ЭКОНОМИКА предприятия
Фирма — юридически самостоятельная предпринимательская единица. Современная фирма состоит из нескольких предприятий. В случае, если фирма состоит из одного предприятия, термины «предприятие» и «фирма» совпадают и обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
По отношению к входящим в ее состав производственным единицам фирма — орган предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.
Фирмы различаются между собой по многим характеристикам. По этим характеристикам и ведется классификация фирм.
Основные признаки классификации фирм:
- отраслевая и предметная специализации;
- структура производства;
- мощность производственного потенциала (размер фирмы).
Одним из главных признаков классификации фирм до недавнего времени считались отраслевые отличия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании фирмы четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) она предназначена.
|
|
На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство фирм имеют межотраслевую структуру. По структуре производства фирмы делятся на:
- узкоспециализированные;
- многопрофильные;
- комбинированные.
Группировка фирм по мощности производственного потенциала (размеру фирмы) получила наиболее широкое распространение. Чаще всего фирмы делятся на три группы:
- малые;
- средние;
- крупные.
При отнесении фирм к одной из указанных групп используются следующие показатели:
- численность персонала;
- стоимостный объем продукции;
- стоимость средств производства.
Важнейшие задачи действующей фирмы — это:
• получение дохода владельцем фирмы;
• обеспечение потребителей продукцией фирмы;
• обеспечение персонала фирмы заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
• создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях фирмы;
• охрана окружающей среды: земли, воздушного, водного бассейнов;
• предотвращение сбоев в работе фирмы (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства).
Задачи фирмы определяются:
- интересами владельца;
- размерами капитала;
- ситуацией внутри фирмы;
- внешней средой.
Право постановки задачи перед персоналом фирмы остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры). Владелец не только обладает правом, но и вынужден формировать и ставить задачи перед коллективом фирмы, в противном случае вместо него это сделает кто-то другой.