Негосударственные пенсионные фонды

ОТ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ.

ТЕМА 10. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ СТРАХОВАНИЯ

9.1.Негосударственные пенсионные фонды.

9.2.Страховые медицинские компании.

Необходимость создания негосударственной системы пенсионного обеспечения воспринимается сегодня на всех уровнях управления и представителями различных слоев населения.

Во-первых, возрастает нагрузка неработающей части населения на работающую, и численность пенсионеров согласно демографическому прогнозу имеет тенденцию к увеличению.

Во-вторых, обостряется ситуация с выплатой государственных пенсий из-за нехватки средств.

В-третьих, значительная часть пенсионеров не знает размеров полагающихся им пенсий в условиях инфляции и не может получить необходимую информацию в местных органах социальной защиты.

В- четвертых, зарубежный опыт свидетельствует, что достойная старость может быть уделом многих.

Выходом из сложившегося положения является переход к смешанной системе пенсионного обеспечения, важное место в которой занимают негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе и в дополнение к государственной пенсионной системе. Нельзя противопоставлять одно другому, интересы ПФУ не пересекаются с интересами различных структур НПФ, их деятельность не противоречит и не ущемляет интересы друг друга, т.к. институты негосударственного пенсионного страхования работают на рынке дополнительного пенсионного обеспечения.

В систему негосударственного пенсионного обеспечения входят:

· Страховые компании.

· Пенсионные фонды (кассы) предприятий.

· Независимые пенсионные фонды.

· Личные пенсионные счета в банках.

· Другие организации, осуществляющие добровольное пенсионное обеспечение в рамках действующего законодательства.

Предприятиям разрешено за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, создавать ПФ для увеличения пенсий их работникам. Решения о введении дополнительного пенсионного обеспечения предусматриваются в коллективных договорах между работодателем и представителями трудового коллектива.

НПФ функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения и действуют на основе Закона «О негосударственных пенсионных фондах» от 9.07.2003 г.

Учредителями НПФ могут быть предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения.

Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. НПФ не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов НПФ осуществляют специализированные компании по управлению активами НПФ, взаимоотношения которых с НПФ строятся на основании договора об управлении активами НПФ. Указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов НПФ.

НПФ являются не только механизмом социальной защиты работающих граждан, но и играют важную макроэкономическую роль, аккумулируя значительные денежные сбережения для их последующего инвестирования.

В настоящий момент основной задачей участников рынка пенсионных услуг является его расширение и самоорганизация – создание благоприятных условий для инвестиций, расширение географических границ, введение новых услуг и пенсионных планов, привлечение большего числа компаний на этот рынок и популяризация идеи дополнительного пенсионного обеспечения.

В основе механизма негосударственного пенсионного обеспечения через НПФ лежат:

· принцип долгосрочного сбережения средств, поступающих на персональные счета граждан в виде их личных взносов и платежей работодателей;

· принцип капитализации взносов, т.е. получения доходов от инвестирования активов в НПФ.

Организация НПФ предполагает создание нового юридического лица. Первые НПФ, созданные в соответствии с Законом Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении", начали свою деятельность в начале 2005 года.

Негосударственный пенсионный фонд – это финансовое учреждение нового типа, деятельность которого базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений. Фонд привлекает пенсионные взносы физических и юридических лиц, инвестирует средства с целью их защиты от инфляции и приумножения, а позже осуществляет пенсионные выплаты за счет накопленных пенсионных активов.

Негосударственный пенсионный фонд определяется Законом Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" как неприбыльная организация, цель создания которой:

· Накопление средств участников фонда для дальнейшего инвестирования с целью получения дохода в пользу участников этих фондов.

· Совершение выплат за счет пенсионных активов в соответствии с договорами о выплате пенсий участников фонда, которые получили право на пенсионную выплату.

Негосударственное пенсионное обеспечение является для НПФ исключительным видом деятельности. НПФ не имеет собственных работников и должностных лиц. Контроль за текущей деятельностью пенсионного фонда и решение основных вопросов его работы осуществляется Советом Фонда. Компания по управлению пенсионными активами и администратор действуют от имени НПФ, в интересах участников НПФ на основании договора.

Негосударственные пенсионные фонды бывают трех видов: корпоративные, профессиональные и открытые.

· корпоративный пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, учредителем которого является юридическое лицо-работодатель или несколько юридических лиц-работодателей и к которому могут присоединяться работодатели-плательщики. Участниками этого фонда могут быть исключительно физические лица, состоящие (состоявшие) в трудовых отношениях с работодателями-учредителями и работодателями-плательщиками этого фонда;

· профессиональный пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, учредителем (учредителями) которого могут быть объединения юридических лиц-работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы (объединения профессиональных союзов), или физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий). Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в уставе фонда;

· Открытый фонд создается одним или несколькими юридическими лицами и является доступным для любых юридических и физических лиц как вкладчиков фонда.

В Правилах НПФ описывается несколько различных пенсионных схем, доступных вкладчикам и учитывающих зарубежный опыт.

Использование принципов индивидуальной капитализации или взаимного страхования, а также возможность наследования пенсионных накоплений и досрочного расторжения договоров дополнительного пенсионного обеспечения позволяют разделить пенсионные программы на три группы:

1- сберегательные пенсионные программы, работающие по накопительной схеме с возможностью досрочного расторжения договора и наследования пенс накоплений в случае смерти участника до окончания срока действия договора;

2- страховые пенсионные программы, работающие по схеме солидарной ответственности, без возможности досрочного расторжения договора и с перераспределением пенсионных накоплений между их участниками;

3- смешанные пенсионные программы, предусматривающие сберегательную схему на этапе накопления и страховую на этапе выплат.

Большинство НПФ предлагают схемы с установленными размерами взносов, в которых основной риск достаточного пенсионного обеспечения лежит на вкладчиках. Фонды, применяющие эту схему, строят свою деятельность следующим образом. Работодатель отчисляет в ПФ за каждого работника определенную сумму, которая учитывается на персональном счете каждого участника, на который распределяется и инвестиционный доход. Когда работник, участвующий в схеме с установленными размерами взносов, прекращает трудовую деятельность и уходит на пенсию, он имеет право получать выплаты в форме пенсии или выплаты накопленной суммы по частям.

Схемы с установленными размерами взносов имеют несколько разновидностей:

· самой распространенной является денежно-накопительная. Работодатель делает регулярные отчисления в фонд в определенном проценте от размера зарплаты работника. Работодатель может установить, чтобы каждый работник также делал отчисление в фонд. Обычно отчисления составляют 2-15% от зарплаты.

· Система выплат, основанная на участии в прибыли. При этой схеме работодатель определяет размер выплат, исходя из прибыли, т.к. ежегодные выплаты работникам в денежной форме или акциями в конце финансового года облагаются налогом на доход получателя, то применяется другая форма. Работодатель имеет право осуществить отложенные выплаты данного вида. В этом случае он передает средства, причитающиеся работнику, в денежной форме или акциями в НПФ, который будет осуществлять выплаты работнику. В таких схемах взносы и выплаты по ним облагаются по льготной налоговой ставке.

Гораздо реже НПФ предлагают схемы с установленными размерами выплат, т.к. основной риск таких схем приходится на НПФ или работодателя. В мировой практике существуют следующие типы таких схем:

· С установлением твердого размера выплат за каждый период (год, месяц, квартал), в течение которых вносились платежи в НПФ, например, 1000 долларов в месяц за каждый год участия в фонде.

· Размер выплат рассчитывается на основании комбинации двух факторов – страхового стажа и среднего заработка за этот период. Размер выплат определяется как произведение размера средней заработной платы, количества лет участия в фонде и определенного коэффициента возмещения – цены одного года страхового стажа в процентах к заработку.

· Третий тип основан на принципах второго, но при этом средняя заработная плата рассчитывается не за весь период, а за последние несколько лет.

Для успешного развития негосударственного пенсионного обеспечения, прежде всего, должна быть реализована реформа пенсионной системы, которая заключается в создании структуры системы пенсионного обеспечения. Ее третий уровень представлен негосударственными пенсиями.

Негосударственное пенсионное обеспечение должно охватывать профессиональные пенсионные системы (пенсии от предприятий), реализующееся через корпоративные ПФ, и частные пенсионные системы, осуществляемые через открытые ПФ, работающие непосредственно с населением.

Одним из важнейших направлений в развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения должно стать формирование профессиональных пенсионных программ. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – сейчас многие предприятия создают для своих работников корпоративные ПФ (например Луккойл).

Финансирование профессиональных фондов и программ необходимо осуществлять за счет взносов работодателей и работников. Таким предприятиям следует предоставлять налоговые льготы, предусмотреть механизм перевода пенсионных прав в случае увольнения до приобретения права на пенсию, определить основы инвестиционной политики.

9.2.Страховые медицинские компании.

Закон Украины «О страховании» от 4.10.2001 г. регулирует отношения между страховыми организациями и гражданами, заключившими с ними договор о пенсионном обеспечении. В соответствии с законом, объектами страхования могут быть имущественные интересы, связанные с пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица.

Согласно Закону «О страховании» страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение – лицензию на право заниматься медицинским страхованием.

Страховые медицинские компании являются самостоятельными хозяйствующими субъектами с любыми предусмотренными законом формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом. Они могут иметь статус как коммерческих, так и некоммерческих организаций (например, обществ взаимного страхования).

Медицинское страхование осуществляется на основе договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Украины.

Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым, последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованным лицам медицинскую помощь определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования.

Страховые медицинские компании не входят в систему здравоохранения. Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских компаний, но они могут владеть их акциями. Суммарная доля акций, принадлежащих органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям по закону не должна превышать 10% общего пакета акций страховых медицинских компаний.

Страховые медицинские компании вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование, но не вправе осуществлять иные виды страховой деятельности.

Страховые медицинские компании для обеспечения устойчивости страховой деятельности создают резервные фонды. Страховые резервы негосударственных страховых медицинских компаний по обязательному медицинскому страхованию формируются из полученных страховых платежей в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Временно свободные средства резервов оплаты медицинских услуг могут размещаться в банковских депозитах и инвестироваться в высоколиквидные государственные ценные бумаги.

По окончании отчетного периода определяются финансовые результаты проведения обязательного медицинского страхования путем сопоставления доходов и расходов.

К доходам по обязательному медицинскому страхованию относятся:

· Страховые платежи, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования;

· Суммы возврата из резерва оплаты медицинских услуг и запасного резерва;

· Другие доходы, связанные с проведением обязательного медицинского страхования.

К расходам по обязательному медицинскому страхованию относятся:

· Оплата медицинских услуг на основании предъявленных медицинскими учреждениями документов;

· Отчисления в резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию;

· Отчисления в фонд оплаты труда работников страховой медицинской компании по нормативу, установленному территориальным ФОМС;

· Расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию;

· Прочие расходы, в т.ч. связанные с инвестированием средств резервов.

Сумма превышения доходов над расходами направляется на пополнение резерва в порядке и размерах устанавливаемых территориальным ФОМС, кроме сэкономленных средств на ведение дела, которые являются доходом страховой медицинской компании.

Источником покрытия расходов по оплате медицинских услуг, превышающих средства, предназначенные на эти цели, являются доходы, полученные от инвестирования средств резервов. Доходы, полученные от инвестирования средств резервов, в случае их неиспользования на покрытие расходов по оплате медицинских услуг направляются на пополнение соответствующих резервов по установленным нормативам, а оставшиеся средства являются доходом страховой медицинской компании. Учет операций и определение финансовых результатов по обязательному медицинскому страхованию осуществляются отдельно от добровольного медицинского страхования.

Страховая медицинская компания заключает договоры добровольного медицинского страхования со страхователями и медицинскими учреждениями. При этом, застрахованным гражданам гарантируется медицинская помощь в объемах и сроки, определенных договором. Медицинские учреждения, осуществляющие свою деятельность на основании договоров со страховой медицинской компанией, получают соответствующую плату за оказание застрахованным медпомощи и иных услуг.

В страховой медицинской организации, занимающейся добровольным медицинским страхованием населения, образуются резервные фонды по видам страхования за счет вложения от 15 до 20% средств, полученных по договорам добровольного медицинского страхования. Соотношение собственных и привлеченных финансовых ресурсов не может быть более чем 1:20.

Финансовые средства страховой медицинской организации по добровольному страхованию учитываются по следующим направлениям:

· страховые взносы;

· оплата медицинской помощи и иных услуг, предусмотренных договорами страхования, выплата возвратных сумм;

· пополнение и расходование резервных фондов;

· доходы от использования временно свободных финансовых средств;

· остатки страховых фондов и их расходование;

· формирование прибыли.

Доходы, полученные от использования временно свободных средств резервных фондов направляются на:

· пополнение фондов добровольного медицинского страхования;

· улучшение материально-технической базы медицинских учреждений и страховых организаций, участвующих в выполнении программ добровольного медицинского страхования;

· экономическое стимулирование работников и другие цели, связанные с развитием добровольного медицинского страхования.

Страховая медицинская организация в установленном порядке ежегодно предоставляет органам государственного управления и страхователям информацию о постатейном балансе доходов и расходов с отражением использования страховых фондов, о результатах финансовой деятельности.

Для обеспечения финансовой устойчивости страховой медицинской организации необходима инвестиционная деятельность. Она может осуществляться в различных формах, разрешенных законодательством. Финансовой основой для ее реализации служат средства уставного фонда и временно свободные средства страховых и резервных фондов страховой медицинской организации.

Анализ совокупности проблем инвестиционной деятельности негосударственной медицинской страховой организации предваряется рассмотрением методических основ расчета страхового тарифа, которые определяются как сущностью страхования, так и методом ведения страхового дела – коммерческим расчетом.

Тариф-брутто состоит из нетто-ставки и нагрузки. Величина нетто-ставки должна быть достаточной для того, чтобы исчисленные на ее основе платежи составили страховой фонд, гарантирующий выполнение финансовых обязательств страховщика. Т.к. вероятность ожидаемых рисков и убыточность страховой суммы различны в разных регионах и отраслях, размер нетто-ставки должен быть дифференцирован. Методика расчета нетто-ставки достаточно хорошо отработана, при этом используется теория вероятности, математическая статистика и т.д.

Нагрузка тарифа складывается под влиянием коммерческого метода ведения хозяйства, отражая его особенности в страховании. Действующая методика расчета нагрузки построена на определении фактически сложившегося удельного веса расходов страховой медицинской организации на организацию страх деятельности в общей сумме поступивших страховых платежей.

Методика расчета расходов на ведение дела основана на изучении сложившегося удельного веса этих расходов по отношению к нетто-ставке и их динамике. При нормальной организации работы количество заключенных договоров должно расти более высокими темпами, чем сумма расходов на ведение дела. Следовательно, доля этого элемента в тарифной ставке должна снижаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: