Религиозная организация как субъект социального действия: секта и церковь

Уже во времена раннего христианства возникли и существовали, в более или менее модифицированном виде дожившие до наших дней, различные социологические формы его выражения. Преобладала община, живущая в мире с обществом, и не предъявлявшая к своим членам каких-то из ряда вон выходящих требований. Наряду с этим существовали также радикальные группы, численно небольшие, которые противопоставляли себя обществу, отвергали всякий компромисс с «миром», для которых венец мученика был образцом настоящей веры. Поскольку доминировал первый тип общины, о втором говорили как о меньшинствах, используя такие понятия, как еретики, сектанты, схизматики, не вкладывая в эти понятия негативного смысла. Этот смысл они приобрели позже, превратившись в оружие внутрирелигиозной полемики.
В работе «Хозяйство и общество» Вебер разработал социологическое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем признакам:
1) Отношение к «миру»
Если организация не противопоставляет себя миру, если она приемлет его культуру и соглашается с его порядком, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью. Церковь должна быть универсальной для привлечения и вхождения в церковь каждого члена общества (необходимы отступления от требований). Секта же – «эксклюзивная» группа, она стремиться быть общиной «избранных»
2) Критерий членства
Соответственно, церкви предъявляют умеренные требования к своим членам. Критерии членства в них таковы, что практически каждый может быть и оставаться членом церкви. Крещение детей – логичное следствие.
Членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое решение. Отсюда – крещение взрослых. Членами секты становятся не по рождению, а по своей воле; в секту принимают в зависимости от соответствия определенным критериям, необходимым для вступления.
3) Организационная структура
Церкви свойственна бюрократическая организация. Руководство в церкви принадлежит специально подготовленному профессиональному духовенству. Внутри секты, "по идее" должны существовать отношения между людьми, близкими по духу. Лица, занимающие тс или иные должности, должны по своим качествам им соответствовать.
В секте акцент делается на обладание истинным выражением веры, единственно правильным и законным. Сектантское богослужение допускает спонтанность, менее формализовано, чем церковное, более эмоционально.
В «чистом» виде всеми тремя качествами не обладает ни одна организация.
Типология религиозных организаций
С помощью двух понятий – церковь и секта – невозможно описать вес существующее многообразие религиозных организаций, промежуточных и отклоняющихся форм.
Например, Р. Нибур указал на то, что некоторые секты со временем утрачивают типические для них черты. Замкнутый характер и элитарность уступают место готовности принять в свои ряды любого, принимающего вероучение. «Сознательное вступление» утрачивает прежнее значение (большинство членов общин вербуется из семей единоверцев и получают соответствующее воспитание с детства). Отрицание или безразличие к «миру» уступает место «принятию» или активной поддержке существующих социальных порядков. Но претерпевшие такие изменения баптисты, методисты и другие религиозные организации не могут считаться церковью, поскольку они не могут претендовать на универсализм.
Этот тип религиозной организации Р. Нибур назвал "деноминацией". Деноминация представляет собой промежуточную между церковью и сектой форму. Нибур говорит, что секта существует не дольше жизни первого поколения, во втором она становится уже чем-то другим, а именно – деноминацией. Нибур описывает, таким образом, секту – деноминацию – церковь как этапы в процессе развития религиозной организации.
Многие социологи считают, что представление об обязательном переходе от секты к деноминации является проблематичным. Есть такие секты, которым удается сохраняться на протяжении ряда поколений. Следовательно, есть факторы, которые способны предотвратить или мере задержать на время превращение секты в церковь. Это может быть строгая дисциплина, вплоть до исключения колеблющихся, это может быть самопополнение и запрещение браков «на стороне» и др.
Существуют и такие религиозные группы, которые, являясь аморфными, выживают главным образом благодаря харизматическому лидеру. Г. Беккер, имея в виду современное общество, выделил и описал такую форму религии, которая обладает той особенностью, что держится исключительно энтузиазмом ее приверженцев, не опираясь на организацию. Беккер назвал такую религиозную форму "культом".
В настоящее время этот термин используется для обозначения достаточно большого числа различных образований. Это может быть малая религиозная группа, сплоченная, без бюрократической структуры, возглавляемая харизматическим лидером, часто использующая эзотерические и оккультные идеи. Такое образование можно рассматривать как начальную стадию образования секты (харизматическая секта). Но это может быть также совокупность людей, объединенных общим взглядом на какой-то узко-партикулярный аспект действительности (эзотерическая вера), объединенных в чисто духовном отношении, помимо организационных связей, дисциплины, обязательств. Обычно в этой группе есть харизматический лидер, но не обязательно. Это, например, люди, увлеченные парапсихологией, верящие в жизнь после смерти и возможность общения с духом умершего и т.д. Они могут одновременно принадлежать к обычным церковным группам, основным деноминациям, иметь профессию, образование. Чтобы войти в такое сообщество, не нужно никаких формальных актов, не нужно никакого разрешения.
Основные признаки культа – отсутствие структуры и связи между верованиями и другими областями жизни. Культ может употребляется как обозначение начальной фазы развития новой религии. Отличительный признак – требование полного разрыва с существующими религиозными традициями. Чаще всего культ или умирает, или превращается в институализированную религию.
Итак, в социологии религии выделены следующие типы религиозной организации: культ, секта (иногда вводится подразделение на секту в начальной стадии и секту как длительно существующую организацию), деноминация и церковь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: