общеобразовательная школа сохраняет оставшиеся нам в наследство от советских школ функции казенно-бюрократического учреждения: она продолжает работать в режиме единообразия, ориентации на “среднего ученика”. Продекларированные в 90-х годах идеи дифференцированного обучения, обусловливающего гармоничность и оптимальность личностного развития ребенка в школе, реализуются недостаточно.

Кризисное состояние школы отражается в оценке ее работы педагогами, учащимися и родителями. По данным социологических исследований недовольны ходом учебно-воспитательного процесса почти 70% учителей. Хотели бы учиться в лучшей, обновленной школе 22% учащихся, около 30% родителей не удовлетворены деятельностью учебных заведений, где обучаются их дети.

Возможностями углубленного изучения предметов удовлетворены 10% учащихся, специализацией производственного обучения — 12%.

Наличие конфликтов с учениками отмечает каждый третий учитель. На грубость и жестокость педагогов указывают 30% школьников. Вместе с тем 60% учителей отмечают самоустраненность семей от воспитания, а 47% — незаинтересованность учеников в усвоении знаний [4, 85].

Эти социологические данные (на середину 90-х годов прошлого века) свидетельствуют о том, что школа не выполняет в достаточной мере свои основные социальные, образовательные функции.

В связи с этим в республике осуществляется реформирование школьной системы обучения. Реформируется содержание среднего образования на базе его дифференциации, интеграции и гуманитаризации.

Сущность гуманитаризации образования состоит в направленности его содержания на развитие общекультурного компонента, воспитание духовной культуры учащихся посредством всех преподаваемых в школе предметов — и естественно-математического, и гуманитарного циклов, на формирование в сознании школьника своей сопричастности к окружающей его жизни.

В современной школе гуманитаризация образования и его содержания может осуществляться по двум направлениям. Первое (экстенсивное) понимается как увеличение количества предметов гуманитарного характера в учебных планах школ. Это направление недостаточно эффективно, так как приводит к учебным перегрузкам учащихся, к снижению ценности естественно-математического образования, значение которого нельзя недооценивать: оно развивает научное мышление человека, формирует логику и глубину его мыследеятельности, способствует познанию законов развития природы и человека как ее части. Второе направление (интенсивное) связано с наполнением гуманитарным смыслом содержания естественно-математических дисциплин [8].

Все школьные предметы должны находиться как бы в двойном подчинении: с одной стороны, нести в себе информационно-содержательную, операционально-деятельностную составляющую, а с другой — вбирать в себя элементы гуманитарности. Слово “гуманитарный” [от лат. humanitas — человеческая природа, образованность, духовная культура] означает: “имеющий отношение к человеку, общественному бытию и сознанию. Обобщенно термин “гуманитаризация” указывает на процесс развития в человеке духовных ценностей, духовной культуры.

В настоящее время в школах введен новый учебный план, который включает базовый, дифференцированный и школьный компоненты. Первый определяет перечень и объемы изучения обязательных для каждого ученика предметов, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе. Дифференцированный компонент призван соединить личностные образовательные потребности учащихся с государственными стандартами освоения учебных дисциплин разной сложности и возможностями конкретных учебных заведений. При этом создаются специализированные классы и школы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предметов или их циклов. Кроме того, для наиболее способных и особо одаренных детей созданы и продолжают создаваться специальные школы-гимназии, лицеи, лицеистские классы, где наряду с общеобразовательной подготовкой школьники получают возможности развивать свои способности.

Школьный компонент передан в распоряжение школьного коллектива (педагогического и учащихся). Он формируется в соответствии с запросами учеников, региональными особенностями учебного заведения.

Осуществление обучения и воспитания на принципах дифференциации является ведущим направлением на пути реформирования современной школы.

Как одно из крупных мероприятий, направленных на совершенствование школьного дела в республике, рассматривается развитие национальной школы. Белорусский язык как предмет изучения введен с первого по двенадцатый класс. Принципиально изменилось в связи с национальной направленностью обучения и литературное образование: произведения белорусских писателей осваиваются в контексте мировой литературы.

Большое внимание в Республике Беларусь уделяется сегодня использованию в школах прогрессивных педагогических технологий, позволяющих обучать и воспитывать детей в соответствии с требованиями времени.

К важным изменениям в работе школы можно отнести увеличение сроков среднего общего образования (до 12 лет) и введение 10-балльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся. Эти преобразования обусловлены проблемами учебной перегрузки школьников (учебная нагрузка среднего учащегося не укладывалась в рамки рабочего дня для взрослых) и недостаточной адекватностью оценки учебного труда детей. Ведь пятибалльная система оценок (в реальной педагогической практике она была 4-балльной) была рассчитана только на один уровень образования — базисный. Но сегодня существуют еще два уровня, притом базисный и повышенный тесно связаны между собой. Новая система оценивания имеет своей целью наполнить иным содержанием результативность учебной работы школьника, создает условия для понимания педагогов, учащихся и их родителей, что определенная сумма усвоенных знаний, умений и навыков не может быть единственным критерием образованности и личностного развития.

Мы живем в период радикальных перемен в обществе, в культуре, системе ценностей, поэтому, несомненно, должна изменяться и изменяется школа. Насколько эти изменения будут прогрессивными, личностно ориентированными, отвечающими обозначенным выше стратегиям образования человека, зависит не только от общих тенденций культурно-социального развития общества, но во многом от того, какой учитель придет в школу, насколько он будет подготовлен для работы с учащимися. В связи с этим на современном этапе осуществляется реформирование высшего педагогического образования с целью его совершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: