Темы для контрольной работы

Раздел 9.

Раздел 8.

Раздел 7.

Раздел 6.

Раздел 5.

Раздел 4.

Раздел 3.

Разделы 1-2.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Образовательные технологии

Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 0,25 зачетные единицы, (8 часов) – 4 часа лекций, 4 часа практических занятий + 80 часов самостоятельной работы. Данный курс читается во втором семестре. Форма инспекции знаний студентов-заочников –контрольная работа и зачёт в третьем семестре.

№ п/п Раздел дисциплины Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего
  Введение. Древнерусская литература – начальный этап развития русской литературы.          
  Летописание как один из первых видов литературного творчества. «Повесть временных лет».          
  Идейный смысл и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».          
  Повести о монголо-татарском нашествии на Русь.          
  Московская литература XIV – XV вв. Памятники Куликовского цикла.          
  Особенности развития областной литературы XIV – XV вв. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Повесть о Петре и Февронии».          
  Литература XVII в. Историко-бытовые повести второй половины XVII в.: проблематика и поэтика.          
  «Житие» протопопа Аввакума.          
  Творчество Симеона Полоцкого.          

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, контрольная работа.

Учёт результатов обучения по данной дисциплине ведётся с использованием технологии «Портфолио».

В рамках учебного курса предусматриваются экскурсии в художественный музей, работа в архиве, встречи с учащимися и преподавателями зарубежных вузов.

Ответить на вопросы в письменной форме:

– В чём состоит отличие древнерусских летописей от византийских хроник?

– Определите принципы летописного повествования и укажите основные различия между ними, приведите 1-2 примера из «Повести временных лет».

Напишите эссе «Монументально-исторический стиль «Повести временных лет» (на примере анализа двух-трех летописных рассказов).

Ответить на вопросы:

– В чём смысл литературной полемики в начале «Слова о полку Игореве» и каково значение этого спора для уяснения гуманистической мысли автора?

– В чём состоит жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве».

Напишите эссе на темы:

• «Особенности композиции «Слова о полку Игореве».

• «Образ Бояна и других поэтов в «Слове о полку Игореве».

Ответить на вопросы:

– Что такое «промежуточный стиль» в «Житии Александра Невского»?

– к какому периоду истории русской литературы XI – XVII веков относится процесс размывания жанровых перегородок в произведениях на военную тему и в чём он состоит? (приведите 1-2 примера);

– В чём заключается жанровое своеобразие «Повести о разорении Рязани Батыем»?

– Можно ли определить мотивы «Слова о полку Игореве» в «Слове о погибели Русской земли»? Приведите аргументы в пользу Ваших доводов.

Напишите эссе на темы:

• «Образ князя Александра в «Житии Александра Невского»;

• «Образы защитников Рязани в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Ответить на вопросы:

– В каких фрагментах «Сказания о Мамаевом побоище» определяется мотив жертвенного братолюбия?

– В каких эпизодах «Сказания о Мамаевом побоище» проявляются мотивы «Жития Александра Невского»?

Напишите эссе на темы:

• «Образ Дмитрия Донского в «Сказании о Мамаевом побоище»;

• «Агиографические мотивы в «Сказании о Мамаевом побоище» и патриотическая мысль автора».

Напишите эссе на темы:

• «Мотивы «Слова о полку Игореве» в «Задонщине»;

• История научных споров о первичности «Задонщины» и вторичности «Слова о полку Игореве».

Ответить на вопросы:

– Чем отличается «Хождение за три моря» от традиционных в древнерусской литературе паломнических хождений?

– В каком фрагменте «Хождения за три моря» наиболее ярко изображена красочная природа и богатая архитектура Индии?

– В каком фрагменте «Хождения за три моря» наиболее ярко выражена гуманистическая мысль автора о толерантном отношении к народам, культурам, конфессиям?

Напишите эссе на темы:

• «Образ Афанасия Никитина в «Хождении за три моря»;

• «Гуманизм автора в изображении быта и культуры народов Индии в «Хождении за три моря».

Ответить на вопросы:

– В чём отличие сюжета «Повести о Петре и Февронии» от известных Вам русских народных сказок? Содержательность этого отличия в определении жанрового своеобразия произведения.

– В каких эпизодах «Повести о Петре и Февронии» проявляется демократическая мысль автора?

– В чём заключается гуманистическая мысль автора «Повести о Петре и Февронии»?

Напишите эссе на темы:

• «Образ мудрой девы в «Повести о Петре и Февронии»;

• Гуманистическая мысль автора в «Повести о Петре и Февронии».

Ответить на вопросы:

– В каких фрагментах «Повести о Горе-Злочастье» наиболее ярко проявляется тема отцов и детей?

– В каком эпизоде «Повести о Горе-Злочастье» добрый молодец впервые совершает своевольный поступок вопреки добрым наставлениям родителей и что за этим следует?

– В каких фрагментах «Повести о Горе-Злочастье» определяются мотивы «Слова о полку Игореве»?

Напишите эссе на темы (по выбору):

• «Мотив «двойничества» в «Повести о Горе-Злочастье»;

• Тема отцов и детей в «Повести о Горе-Злочастье».

Ответить на вопросы:

– В чём проявляется историзм «Повести о Савве Грудцыне»?

– Определите основные черты «романного» стиля в «Повести о Савве Грудцыне».

– В чём состоит отличие религиозно-дидактической легенды от сюжета «Повести о Савве Грудцыне»?

– В каком фрагменте «Повести о Савве Грудцыне» определяются мотивы «Хождения за три моря» Афанасия Никитина?

Напишите эссе на темы (по выбору):

• «Жанровое и стилистическое своеобразие «Повести о Савве Грудцыне»;

• «Мысль «семейная» в «Повести о Савве Грудцыне».

Ответить на вопросы:

– В чём причины развития индивидуального начала в русской литературе XVII века?

– В чём состоит новаторство жанрового мышления Аввакума (на примере его «Жития…»)?

– Какую позицию занимал Аввакум в спорах с Симеоном Полоцким и его последователями о церковнославянском и разговорном русском языках?

Напишите эссе на одну из тем:

• «Образ автора в «Житии протопопа Аввакума…»»;

• «Традиция и новаторство «Житии протопопа Аввакума».

Ответить на вопросы:

– Перечислите основные темы сборника С. Полоцкого «Вертоград Многоцветный»;

– В чём заключается основная мысль автора сборника «Рифмологион»?

– В чём заключалась реформа стихосложения, предложенная С. Полоцким?

– Определите основные темы виршевой поэзии С. Полоцкого, назовите поэтов-виршевиков его времени.

Напишите эссе на темы:

• «Отношение С. Полоцкого к проблеме отцов и детей в «Комидии притчи о блудном сыне»;

• «Нравственно-дидактическая проблематика виршей С. Полоцкого».

1. Система образов «Слова о полку Игореве».

2. Своеобразие жанра и стиля «Слова о полку Игореве».

3. Проблема воспитания молодого поколения в «Повести о Горе-Злочастии».

4. «Повесть о Савве Грудцыне» как опыт создания романа.

5. Своеобразие летописного повествования в «Повести временных лет». Классификация летописных рассказов.

6. Жанр повести о княжеских преступлениях в структуре «Повести временных лет»

7. История древнейшего летописания.

8. Жанровое своеобразие «Жития» Аввакума.

9. Языковые и стилистические особенности «Жития» Аввакума/

10. Идейно-художественное своеобразие сатирических посадских повестей XVII века («Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная»).

11. «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла.

12. Жанровое и стилистическое своеобразие «Повести о Петре и Февронии». Гуманистический пафос произведения.

13. Черты подражательности «Слову о полку Игореве» в «Задонщине».

14. Образ русской земли в «Слове о полку Игореве».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: