Выделяются четыре основных стадии допроса: предварительная, свободного рассказа, вопросно-ответная и заключительная

1.На предварительной стадии следователь удостоверяется в личности допрашиваемого лица, заполняет анкетную часть протокола, разъясняет лицу его права и обязанности.

2.Стадия свободного рассказа предполагает изложение допрашиваемым тех обстоятельств, в связи с которыми он вызван для дачи показаний.

3.В вопросно-ответной стадии следователь задает допрашиваемому, отправляясь от полученной в ходе свободного рассказа информации, уточняющие, дополняющие, напоминающие, конкретизирующие, контрольные вопросы, предъявляет (в случае необходимости) доказательства.

4.Ход и результаты проведенного допроса процессуально оформляются на его заключительной стадии протоколом.

Допрос несовершеннолетнего должен строиться с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно младшего возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины произошедшего. Ограниченность логического мышления, обусловленная недостаточным уровнем развития, отсутствие жизненного опыта и профессиональных познаний затрудняют им восприятие в целом. Зато они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали (цвет и номер автомобиля, марку мобильного телефона, броские приметы преступника и др.).

Готовясь к допросу, необходимо собрать сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, семейной микросреде, взаимоотношениях с человеком, в отношении которого его предстоит допросить. При допросе с участием педагога или законных представителей нужно заранее выяснить характер их взаимоотношений с несовершеннолетним, чтобы их присутствие не повлияло на допрашиваемого отрицательно. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводящих вопросов, назидательного тона, раздражения в адрес несовершеннолетнего.

Допрос малолетних (в возрасте до 14 лет) проводится с обязательным участием педагога, причем желательно в привычной для допрашиваемого обстановке — в школе, дома. Допрос лучше начинать с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установить доверительные отношения. Психологическому контакту с допрашиваемым будет способствовать спокойный, благожелательный тон следователя, его добродушная манера общения. При оценке показаний несовершеннолетних следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых сведений, использование несвойственных оборотов и понятий, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии взрослых. При допросе несовершеннолетних обвиняемых следует учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо ложно понимаемого чувства товарищества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: