Показатели прибыли характеризуют абсолютный эффект финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для объективной оценки конечных результатов деятельности, возможности сравнительного анализа определяют относительный показатель прибыли, который называют рентабельностью.
Показатели рентабельности:
1) общая рентабельность предприятия;
2) рентабельность реализованной продукции;
3) рентабельность отдельного вида продукции;
4) рентабельность активов.
Общая рентабельность (Rобщ) – это отношение балансовой прибыли (БП) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов () и нормируемых оборотных средств () или к средней стоимости производственных фондов (), т.е. (в коэффициентах или процентах). Показатель характеризует размер прибыли на 1 рубль стоимости производственных фондов. Если Rобщ. >1, то предприятие считается рентабельным, если Rобщ.<1 – убыточным, если Rобщ.=1 – безубыточным.
Рентабельность продукции (R) – это отношение прибыли от реализации товарной продукции (П) к полной себестоимости реализованной продукции (Szq), т.е. . Этот показатель отражает прирост средств, которые получены в изучаемом периоде в результате эффективности текущих затрат.
Рентабельность отдельного вида продукции – отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации: .
Рентабельность активов - частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. всех затраченных средств вне зависимости от источников их формирования.
11 Тема: Статистика цен