Развитие конфликтологии во второй половине XX — начале XXI в

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОНФЛИКТА

2.1. Развитии конфликтологии во второй половине XXначале XXI в.

2.2. Особенности психоаналитического направления в развитии конфликтологии во второй половине XX в.

2.3. Развитие отечественной школы конфликтологии во второй половине XXначале XXI в.

VЛVЛVЛVЛ«ЛVЛVЛVпVЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛVДVЛV6«ЛVЛ«ЛVЛVЛVЛVЛVЛVЛ

Во второй половине XX в. проблема конфликтов изучает­ся в рамках различных научных школ и направлений: социал-дарвинизма, психоанализа, когнитивизма, математического моделирования, научного, административного управления, че­ловеческих отношений и др.

Начиная с середины XX в. происходит активное развитие теорий конфликтов, как таковых.

Вначале была предложена равновесная модель общества, свя­занная с методологией структурно-функционального анализа.

Важное место в разработке теоретических аспектов иссле­дования конфликтов заняла структурно-функциональная мо­дель организации, обоснованная американским социологом Т. Парсонсом.

Толкотт Парсонс (1902-1979) в работе «Конфликт и защи­та» (1963) сформулировал общую теорию конфликтного взаи­модействия и принципы исследования социальных конфлик-

тов. Он рассматривал общество как целостное образование, в котором гармонически взаимодействуют отдельные части и элементы, как систему отношений между людьми, связую­щим звеном которой являются нормы и ценности. Ученый исходил из понимания конфликтов как естественного аспекта поведения людей и полагал, что существует единый, универ­сальный источник конфликта, заключающийся в несовмести­мости потребностей сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения.

По Т. Парсонсу, нормативный компонент социального дей­ствия разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система и культура.

Т. Парсонс признавал внутреннюю противоречивость соци­альной системы и, следовательно, реальность возникновения конфликтов, но в целом выступал за поддержание «гармони­ческого», т. е. бесконфликтного отношения между элементами системы. Конфликт представлялся ему социальной аномалией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать.

Льюис Козер выступил с концепцией позитивно-функцио­нального конфликта. Классическим произведением конфлик­тологии стала работа «Функции социального конфликта» (1956).

Суть концепции в следующем: конфликты не есть нечто чужеродное, аномальное для общества; они— продукт, эле­мент внутреннего состояния социальной системы, существую­щего порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами. Он дал глубокое обосно­вание позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Конфликты необходимы как способ, которым обще­ство время от времени разряжает напряженную обстановку, раз­решает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. Ученый подчеркнуто выделил значе­ние конфликтов в обеспечении устойчивости и стабильности социальной системы, той или иной организации.

Он сформулировал ряд положений, ставших теоретичес­ким фундаментом современной науки о конфликте. Приведем некоторые из них.

Постоянным источником социальных конфликтов являет­ся неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, пре­стижа, существующий в любом обществе.

Хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом «закрытом» и демократическом «открытом», обществе различна.

Конструктивные и разрушительные результаты конфлик­та глубоко различаются.

Чем сильнее неимущие группы усомнятся в законном ха­рактере существующего распределения недостающих ресурсов, тем выше вероятность того, что они станут зачинщиками кон­фликта.

Чем больше:

— лишения испытывают социальные группы, тем выше вероятность того, что эти группы станут инициатором конфликта;

— группы вступают в конфликт из-за объективных интере­сов, тем легче конфликт, и наоборот, чем больше конф­ликт связан с ложными интересами, тем он острее.

Чем более жесткой является социальная система, тем ост­рее конфликт. Чем меньше:

— институционализированных средств для погашения кон­фликта и снятия напряжения находится в распоряже­нии социальной системы, тем острее конфликт;

— у участников конфликта согласия по поводу его целей, тем продолжительнее конфликт.

Чем чаще и слабее конфликты, тем выше вероятность, что они будут содействовать созданию средств нормативного регулирования.

Л. Козер дал научно обоснованную концепцию построения общества «конфликтного функционализма», показал пути ухода от насильственного разрешения противоречий, сделал акцент на необходимости сотрудничества конфликтующих сторон.

Ральф Дарендорф, немецкий социолог, понятие «конфликт» рассматривает как фундаментальную категорию социологии во­обще. Конфликт — это естественное состояние общества. Со­циальной патологией является, скорее, отсутствие конфлик­тов. В основе конфликта лежат политические противоречия: противостояние социальных групп вызвано излишней концен­трацией власти в одних руках.

В работах «Классы и классовые конфликты в индустри­альном обществе» (1957), «Современный социальный конф-

ликт» (1988) и др. ученый показывает, что главным источни­ком конфликта являются не экономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Он считал, что конфликты на экономической почве между рабо­чими и предпринимателями лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения революционных ме­тодов, характерных для XIX в. Современное общество выра­ботало рациональные методы регулирования конфликтов с уча­стием в этом процессе властных структур. Всякий элемент социальной системы в той или иной степени вызывает изме­нение и дезорганизацию. Противостояние, конфликты проис­ходят из-за того, что людей разделяет не только социальное неравенство, т. е. неодинаковый доступ к ресурсам, их обла­данию и распределению, но и борьба за власть, престиж и авторитет.

Конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, однако люди имеют возможности для регулирования конфликтов, упреждения «социальных потрясений».

Ален Турен в книге «Возращение человека действующего» (1998) полагает, что в условиях перехода к постиндустриаль­ному обществу нужно ориентироваться на социологию дей­ствия, активизацию субъекта как действующего лица, способ­ность общества к самоконструированию через конфликты и общественные движения. Он призывает отказаться от иллюзор­ных, по его мнению, попыток анализировать роль субъектов вне всякого отношения к общественной системе или от описа­ния социальной системы без действующих лиц. Ученый счи­тает, что механизмами изменения являются конфликты меж­ду субъектами общества — действующими лицами — из-за об­щих культурных ориентации и управления ими. Конфликт существует на уровне социальной и культурной организации, является социальной формой самопроизводства общества. Конфликт не связан с какой-либо одной сферой социальной действительности, он повсюду и должен признаваться во всех областях общественной жизни.

В 1957 г. в Париже состоялось заседание социологической ассоциации при ЮНЕСКО, обсудившее проблемы социальных конфликтов! По результатам работы конференции вышел сбор-

ник «О природе конфликтов». В 1966 г. в одном из универси­тетов Англии был проведен симпозиум «Конфликты в обще­стве». В это же время в США создается Центр по исследова­нию конфликтных ситуаций. Выходит в свет журнал «Пробле­мы разрешения конфликтных ситуаций».

Начиная с 70-х гг. усиливается практическое направление по регулированию конфликтов на уровне организации. В США получает распространение движение под названием «Альтер­нативное решение споров», создаются небольшие фирмы по разрешению мелких споров, конфликтов. В 80-е гг. было со­здано более 180 центров, в которых менеджеры по конфлик­там способствовали анализу конфликтных ситуаций конфлик­тующими сторонами, помогали найти возможные решения для преодоления негативных последствий конфликтов.

В послевоенный период начинают развиваться исследова­ния конфликтов с применением математического аппарата. Пер­выми были Дж. Нейман и О. Моргенштерн, выпустившие ра­боту «Теория игр и экономическое поведение», в которой был предложен математический аппарат описания ряда конфликт­ных ситуаций в различных областях: праве, социологии, эконо­мике. Традиционное представление о конфликте состоит в том, что конфликт всегда имеет некоторое логически объяснимое противоречие, рациональную составляющую. Такое понима­ние и было заложено при использовании математического ап­парата. Тем не менее, теория игр, которая лежит в основе математического аппарата, применяемого для описания конфликтов, все-таки не позволяет отразить в полном объеме все многообразие конфликтов, возникающих на практике, их причины, а главное — психологические особенности участни­ков конфликтного взаимодействия, что не всегда позволяет найти правильное решение.

Существует множество примеров, свидетельствующих о сложности причин конфликта, отсутствии строгой логической конструкции, о том, что причины нагружены «неустранимой иррациональной составляющей», которая образует индивиду­альное своеобразие конфликта и не позволяет разрешить его простыми средствами.

Таким образом, в современных западных исследованиях конфликтов четко проявляются два основных направления:

первое связано с изучением собственно конфликтов (За­падная Европа);

второе — мира, путей достижения согласия (Р. Фишер, У. Юри), результатов военных действий («Если хочешь мира, изучай войну»).

) В целом интерес к конфликтам и путям их разрешения резко возрос. Очередной конгресс Международной ассоциации политической науки (Сеул, 1997) был посвящен этой проблеме. Организационно-социологическое направление в развитии конфликтологии тесно переплетается с рядом управленческих дисциплин: управлением персоналом, поведением, организа­ционным поведением и т. д. Общим у этих направлений ис­следования выступает предмет изучения — поведение личнос­ти, хотя конфликтология изучает преимущественно измене­ние поведения в условиях конфликтов. Специфика современной конфликтологии заключается в том, что она больше внимания уделяет причинам формирования и развития противоречий в си­стеме отношений индивидов и групп, их перерастанию в конф­ликты, изучает пути предупреждения и методы управления возникшими конфликтами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: