Самоконтроль и самооценка результатов самовоспитания, внесение изменений в процесс самоусовершенствования

В реальной действительности процесс самовоспитания оказывается не столь алгоритмичным и стройным, целостным. Однако приведенную выше структуру можно считать общей схемой саморазвития учителя. Посредством самовоспитания учитель управляет своим профессиональным становлением и развитием, именно при его помощи во многом достигает высокого уровня профессионализма. Подчеркнем еще раз, что самовоспитательная деятельность формируется в результате самопознания и осознания реального «Я» и идеального образа себя в будущем и представляет собой три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие.

Профессиональное самопознание должно опираться на знания из курса психологии. Эти знания способствую определению общей самооценки, уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа). Нужно определить собственный уровень коммуникабельности, являющейся одним из психологических качеств, которое рассматривается как показание к выработке высокого уровня педагогического профессионализма.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей собственного волевого развития, развития своей эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов, речи, внимания как профессионально важных личностных свойств.

Самопрограммирование профессионального личностного развития предполагает знание того, что в себе надо усовершенствовать, на основании этого знания — составление определенных “жизненных правил”, которые постепенно становятся принципами жизнедеятельности педагога. Например, взять себе за правило никуда и никогда не опаздывать, четко распределяя свое время; стремиться к искренности и правдивости во взаимоотношениях с людьми и т.д.. Программа самовоспитания предполагает планирование работы над собой. Могут составляться планы-минимумы на день, планы-максимумы — на достаточно большой отрезок жизненного времени.

Одним из способов самопрограммирования является ведение дневниковых записей, в которых в письменном виде может быть сформулирована и программа-минимум, и программа-максимум.

Жизнь современного человека очень сложна и многогранна, в связи с этим не все можно спрограммировать в своем личностном развитии, видимо, в этом и не всегда есть необходимость. Но все же важно, чтобы молодой человек, выбравший педагогическую профессию, следовательно, притязающий на право учить и воспитывать других, выработал для себя определенные жизненные правила, позволяющие ему это право оправдывать, и стремился к их выполнению.

Способы самовоздействия в процессе самовоспитания, профессионально-личностного совершенствования учителя самые разнообразные. С.Б. Елканов в книге “Профессиональное самовоспитание учителя” выделяет как наиболее значимые следующие: самопобуждение, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение. Им может предшествовать эмоциональное состояние недовольства собой, какими-то своими действиями и поступками, сознательная и адекватная самокритика. Последняя заключается в объективном анализе своих недостатков, эмоционально отрицательном отношении к ним. Самокритичное отношение к своим недостаткам ведет к возникновению в сознании образов желательных, положительных личностных качеств, притягательная сила которых и является побуждением к самоизменению, основой для достижения больших результатов в самовоспитании.

Среди способов самовоздействия важны методы самоконтроля, которые реализуются в конкретных приемах: самонаблюдении, самопроверке, самоотчете и самоанализе. Речь идет о развитии способности в себе рефлексии. Самоконтроль и способность к рефлексии предполагают мысленное опережение событий, умения давать себе отчет о возможных последствиях своих действий и поступков, мысленное видение себя как бы со стороны, глазами других людей. Частным проявлением самоконтроля для учителя является мыслительно-эмоциональный перенос себя в положение другого человека, в возможные педагогические ситуации. Значение самоконтроля для педагога очень велико, ведь учителю необходимо держать себя в состоянии постоянной мобилизованности, внимательно оценивать свои высказывания, поступки, отношения с участниками педагогического процесса.

Однако самоконтроль не даст существенного эффекта, если он не затронул чувств и сознания педагога, если не заставил его анализировать свои действия и поступки. Без анализа самонаблюдение и самоконтроль не действенны. Самоанализ предполагает не только соотнесение и оценку отдельных объективных педагогических фактов, но и оценку изменяющихся состояний самого учителя, в том числе и состояний, касающихся динамики его самосовершенствования.

Способами самовоздействия и самоорганизации могут служить упражнения в особых действиях, рассчитанных на выработку внимания, развитие памяти, мышления и других, значимых для педагогической профессии, психических качеств. Эти упражнения, тренинги и приемы способствуют саморегуляции внутреннего эмоционального состояния учителя, содействуют развитию познавательных процессов и педагогического мышления.

В последние годы благодаря широкой популяризации психологических знаний все чаще используется учителями специальный комплекс психофизических упражнений — аутотренинг. Подробнее об использовании этого комплекса психофизических упражнений как способов самовоздействия с целью регулирования внутреннего эмоционального состояния и выработки профессионально значимых психических качеств вы познакомитесь в курсе изучения основ педагогического мастерства.

Обобщая сказанное о сущности, структуре, содержании и путях профессионального самовоспитания учителя, мы приходим к выводам, что от понимания его значимости в педагогической деятельности, от богатства арсенала способов и средств самовоспитания, от умения владеть ими в существенной мере зависит успех личностного развития человека, избравшего нелегкую, но благородную профессию педагога, успех его продвижения к учительскому мастерству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: