Шаг 9. Оценивайте достоверность слов говорящего
Шаг 8. Внимательно слушайте
Внимательно слушающий собеседник становится хозяином ситуации, так как активно воспринимает и анализирует важную информацию о предмете разговора и самом говорящем; его настроение, отношение к вам и проблеме, его мотивы и цели, а также предполагаемые средства их достижения. Слушайте до конца, старайтесь не перебивать, не возражать, не идти на открытую конфронтацию. Взаимопониманию способтвует прием «аудиального отзеркаливания» - повторения ключевых слов собеседника, которые точно соответствуют вашему мнению. Если у вашего собеседника высокий тембр голоса и темп речи, употребляйте слова и выражение типа видеть, точка зрения, рассмотреть: если низкий - чувствовать, подход, разобраться: если его речь размеренна - слышать, мнение, обговорить.
Избегайте одновременных разговоров по другим телефонам и с сотрудниками. Записывайте полученную информацию. Если разговор важный - используйте диктофон.
|
|
Обращайте внимание на следующие моменты.
Хрипота и покашливание. Ложь создает горловой мышечный спазм, у человека вдруг хрипнет голос и он никак не может прокашляться.
Повышение тембра голоса. Когда мы что-то придумываем или говорим то, что должны (но не хотим) сказать, то невольно повышаем тембр голоса, иногда до визгливого. Когда мы говорим о своих чувствах и переживаниях, то тембр голоса понижается и сказанное нами вызывает больше доверия.
Неоконченные фразы. Когда человек не договаривает до конца фразу, он делает после нее паузу. Это свидетельствует о внутреннем «столкновении с препятствием» в виде информации, которую хотел бы скрыть. Желая скрыть много достоверной информации, человек неизбежно прибегает ко лжи.
Увеличение объема пауз. В свое время было установлено, что при переходе к официальной речи объем пауз возрастает в полтора раза. Не стоит объяснять, что причиной неожиданного перехода на казенный стиль часто бывает существенное расхождение своего понимания ситуации с формулировками «как надо».
При возникновении сомнений в точности получаемой информации повторите с замедлением сомнительные места, выделяя слова, и спросите, уверен ли в этой информации собеседник, можно ли на него ссылаться. Нередко можно услышать отрицательный ответ, а это прекрасный повод для журналистских аналитических построений.
Поблагодарите за представленную информацию, выразите надежду на дальнейшее сотрудничество. Сделайте подстройку к будущему: «Спасибо за информацию. Когда мы подготовим материал, то сверим его вместе с вами, чтобы не допустить ошибок» или «Можно ли в следующий раз обратиться с вопросами по этой теме к вам?»