Непрерывное образование — средство профессионального самосовершенствования педагога. Понятие о самообразовании учителя

Педагогическое образование определяет качество профессиональной подготовки кадров во всех сферах функционирования общества и государства — в этом заключается его приоритетное и системообразующее значение. За последние годы произошло значительное расширение сферы деятельности выпускников педагогических вузов. Они не только обеспечивают образовательно-воспитательную функцию в школах, но востребованы гораздо шире. В обществе возникла большая необходимость в социальных педагогах, в педагогах-психологах, в педагогах, осуществляющих культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую, управленческую работу.

В связи с усилением дифференциации обучения и переходом на 12-летнее обучение появились разные типы образовательных учреждений, для которых современная система педагогического образования готовит кадры. Все это обусловливает необходимость повышения качества подготовки педагогов, учителей, воспитателей. В значительной мере качественность педагогического образования обеспечивает его непрерывность. Получение педагогического образования сопряжено сегодня со становлениемспециалистов разного уровня профессиональной квалификации, но неизменно знающих, компетентных специалистов.

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только процесс последовательного прохождения сначала будущим, впоследствии состоявшимся специалистом цепочки учреждений в системе педагогического образования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация им своих индивидуальных образовательных потребностей (структура системы педагогического образования раскрыта в первой лекции — повторите материал). Все этапы педагогического образования (допрофессиональной педагогической подготовки, непосредственно профессиональной педагогической подготовки в специальных учреждениях, средних и высших; последипломного педагогического образования) пронизаны самообразовательной работой тех, кто избрал педагогическую профессию. Самообразование является важнейшим видом деятельности в любой профессии, так как благодаря ему человек совершенствует профессиональные знания, умения и навыки. Роль самообразования в профессиональной подготовке и в процессе становления специалиста в области образования огромна.

По утверждению А. Дистервега, “учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием” [4, 74].

К.Д. Ушинский считал, что учитель живет как специалист до тех пор, пока учится. Перекликаясь с “учителем русских учителей”, выдающийся ученый современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: ”Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются” [6, 7].

Умение учиться самостоятельно — первоочередная составляющая профессии педагога, особенно на современном этапе развития общества, когда знания устаревают гораздо быстрее, чем раньше. Современному педагогу необходимо систематически их обновлять. Сегодня профессиональное самообразование все чаще направляется в сферу изучения и осознания общечеловеческих ценностей, на преодоление профессиональной замкнутости, то есть в его структуре предполагается значительный культурологический аспект. Восприятие культуры в целом помогает человеку создать и выверить свою собственную жизненную концепцию (Я — концепцию), которая не может быть выстроена никем, только самим человеком. В ней он сам учитывает свое личностное своеобразие, окружающие его жизненные обстоятельства и т.д. Таким образом, самообразование является важнейшим аспектом саморазвития, которое предполагает умения взять на себя ответственность за собственную судьбу, лично и во многом самостоятельно организовать свое профессиональное становление.

И.А. Хоменко [14] считает, что будущему учителю, впоследствии специалисту в области педагогической деятельности необходимо выстроить в процессе непрерывного педагогического образования свою профессионально-образовательную стратегию, учитывающую именно его личностные особенности, запросы, мотивы профессиональной деятельности. Педагогу нужно создать индивидуальную образовательную траекторию как способ достижения жизненной цели.

Под образовательной траекторией понимается возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация образовательной траектории личности во многом определяется внешними условиями (качеством обучения в учебном учреждении, семейным и материальным положением человека и т.д.), но в основном ее осуществление связано с осознанием значения самообразования в процессе профессиональной подготовки, с развитыми умениями и навыками самообразовательной деятельности.

В широком смысле понятие “самообразование” рассматривается как “ самосозидание”, то есть создание самого себя как личности, самосовершенствование. В данном случае самообразование выступает как механизм личностного развития и профессионального роста человека. В этом смысле самообразование ценно не столько как процесс самостоятельного “набирания знаний”, сколько как путь постижения культуры, определенный и выбранный самим человеком, свободного, субъектного движения в области знаний. Основанное на собственной потребности образование способствует развитию интеллекта, духовности человека значительно эффективнее, чем в процессе его учения по необходимости, под влиянием внешних факторов.

Соотнося понятия “образование” и “самообразование”, нам необходимо понять, что они взаимосвязаны: образование без самообразовательной работы становится формальным, не соответствующим собственным запросам личности, но и самообразование вне рамок образования может стать расплывчатым, аморфным и не будет целенаправленно содействовать личностному развитию.

Под самообразованием учителя понимается самостоятельная, субъектная, целенаправленная, определенным образом осуществляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

С.Б. Елканов считает, что содержание самообразования учителя многогранно. Педагогу необходимо непрерывная и систематическая самоинформация в разных направлениях:

— углубление знаний по предмету, который он преподает;

— накопление специальных психолого-педагогических знаний;

— осуществление общекультурной самоподготовки (научной, эстетической, политической, экономической и т.д.)

10. Источники профессионального самообразования учителя, пути его работы над собой в плане совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков.

Само обучение в педагогическом вузе должно рассматриваться как уникальный источник самообразования.

В качестве других важнейших источников педагогического самообразования И.А. Хоменко [14] выделяет:

1. Книги, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет. Навыки самообразовательной работы с литературой вы должны были получить либо в школе, либо в ходе изучения специального курса “Библиография” в начале вузовского обучения, поэтому, видимо, нет необходимости убеждать в необходимости самостоятельного дополнительного чтения специальной литературы и учебников, поиска дополнительной научной информации по различным предметам.

2. Исследовательская деятельность. Она представляет собой непременный аспект педагогического труда; создает предпосылки для систематического самообразования не только в вузе, но и после его окончания, если учитель в процессе самостоятельной работы определил для себя конкретную тему педагогического исследования, которая является центром его профессионального интереса. Чаще всего эта тема продиктована реалиями школьной жизни, стремлением педагога, преодолев какие-то негативы педагогической действительности, усовершенствовать процесс обучения и воспитания детей, создать более действенные условия для их личностного развития. Исследовательская деятельность требует не только определенных навыков, но и сформированности таких личностных свойств и качеств, как любознательность, трудолюбие, волевые качества характера, исследовательский тип мышления, позволяющий видеть проблему, анализировать и синтезировать исследуемый материал, обобщать результаты исследования и т.д. Эти качества должны формироваться уже на студенческой скамье. В вузе есть много возможностей заниматься исследовательской деятельностью. В учебных планах педагогического университета обязательно выполнение определенных проектов — реферативных, курсовых и дипломных работ. По желанию и в соответствии с возможностями студент может работать над конкурсной научно-исследовательской работой.

Исследовательская деятельность дает возможность повысить уровень самообразования в процессе систематической работы с литературой, помогает определить круг единомышленников в профессиональной деятельности, общение с которыми позволяет накапливать информацию, развивать свой интеллект.

3. Обучение на различных курсах, дополнительное добровольное образование. Сегодня очень много курсов для людей разных возрастов, с разнообразными потребностями и жизненной мотивацией — курсы иностранных языков, по информатике, обучения работе в сети интернета, машинописи, скорописи или стенографии, курсы по формированию имиджа, психологические тренинги и т.д. Важно определить для себя, какие из них наиболее соответствуют профессиональным требованиям и личным потребностям Естественно, необходимо определиться и с возможностями (материальными, свободного времени, собственного психофизического состояния), чтобы этот источник самообразования не стал препятствием для достижения основной жизненной цели.

Для студентов педвузов необходимы курсы по обучению ораторскому искусству, так как существует проблема студентов-практикантов и начинающих учителей — неумение говорить содержательно, образно и эмоционально. Нужны тренинги развития коммуникативных навыков и уверенности в себе, на которых вырабатываются необходимые педагогу умения создавать педагогическое общение, управлять деятельностью учащихся, детского коллектива.

4. Активное участие в общественно-полезной деятельности, наличие разнообразных увлечений (художественной самодеятельностью, спортом, рукоделием, живописью и т.д.). Интересен учащимся тот учитель, который не ограничивает свое личностное развитие непосредственно предметом профессиональной деятельности. Наличие хобби позволяет педагогу расширять свой жизненный кругозор и рамки своего общения с учащимися.

Участие в общественно-полезной деятельности создает определенные предпосылки для общения с разными людьми, для осмысления всевозможных событий, что тоже является источником для познания, для накопления жизненного опыта.

5. Работа. Речь идет о самостоятельной практической деятельности специалиста системы образования и ее адепта [адепт — это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее, то есть адептами являются студенты специализированных учебных заведений, либо те, кто осваивает премудрости профессиональной теории и практики самостоятельно]. То, что педагогический труд является важнейшим источником самообразования для учителя-практика, — непреложная истина. Ведь педагог ежедневно готовится к проведению занятий, углубляет сои предметные и психолого-педагогические знания, что требует значительных самообразовательных усилий, сформированности самообразовательных умений и навыков — составления планов, реферирования, тезирования и конспектирования текстов и т.д.

Однако мысль о том, что адепты образовательной системы должны рассматривать работу как основной источник самообразования, еще не получила в нашем обществе должного развития. Хотя в странах Западной Европы много студентов, «подрабатывающих» в свободное время (причем, не только с целью иметь карманные деньги, так как родители не всегда в состоянии предоставить молодому человеку безбедное существование, иногда могут это сделать, но не хотят в воспитательных целях). В основном студенты трудятся по следующим причинам: работа формирует жизненный и профессиональный опыт, можно “заработать” профессиональную репутацию задолго до начала трудовой деятельности и таким образом создать хорошую основу для профессиональной карьеры. Работая, молодые люди черпают новую профессиональную информацию, завязывают полезные контакты с людьми, приобретают друзей. Особенно важной, на наш взгляд, является возможность овладения профессиональной информацией. Она в значительной мере отличается от теоретических знаний, приобретаемых будущим специалистом в вузе. Знания, формирующиеся в процессе работы, можно без натяжки назвать новыми. Это знания о самом себе (попадая в рабочую обстановку, вы можете обнаружить, что переоценивали свои способности, или, наоборот, имели заниженную самооценку), знания о самой работе, о характере ее трудностей, или, наоборот, о ее увлекательности и важности; знания о взаимоотношениях с участниками профессиональной деятельности, с работодателями, в частности. Даже самые хорошие академические знания и безупречное владение профессиональными навыками не всегда обусловливают рост авторитета человека в производственном коллективе.

Вместе с тем необходимо помнить, что какой бы ответственной и перспективной ни была работа, совмещаемая с учебой, нужно выполнять учебный план, так как на адептном этапе все же главным является получение профессионального образования. Непонимание этого может спровоцировать проблемы, связанные с академической неуспеваемостью (иногда студенты пропускают учебные занятия, ссылаясь на необходимость работать). Таким образом, решая одни проблемы, можно создать себе другие.

6. Важным источником самообразования являются люди, их знания и опыт. В этой связи необходимо продумывать свои взаимоотношения с преподавателями, друзьями, коллегами-студентами и т.д. Эти взаимоотношения могут значительно способствовать расширению информационного поля человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: