Виды оценок

Функции оценки

Структура действия контроля

а) модель потребного, желаемого результата действия;

б) процесс сличения этого образа и реального действия;

в) принятие решения о продолжении или коррекции действия.

· ориентация школьника в состоянии знаний и степени их соответствия требованиям учета

· непосредственная или опосредованная информация об успехе или неуспехе в данной ситуации

· необходимое внутренне условие регуляции поведения и деятельности

· определение и принятие задач для дальнейшего продвижения ученика

· представление процесса результатов своего труда еще до его окончания, достижение заранее намеченного результата

· выражение общего мнения и суждения учителя о данном ученике

Основание классификации Вид оценки Характеристика оценки
По уровню обобщенности Парциальная     Фиксированная   Интегральная Имеет отношение к частному знанию, умению, навыку. Всегда выражается в словесной, оценочной форме суждения. Отражает промежуточные или завершенные успехи школьника, носит более обобщенный и синтетический характер. Обычно выражается количественно по 5-балльной шкале. Определяет в целом личность и поведение школьника. Основывается на парциальных и фиксированных оценках.
По способу предъявления Прямая   Опосредованная Непосредственно обращена к оцениваемому лицу. Оценка одного из учеников производится либо через оценку другого учащегося, либо через оценку его кем-нибудь из одноклассников.
По способу воздействия Отсутствие оценки   Неопределенная оценка Однозначная: 1) положительная   Не ориентирует человека в результатах его деятельности, дезорганизует поведение, вызывает состояние неуверенности. Выражается в словесной форме, имеющей многозначное толкование.   1.1.Согласие – простая констатация правильности ответа. 1.2.Ободрение и одобрение – формы оценочного определения личности, в которых выражается положительное отношение учителя к ученику и подчеркивается
      2) отрицательная преимущество какой-нибудь стороны его личности. 2.1.Отрицание – простая констатация неправильности ответа. 2.2.Замечание и порицание – формы оценочного определения личности, в которых выражается отрицательное отношение учителя к ученику и подчеркивается недостаток каких-либо сторон его личности.

Субъективные ошибки оценивания

Великодушие или снисходительность – вынесение учителем завышенных оценок (процентомания). Центральная тенденция – стремление учителя избегать крайних оценок. Ореол – связана с предвзятостью учителя и проявляется в тенденции оценивать только положительно или только отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно.
Контраст – знания человека оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого учителя. Близость – тенденция выносить сходные по времени и месту оценки. Логические – перенос оценок за поведение на оценки по учебному предмету.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: