Классификация знаний.
Узловые вопросы
Знание в качестве продукта учебной деятельности
1. Понятие знания и его психологическое содержание.
2. Пути приобретения знаний.
3. Характеристика понятий.
4.Этапы освоения понятий.
Существуют различные подходы в понимании терминов «знание» и «понятие».
ЗНАНИЕ - это
· «…находящийся вне субъекта опыт общества» (С.Л.Рубинштейн);
· «… прошлый опыт субъекта» (Э.Майер);
· «…образная и словесная память» (П.П.Блонский);
· «… различные образы восприятия, памяти, мышления, в качестве которых могут выступать образы предметов, явлений внешнего мира, действия человека с этими предметами» (Н.Ф.Талызина);
· «… система понятий, усвоенных человеком» (К.К.Платонов);
· «…модель реальной действительности, которая лишь частично и время от времени может сопоставляться с поступающей извне информации» (Дж.Брунер).
ПОНЯТИЕ – это
· «...средство мысленного воспроизведения какого-либо предмета как целостной системы; компонент теоретического знания, результат содержательных и мыслительных действий» (В.В.Давыдов)
|
|
· «…форма теоретического знания, отражающая объективно существенное в вещах, явлениях и закрепляющаяся в речи специальными терминами» (Психологический словарь)
· «…опосредованное словом образование, продукт исторического развития» (С.Л.Рубинштейн)
· «…одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления» (Психологический словарь)
Основания классификации | Виды знаний |
По форме | Чувственные- возникают в ходе непосредственного взаимодействия каких-либо органов чувств с внешним миром. Мысленные - опосредуются рассуждениями, речью. |
По содержанию | Понятия и термины, знания о фактах, знания о законах как связях внутри относительно ограниченной совокупности явлений, знания о теориях как связях в рамках более широкой совокупности явлений, знания о методах познания и способах деятельности. |
По способам получения | Стихийные – результат непреднамеренных познавательных процессов. Стандартные - результат познавательных действий. Рефлексивные - осознание системы собственных знаний. |
По степени упорядоченности | Отрывочные - не составляющие целое, несвязные. Системные - представляющие собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи друг с другом. |
По уровню обобщенности | Эмпирические – вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. Теоретические– возникают на основе анализа роли и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы. |
По этапам усвоения | Знания-знакомство - узнавание содержания при повторном его предъявлении. Знания-копия - самостоятельное воспроизведение материала словами первоисточника. Знания-умение - способность переформулировать, перекодировать исходное содержание (понимание). Знания-трансформации - возможность самостоятельно конструировать и преобразовывать материал, переносить на другие виды деятельности. |
По степени новизны и оригинальности | Репродуктивные - знания по образцу, заданному учебником, учителем. Продуктивные (творческие) – создание новых знаний. |
По функциям: а) по влиянию на психическое развитие Б) по практическому использованию | Информативные - расширяют сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Развивающие – способствуют росту духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности человека. Оперативные - применяются при решении практических задач. Холостые – не используются в практических целях. |
Эмпирическое знание | Теоретическое знание |
1. Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате выделяются общие свойства предметов | 1. Знание возникает при анализе роли и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генетически исходной основой всех проявлений системы |
2. При сравнении выделяется некоторая совокупность предметов, относимых к определенному классу (на основе формально общего свойства, без раскрытия внутренней их связи) | 2. В процессе анализа раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы |
3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства | 3. Знание, возникающее как мысленное преобразование предметов, отражает их внутренние отношения и связи, «выходя» за пределы представления |
4. Формально общее свойство рядополагается с особенным и единичным | 4. Фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы и ее различных проявлений как связь всеобщего и единичного |
5. Конкретизация знаний состоит в поборе иллюстраций, примеров, входящих в данный класс предметов | 5. Конкретизация состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений всеобщего основания целостной системы |
6. Средством фиксации знаний являются слова-термины | 6. Знания выражаются в способах умственной деятельности, а затем в символознаковых средствах |
|
|