Лица. Общая характеристика.
Термином «лицо» (persona — букв. «маска») обозначается субъект права. Лицами в римском обществе были отдельные люди — физические лица, сообщества физических лиц (например, родовая организация) и независимые от физических лиц учреждения — юридические лица. Людям, сообществам и учреждениям качество лица придает правоспособность (caput) — социально-юридическая категория, исходящая от государственной власти и состоящая в возможности иметь права и обязанности (caput habere). Не случайно возникла сентенция: «Рабы не имеют «лица», т.е. правоспособности. Правоспособность возникает с рождением человека и прекращается с его смертью. В исключение из этого правила субъектом права признается зачатый, но еще не родившийся ребенок (postum): «Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого» (D. 1.5.7). Правоспособность человека в сфере частноправовых отношений складывается из двух элементов: 1) jus conubi — право вступать в римский брак; 2) jus commercii— право быть субъектом имущественных правоотношений (всщных и обязательственных). Указанные возможности, а также возможность быть субъектом права в политической сфере, осуществимы при наличии условий (предпосылок) приобретения правоспособности:» состояние свободы (status libertatis),» состояние гражданства (status civitatis),» семейное состояние (status familiae). Только при наличии всех трех статусов возникала полная правоспособность. Утрата одного из них влекла за собою прекращение правоспособности либо изменение ее содержания. Для понятия лица существенна только правоспособность, но она значительно утратила бы свой смысл, если бы не выражалась вовне. Это выражение она находит в дееспособности — возможности лица своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности; Существовали категории лиц, не способных, с точки зрения римлян, со знанием дела самостоятельно совершать юридические акты (в связи с возрастом, полом, состоянием здоровья). Соответствующие действия за них выполняли опекуны. Но, разумеется, сами ограниченные в дееспособности оставались лицами, т. е. субъектами права. В отечественной романистике утверждается, что римское право не знало понятий правоспособности и дееспособности. Это утверждение некорректно. Сущностная сторона названных категорий римлянами разработана детально. Мы и ныне пользуемся их выводами, вплоть до применения правила о постумах. Дело ведь не только в понятии, тем более если оценивать первоначальные идеи с высоты современной системы знаний. Вообще римские юристы не тяготели к дефинициям. «Всякое определение в цивильном праве опасно, ибо мало случаев, когда оно не может быть опровергнуто», — говорил Яволен (D. 50.17.202). Содержание правоспособности Определяющее условие правоспособности человека — состояние свободы. Применительно к нему римское общество делилось на две категории — свободных (liberi) и рабов (servi). «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободные, или рабы» (Гай. Инструкции, 1, 9). Правоспособными признавались только свободные. Рабы, не имевшие статуса свободы, были не субъектами, а объектами прав. «Servi res sunt», «рабы суть вещи», — резюмировал их положение Ульпиан. В период Поздней республики и империи в жесткий принцип неправоспособности рабов вносятся некоторые смягчающие элементы.