Административное право является профилирующей, опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Общая характеристика и структура административного права
Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами:
- Общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти
- Внутриорганизационные отношения,
- Деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях,
- Общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления,
- Деятельность общественных организаций.
Субъект административного права – это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.
Признаки субъектов:
1) вступают в правоотношенияв сфере гос. Управления;
|
|
2) отношения между ними урегулированы нормами административного права;
3) субъектами могут быть как физические, так и юридические лица;
4) не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права
Органы исполнительной власти:
1) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
2) наделены оперативной самостоятельностью;
3) как правило имеют постоянные штаты;
4) образуются вышестоящими органами;
5) подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;
6) их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права.
Субъекты административного права:
I. Индивидуальные: 1. Граждане: Граждане РФ, Иностранцы, Лица без гражданства. 2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом: должностные лица, военнослужащие, беженцы, вынужденные переселенцы, инвалиды.
II. Коллективные: 1. Организации: Предприятия, Учреждение. 2. Структурные подразделения этих организаций. 3. Трудовые коллективы
Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.
Виды органов исполнительной власти (по различным критериям):
I В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы исполнительной власти (а это совпадает с их подчинённостью), различают: 1) Федеральные органы исполнительной власти .2) Органы исполнительной власти субъектов федерации. 3) Местные органы исполнительной власти.
|
|
II По организационно-правовому принципу организации и деятельности различают: 1) правительство; 2) министерства; 3) комитеты; 4) надзоры и т. д.
III По характеру компетенции различают: 1) Общей компетенции (Правительство РФ, Правительства других субъектов РФ – не только правительства!). 2) Отраслевой компетенции (Министерства). 3) Межотраслевой компетенции (Комитеты). Å / дополнительно / Специальной компетенции (Инспекции, службы).
IV По порядку разрешения дел различают: 1) Коллегиальные (Правительство). 2) Единоличные (Министр).
[Правительство решает вопросы коллегиально и принимает постановления; распоряжения же являются единоличными актами (на уровне председателя или заместителя председателя Правительства) – индивидуальные акты разового пользования Þ принципиален перечень вопросов, рассматриваемых коллегиально и единолично]