Анализ внутренней среды

Для разработки инновационной стратегии следует рассмотреть две составляющие внутренней среды: ресурсный потенциал НИОКР и ин­новационные способности фирмы.

Разграничение ресурсов и инновационных способностей помогает объяснить, почему фирмы с аналогичной ресурсной базой достигают успеха или терпят неудачу. Именно инновационные способности помо­гают адаптировать ресурсы к меняющимся условиям внешней среды.

1. В первом аспекте анализа основной задачей является установле­ние соответствия стратегических целей с имеющимися технологиче­скими активами и компетенциями.

Инновационный процесс неотделим от творчества, поэтому наибо­лее важной составляющей ресурсного потенциала является совокуп­ность интеллектуальных возможностей специалистов, занятых создани­ем и внедрением нововведений. Сильные позиции в области конкретной технологии или отдельная личность могут быть значимы для предпри­ятия, обеспечивая его особую компетентность.

При реализации данного этапа необходимо также оценивать со­стояние оборудования для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, степень развития

экспериментальной базы для изготовления опытных образцов нового изделия, уровень информационного обеспечения научно-технической деятельности, имеющиеся патенты, ноу-хау, лицензии.

Большинство крупных компаний имеют комплекс фундаменталь­ных, продуктовых и конструкторских НИОКР (R&D mix, research&development). Состав этого комплекса должен соответствовать стратегии организации.Предприятия, которые не могут самостоятельно финансировать огром­ные расходы на проведение собственных исследований и разработок, могут объединять свои возможности, создавая альянсы для реализации инновационных проектов, или покупать научно-технические разработки на основе лицензионных соглашений. Тем не менее, на предприятии должен быть создан хотя бы минимальный потенциал НИОКР, чтобы обеспечить способность компании правильно оценить уровень чужих разработок и тенденции раз­вития технологии в отрасли.

2. Второй аспект внутреннего анализа - инновационные способно­сти фирмы, которые позволяют ей изменять ресурсную базу и адапти­роваться к изменениям окружающей среды бизнеса. При этом наиболь­шее значение имеют навыки в таких сферах как:

- технологическое прогнозирование;

- исследование рынка и анализ потребителей;

- поиск и оценки идей новых продуктов и технологий;

- приобретение технологических ресурсов;

- эффективная система управления проектами.

Возможности фирмы в сфере технологического прогнозирования зависят от компетенции и опыта экспертной работы ее специалистов, наличия партнерских связей с научным сообществом, участия в госу­дарственных и международных программах научно-технического прогнозирования и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: