Социальные аспекты качества
В начале 50-х годов американский социолог Д. Макгрегор сформулировал два подхода, на которых базируется организация труда и, соответственно, организация управления качеством.
Первый подход основан на следующих постулатах:
- труд – есть товар, который при необходимости покупается как любой другой товар;
- мало рабочих хочет работать творчески, осуществляя самоконтроль;
- работа неприятна для большинства людей, и они стремятся по возможности ее избежать. При этом, то что люди получают за работу важнее, чем само удовлетворение от работы;
- на рабочего за качество труда можно воздействовать через систему штрафов и вознаграждений.
Второй подход прямо противоположен:
- рабочий – есть главное богатство предприятия;
- работа сама по себе является потенциальным источником удовлетворения человека, если он добивается определенных успехов;
- большинство рабочих рассматриваться как желающие осуществлять самоконтроль;
- предполагается, что у рабочих есть внутреннее стремление к высокому качеству и получению удовлетворению от труда;
|
|
- задача руководителя создать условия, при которых рабочий может осмысленно работать.
Традиционно «трудовые отношения» представляли как процесс, вход которого — это штат сотрудников, а выход измерялся в терминах:
- производительность;
- достижение результатов при минимальных ресурсах;
- преданность;
- поддержка ценностей компании;
- низкий процент прогулов;
- низкая текучесть кадров и т. д.;
- удовлетворение работой: положительное соотношение между вкладом нанятого работника и тем, что он должен получить в качестве награды за свои усилия.
Экономическая политика всегда рассматривала компанию в роли работодателя (заказчика), а служащего — в роли производителя (поставщика). В то же время в центре внимания договора между индивидуальным служащим и организацией находится право на рабочее место. При этом регламентировались:
- производственные факторы социальных взаимоотношений;
- изменение статуса произведенной ценности, которая в результате действия договора переходит от служащего в собственность компании.