Понятия и метод административного права
Основы административного права
Административное право это отрасль права регулирующая отношения в сфере гос управления и устанавливающая ответственность за различные правонарушения которые сопутствуют управленческой деятельности. Регулируя общественные отношения административное право применяет определенные способы воздействия на их участников используя метод власти и подчинения который характерен для управленческих отношений. Данный метод применяется к отношениям с участием неравноправных сторон, в которых одна сторона выступает в роли юридически властного управляющего, а другая подчиненного управляемого. При этом у управляющей стороны есть необходимые властных полномочия которые отсутствуют у подчиненной стороны. Такие полномочия могут быть реализованы в различных юридических последствиях, то есть издание обязательных для исполнения приказов и распоряжению, лицензирование отдельных видов деятельности и наложение административных взысканий за совершенные правонарушения.
2. Источники административного права – самостоятельно.
Норма административного права выражает сущность регулируемого ею взаимоотношения, является основой конкретного административно правового нормативного акта. Административно-правовая норма есть установленные или санкционированное государство, правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере гос управления. Существуют различные виды административно правовых норм, основаниями их деления на виды являются:
1. Содержание
2. Формы выражений установленные правилом
3. Положение участников правоотношения
4. Порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношения
5. Порядок действия во времени, пространстве и по кругу лиц.
1) административно правовые нормы группируются в правовые институты, то есть в совокупности определенных правовых норм родственных по содержанию регулируемых ими право отношениями.
2) Бывают запрещающие, обязывающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.
3) С точки зрения положения участников правоотношения, то есть адресатов предписаний, различают следующие нормы:
- устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов не подчиненных друг другу
- устанавливающие порядок взаимоотношений государственных и негос органов
- определяющее правовое положение гос служащих
4) различают материальные и процессуальные нормы
Материальные определяющие систему и подсистему, компетенцию, права и обязанности органов и должностных лиц управления
Процессуальные нормы определяющие методы способы порядок и процедуру деятельности по реализации прав и обязанностей.
5)общим правилом является то что административно правовые нормы вступают в силу с момента их доведения до следования исполнителей, то есть опубликования нормативного акта. В отдельных случаях они вступают в силу в срок указанный в нормативного акте. Действия норм права рассчитанной на неопределенный период времени, но могут устанавливаться и условия действия
при введении чрезвычайного положения на определенной территории и не на определенный срок.
Действия в пространстве связано с положением органа издавшего акт. То есть действуют нормы субъекта РФ нормами местного самоуправления. Действия административно правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил, либо на всех граждан либо на отдельные группы.
4. Административная ответственность.
Это применение гос органами должностными лицами и представителями власти в установленных государством мер административного воздействия граждан, а в соответствующих случаях и к юридическим лицам организациям за нарушение законности. Административная ответственность это вид юридической ответственности которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного высказывания лицу совершавшему правонарушение. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Субъектами административного правонарушения могут быть физические лица возраст которых достиг 16 лет и являющиеся дееспособным а также юр лицам. Административные высказывания применяются уполномоченными органами, судами и.т.д.
Привлечение к административной ответственности не влечет к судимости и увольнению с работы.
Признаки административного правонарушения:
1. Антиобщественность
2. Противоправность
3. Виновность
4. Наказуемость деяния
Элементы административного правонарушения:
Объект – объективная сторона
Субъект – субъективных сторона
Объект это общественные отношения урегулируемые нормами права и охраняемых мерами административной ответственности. Объективная сторона заключается в действии или бездействии заключенным административным правом.
Субъективных сторона это психическое отношение субъекта пративоправному действию или бездействию и его последствиям это умысел и неосторожность.
Понятие и виды административных взысканий.
Административные взыскания это мера ответственности за административное правонарушение:
1. Предупреждение это мера морального характера.
2. Штраф мера денежного воздействия
3. Конфискация орудия или предмета административного правонарушения
4. Административный арест до 15 суток
5. Лишение специального права
6. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительной органе управления, юридического лица входить в совет директоров, осуществлять предпренимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. От 6 мес до 3 лет.
7. Вытворение из страны иностранных граждан и лиц без гражданства
8. Во временном прекращении деятельности лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность.