- это переуступка поставщиком долговых требований КБ-ку или факторинговой компании, осуществляющей эти операции. Факторинговые операции являются разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента.
Коммерческий кредит – это товарный кредит. 1988г. – «Конвенция о международном факторинге».
Операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум 2 из 4 признаков:
1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
2) ведение БУ поставщика, прежде всего в части реализации;
3) инкассирование его задолженности;
4) страхование поставщика от кредитного риска.
В России факторинговые операции лицензируются. Ими, как правило, занимаются КБ или их дочерние фирмы.
Факторинг может быть открытый (конвенциональный) и закрытый (конфиденциальный). При открытом факторинге – дебитор уведомляется об участии банка в сделке, а при закрытом факторинге – не уведомляется.
Факторинг с правом регресса – клиент несёт ответственность за гашение долговых обязательств кредиторам.
|
|
Факторинг без права регресса – кредитный риск полностью ложится на банк.
Факторинг позволяет управлять своей ликвидностью, пополнять оборотные средства. Для банка преимущество в том, что факторинг – это более доходная операция, чем кредит.
Договор факторинга содержит:
1) условия совершения операции;
2) предельные суммы по операциям факторинга и порядок оплаты требований к банку;
3) размер и порядок определения комиссионного вознаграждения;
4) условия расторжения факторингового договора;
5) ответственность КБ и ответственность клиента.
Предельная сумма по операциям факторинга устанавливается 3-мя методами или их комбинациями:
Þ определение возобновляемых лимитов кредитования;
Þ определение лимита по отдельным сделкам, также по отдельным дебиторам;
Þ определение ежемесячных лимитов отгрузки.
Стоимость факторингового вознаграждения включает в себя:
- оплату за обслуживание (% от суммы долговых требований, обычно 2-3%);
- плату за предоставленный кредит, определяемый за период от зачисления банком средств клиенту за переданные долговые требования и датой поступления средств от дебитора. % - ты за кредит обычно выше средних рыночных ставок;
- может быть комиссионное вознаграждение.
Частным вариантом факторинга является форфейтинг – кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортёра векселей, акцептованных экспортёром.
3) Аккредитив - это денежный документ, которым один банк поручает другому банку провести за счет депонированных для этой цели средств оплату материальных ценностей и услуг или выплатить наличные деньги.
|
|
Аккредитивы могут быть:
- денежные;
- документарные;
- отзывные;
- безотзывные;
- подтвержденные;
- неподтвержденные.
Безотзывной аккредитив - это твердое обязательство банка-эмитента произвести платежи либо акцептовать или купить переводные векселя, выставленные бенефициаром при предоставлении банку коммерческих документов, предусмотренных условиями аккредитива.
Отзывной аккредитив - предполагает, что покупатель имеет право отозвать аккредитив в течение срока его выставления.
Безотзывной неподтвержденный аккредитив - предполагает, что банк продавца лишь информирует его об открытии аккредитива, но не подтверждает его, т.е. не выдает гарантию оплаты. Ответственность по аккредитиву несет банк покупателя.
Безотзывной подтвержденный аккредитив - предполагает, что банк покупателя переводит депонированную сумму в банк продавца, который подтверждает аккредитив и гарантирует его оплату.
Аккредитивы, как правило, все срочные (в уведомлении есть срок). Банк проверяет достоверность документов об отгрузке.
Денежный аккредитив - это именной документ, адресованный банком-эмитентом своему отделению или другому банку, содержащий поручение о выплате денег предъявителю в течение определенного срока при соблюдении указанных в аккредитиве условий.
Документарный аккредитив - это аккредитив, используемый в расчетах между продавцом и покупателем во внутреннем или международном торговом обороте (может быть почтовым, телеграфным, электронным).
Переводной аккредитив - используется, если продавец не производит все элементы продаваемого товара, а приобретает их у субпоставщиков. При переводе аккредитива могут быть изменены сумма, сроки и требуемые документы, но в пределах суммы и срока исходного аккредитива.
Аккредитив "back-to-back", используемый преимущественно в США, предполагает выставление продавцом собственного аккредитива против аккредитива покупателя, при этом покупатель может быть не осведомлен об открытии аккредитива "back-to-back".
Разовый аккредитив - это разовое обязательство банка произвести по поручению и за счет клиента платежи определенному лицу на определенных условиях в пределах депонированной суммы.
Револьверный аккредитив - это аккредитив, автоматически возобновляемый на ранее оговоренных условиях после использования первоначальной суммы. Используется при длительной поставке серии товаров.
4. Прочие операции и услуги:
- трастовые операции;
- операции, связанные с расчётно-кассовым обслуживанием клиента;
- агентские операции;
- выдача поручительств и гарантий;
- операции с драгметаллами;
- консультационные операции;
- прочие операции.
Доверительные (трастовые) операции – осуществляются банком по поручению клиента на правах доверенного лица и, как правило, связаны с управлением имуществом и иной собственностью доверителя.
Цели осуществления КБ-ми трастовых операций:
1. Получение дополнительного дохода (комиссионные);
2. Получение контроля за крупными пакетами акций предприятий и крупными суммами денежных средств.
3. Для преодоления ограничений в инвестиционной деятельности.
Три основные категории трастовых услуг для физических лиц:
1. Управление наследством;
2. Управление имуществом по доверенности или в связи с опекой;
3. Агентские услуги.
Управление наследством по доверенности частных лиц предполагает выполнение банком –ряда обязанностей, основные из которых заключаются в том, чтобы в соответствии с письменным завещанием или по распоряжению суда собрать и обезопасить активы наследства, уплатить административные расходы, долги и налоги, распределить имущество между наследниками и оказать личные услуги членам семьи.
|
|
Управление имуществом по доверенности или в связи с опекой предполагает передачу имущества (активов) банку, который будет им владеть и распоряжаться в интересах доверителя. При этом банк может хранить, инвестировать, распоряжаться основной суммой и доходами в соответствии с условиями соглашения.
Агентские услуги выполняют трастовые отделы банков и включают в себя управление собственностью, сохранение и распоряжение активами, юридическое обслуживание, обслуживание выпусков ценных бумаг.
Банк может осуществлять временное управление компанией в случае ее санации (финансовое оздоровление).
Объем доверительных операций и получаемые банком в связи с этим доходы должны быть соотнесены с расходами КБ на осуществление трастовых операций.
Прочие услуги КБ достаточно разнообразны и включают в себя широкий спектр от консультаций и аналитических обзоров до разработки ТЭО и бизнес-планов. Конкретный перечень прочих фин. услуг будет рассмотрен нами на примере конкретного КБ.
Тема №8: КБ И СИСТЕМА БАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ.
Денежный оборот - это совокупность платежей, которые производятся путем безналичных перечислений и наличными деньгами.
Основные принципы организации денежного оборота:
· Все организации обязаны хранить денежные средства на банковских счетах. Остатки наличных средств в кассе должны быть в пределах установленного лимита.
· Денежные расчеты между предприятиями производятся преимущественно путем безналичных перечислений. Лимит оплаты наличными деньгами на 1 сделку - 10000 рублей.
· Платежи осуществляются банками в соответствии с документацией определенного образца, предоставляемой клиентами.
Система банковских расчетов основана на системе банковских счетов клиентов и расчетно-денежной документации. В соответствии с правовым статусом клиента банк открывает следующие счета:
Расчетный счет - это основной счет предприятия, используемый во всех видах операций.
|
|
Текущий счет - открывается клиентам, не имеющим право иметь расчетный счет (филиалы, представительства, территориально удаленные подразделения). По нему могут проводиться практически все операции.
Бюджетные счета - открываются в банках для учета операций по кассовому исполнению бюджетов различных уровней. Подразделяются на:
- доходные счета;
- расходные счета;
- текущие счета местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Ссудные счета - открываются клиенту банка, которому предоставлен кредит. Подразделяются на:
- простой;
- специальный;
- контокоррентный.
Депозитные счета - открываются клиенту для хранения его средств в течение определенного времени.
Коммерческие банки открывают корреспондентские счета в РКЦ ЦБ РФ. Кроме того банки открывают корсчета в других банковских учреждениях для достижения следующих целей:
§ Более эффективное расчетное обслуживание клиентов;
§ Обслуживание межбанковских операций, займов и операций с ценными бумагами;
§ Обслуживание собственной административно-хозяйственной деятельности.
Корсчета бывают:
Лоро - открывается другим банком в нашем банке (для нас это пассив).
Ностро - открывается нами в другом банке (для нас это актив).
Безналичные расчеты реализуются через следующие расчетные документы:
1. платежное поручение;
2. платежное требование-поручение;
3. чеки;
4. аккредитив.
Безналичные операции подразделяются:
- товарные (встречное движение стоимости);
- нетоварные (сделка носит финансовый характер – ссуда);
- по способу платежа:
1. перечислением денежных средств со счетов плательщика на счета покупателя;
2. зачетом взаимных требований плательщика и покупателя с перечислением сальдо или бульдо.
3. гарантированный платеж получателю, осуществляется банком самостоятельно либо из средств специально созданного депозита.
Виды платежа:
- полный платеж;
- платежи частичными суммами;
- платежи по сальдо взаимных требований.
Основные принципы безналичного расчета:
1. Банк распоряжается средствами клиента с его счета только по приказу клиента.
2. Формы расчета клиент выбирает самостоятельно.
3. Взаимоотношения банка и клиента определяются договором (банк отвечает за своевременность).
4. Очередность платежей по счетам клиента определяется им самостоятельно с учетом действующего законодательства.
Платежное поручение – требование владельца счета к банку произвести безналичный платеж в определенной сумме с определенным основанием по указанным реквизитам; используется при любых расчетных операциях клиента.
Платежное требование-поручение - требование поставщика к покупателю произвести платеж по договору на основании предоставленных расчетных и отгрузочных документов(требуется дополнительный акцепт).
Расчеты чеками – владелец счета дает письменное распоряжение плательщику(банку, выписавшему чеки) произвести платеж чекодержателю.
Аккредитив - именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в банке указанную в ней сумму.
Все расчеты между предприятиями делятся на 4 группы:
1. Между предприятиями, имеющими счета в одном банке.
2. Расчеты между прпедприятиями, имеющими счета в банках, обслуживающихся в одном РКЦ.
3. Расчеты между предприятиями, имеющими счета в разных городах.
4. Международные расчеты.
Расчеты отличаются между собой по срокам, документообороту.
Клиринг - система организации безналичных платежей между банками посредством зачета взаимных требований и перечисления остатка (может использоваться внутридневной овердрафт).
Типовой перечень документов, требуемых КБ-ом, необходимых для открытия р/сч:
- Заявление;
- Устав;
- учредительный договор;
- свидетельство о регистрации;
- справка из налоговой инспекции на открытие счёта;
- справка о постановке на учёт в ПФ, ФМС, ФСС, ФЗ;
- приказ о назначении директора и главного бухгалтера;
- карточка образцов подписей (нотариально заверенная).
Тема №9: КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КБ.
Кассовые активы – совокупность денежных и приравненных к ним средств в активе банка.
Для приёма, выдачи и хранения денег и других ценностей в учреждениях банков создаются операционные кассы:
- приходные;
- расходные;
- приходно-расходные;
- вечерние;
- разменные;
- кассы по пересчёту денежных средств;
- кассы по продаже чеков.
Кассовые узлы имеют характ-ки, определённые ЦБ. Контроль за выполнением требований осуществляет местный отдел ЦБ.
Кассы создаются с целью:
- обеспечивать чёткое обслуживание предприятий и граждан наличными денежными средствами;
- организовывать надлежащее хранение денежных средств;
- предупреждать хищение и злоупотребление денежными средствами.
Приём денежных средств осуществляется следующим образом:
- клиент заполняет объявление на взнос наличных денег;
- получает квитанцию о приёме денежных средств при передаче денег;
- кассир заполняет приходно-кассовый ордер, на котором учитываются деньги.
В случае инкассации деньги упаковываются в сумку вместе с препроводительной ведомостью и сумка пломбируется. Инкассатор получает накладную и расписывается в ведомости, которая остаётся у сдатчика.
В случае, если деньги поступают по окончании операционного дня, они приходуются в вечернюю кассу, которая работает только в режиме прихода. Все остальные кассы работают в течение операционного дня.
В конце операционного дня старший кассир сверяет все приходные и расходные операции, проводит их учёт и выводит сальдовые остатки на следующий день.
При расходных операциях кассир обязан:
§ проверить наличие подписей должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия;
§ сличить их с образцами;
§ проверить сумму цифрами и прописью;
§ удостоверить личность получателя;
§ сопоставить № контрольной марки или талона с № чека;
§ приклеить марку к талону;
§ подписать расходный документ и выдать деньги.
Кассир несёт полную материальную ответственность.
Для КБ и организаций устанавливается лимит остатка кассы. Для КБ устанавливается минимальный размер остатка кассы (он идёт вычетом из суммы обязательных резервов).
Для установления лимита учитываются следующие требования:
- обеспечение своевременного удовлетворения потребности клиентов в наличных деньгах;
- соблюдение объёма кассовых оборотов в банковских учреждениях;
- обеспечение необходимых условий перевода денежных средств между банком и РКЦ
Кассовый оборот – оборот наличных денег, поступающих в кассы банка и их расходование.
Прогноз кассового оборота состоит из 3 частей:
- приходный оборот;
- расходный оборот;
- эмиссионный результат.
Для предприятий банк устанавливает лимит остатка кассы. Для предприятий, не имеющих задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с банком расходовать деньги из выручки.
При проверке соблюдения кассовой дисциплины контролируется:
- ведение кассовой книги и оформление приходных кассовых документов;
- полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке;
- целевое использование наличных денег, полученных в банке;
- расходование наличных денег из кассы;
- соблюдение лимита остатка кассы;
- соблюдение лимита расчёта наличными деньгами между юридическими лицами (стандартно – 10000 руб.).
Тема №10: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КБ.
Под инвестициями с точки зрения активных операций КБ-ов понимаются долгосрочные вложения денежных средств в ценные бумаги предприятий и госучреждений.
Отличия кредитов от инвестиций как активных операций КБ:
1) Кредиты предполагают использование заёмщиком денежных средств в течение относительно небольшого времени с возвратом в установленный срок с установленным процентом. Срок инвестиционного вложения и доходность не фиксированы.
2) При кредитовании инициатором сделки выступает заёмщик, при инвестиционном вложении – это банк.
3) При кредитовании возникают прямые взаимоотношения «банк-заёмщик». При осуществлении инвестиционной сделки взаимоотношения банка и должника, как правило, опосредованы через рынок ценных бумаг.
Основные факторы, определяющие инвестиционную деятельность КБ: доходность и ликвидность.
Доходность инвестиционной деятельности КБ зависит от следующих факторов:
Ø общие макроэкономические тенденции;
Ø наличие отлаженной инфраструктуры финансового рынка (РКЦ, биржи, клиринговые палаты, компьютерная связь и т.д.);
Ø наличие проработанной нормативной базы;
Ø наличие в обращении достаточного количества ценных бумаг разных эмитентов, включая государство, субъектов федерации и т.д.;
Ø наличие высококвалифицированных специалистов.
Доходность отдельных видов и классов ценных бумаг зависит от следующих факторов:
q учётная ставка ЦБ;
q динамика и колебание валютных курсов;
q процентные ставки по кредитам и депозитам.
Инвестиционные средства в ликвидной форме ценных бумаг – это активы банка, которые должны обеспечить его ликвидность.
Противоречие между ликвидностью и доходностью определяет инвестиционный риск. С одной стороне, банк заинтересован в более высоком доходе на инвестиционные средства, что предполагает увеличение срока вложения и уменьшение его ликвидности. С другой стороны, банк заинтересован в поддержании своей ликвидности, что предполагает менее длительный срок вложения и меньшую доходность.
Золотое правило инвестиций: доход от вложения в ценные бумаги прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради получения желаемого дохода.
При осуществлении инвестиционной деятельности выделяются следующие риски:
Кредитный риск – связан с уменьшением финансовых возможностей эмитента ценных бумаг.
Рыночный риск – обусловлен возможностью непредвиденных изменений на рынке ценных бумаг и в целом в экономике. Ценность отдельных видов ценных бумаг в качестве объектов инвестиционных вложений может быть частично утрачена, что приводит к возможности больших потерь при их продаже.
Риск – вероятность неблагоприятного события. Основной способ регулирования риска инвестиционных вложений - диверсификация вложений.
Как правило, банк письменно оговаривает инвестиционную политику - это деятельность КБ в лице их руководителей, соизмеримая со степенью риска, основанная на нормативных актах и направленная на проведение активных операций с ценными бумагами с целью обеспечения доходности и ликвидности банковских средств в целом.
Инвестиционная политика определяет инвестиционную стратегию банка, которая разделяется на 2 типа:
- пассивная стратегия;
- агрессивная стратегия – направлена на максимальное использование благоприятных возможностей рынка.
2 метода пассивной стратегии:
- метод лестницы – равномерное распределение инвестиций между выпусками ценных бумаг разной срочности;
- метод штанги – концентрация инвестиций в ценные бумаги полярной срочности.
Агрессивной политики придерживаются крупные банки, имеющие большой процент ценных бумаг данной категории и стремятся к максимизации дохода. Использование агрессивной стратегии требует наличия значительных финансовых средств, квалифицированной аналитической службы и доступа к оперативной финансовой информации.
К числу методов агрессивной стратегии относятся:
- метод «манипуляция кривой доходности»;
- операция «своп» (SWOP) с ценными бумагами.
Манипуляции кривой доходности направлены на то, чтобы использовать в интересах банках будущее изменение рыночной ставки процента.
Операции «своп» заключаются в обмене одних ценных бумаг на другие в ожидании изменения их курсовой стоимости. Операции «своп» основаны на появлении на рынке недооценённых или переоценённых ценных бумаг.
Тема №11: БАНКОВСКИЕ РИСКИ.
В практике банковской деятельности выделяются следующие виды рисков:
- кредитный риск;
- риск несбалансированной ликвидности;
- риск изменения процентных ставок;
- валютный риск;
- страховой риск;
Кредитный риск – риск неплатежа по банковской ссуде. Он делится на:
- риск злоупотреблений (наиболее распространён);
- риск по иностранным кредитам;
- риск по внутренним кредитам и ценным бумагам.
Рисковый случай – когда риск реализуется. Рисковое событие – создаются предпосылки для реализации риска.
50% банкротств банков СЩА приходится на реализацию рисков злоупотреблений. Как правило, это выдача директорами «дружеских» кредитов друзьям, родственникам, деловым партнёрам без необходимого обеспечения. Риск по иностранным кредитам был реализован в России с точки зрения иностранных банков в 1998 году.
Типы рисков несбалансированной ликвидности:
1) Активы банка находятся в чрезмерно ликвидной форме, что обуславливает их низкую доходность (взяли кредит и положили в сейф).
2) Активы банка находятся в менее ликвидной форме, чем обязательства банка. Вследствие чего невозможна быстрая конверсия финансовых ресурсов в наличную форму для расчётов по обязательствам (взяли кредит, разместили в долгосрочный кредит на 1 год, возврат кредита – через полгода).
С точки зрения риска несбалансированной ликвидности выделяются:
Внутренняя ликвидность – обеспечиваемая теми активами, в которые банк разместил свои средства.
Внешняя ликвидность – обеспечиваемая политикой банка по вторичной трансформации одних активов в другие.
Риску изменения процентных ставок особенно подвержены долгосрочные активы банка и активы с фиксированной ставкой дохода. Особенно рискованна для банков ситуация резкого уменьшения процентных ставок в течение длительного времени: активы становятся менее доходными быстрее, чем удаётся увеличить процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц в силу инерционности ожиданий клиентов.
Валютный риск – риск неблагоприятного изменения курса валют, в которых номинированы те или иные активы банка.
Страховой риск подразделяется на:
- риск по гарантийным операциям банка;
- риск по форвардным и фьючерсным сделкам.
Форвардная сделка – обязательна к исполнению.
Фьючерсная сделка – необязательна к исполнению.
Управление риском - это целенаправленные действия по ограничению или уменьшению риска в системе экономических отношений.
Учет риска включает в себя три основные позиции:
- выявление последствий деятельности банка и иных экономических субъектов в ситуации риска;
- умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;
- разработка и осуществление превентивных мер, нейтрализующих или компенсирующих возможные негативные последствия предпринимаемых действий.
Система управления в ситуациях риска содержит следующие основные элементы:
1. Выявление и сопоставление в альтернативных вариантах риска, допущение риска в пределах социально приемлимого уровня.
2. Разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска.
3. Создание ситуационных планов.
4. Подготовка и принятие нормативных актов, способствующих реализации избранной альтернативы.
5. Учет психологического восприятия рискованных решений и программ.
Следует учитывать неоднородную оценку людьми фактического риска, на что влияет расхождение между объективно существующей величиной риска (статистика) и ее субъективным восприятием (степень доступности информации по данному вопросу и методы подачи информации, а также отсрочка возможных отрицательных последствий).
Процесс управления риском разбивается на 7 этапов:
1.) Определение цели. (Например, эта цель может включать поддержание стабильной и прибыльной работы банка, достижение определенного места на некоторых сегментах банковских услуг и др.).
2.) Выяснение риска. (Выражается в осознании риска хозяйствующим субъектом или индивидом).
3.) Оценка риска. (Определение его серьезности с позиций вероятности и величины возможного ущерба).
4.) Выбор методов управления риском:
- упразднение – попытка упразднения риска (не курить, не летать на самолете, не выдавать кредит, не выпускать продукцию, использование которой может быть небезопасным и т.д.);
- предотвращение потерь и контроль – исключение случайностей и контроль за ограничениями риска (например, хеджирование, мониторинг исполнения кредитного договора и сделок заемщика, для исполнения которых он кредитовался);
- страхование;
- поглощение - признание ущерба риска без распределения его посредством страхования (во-первых, самострахование, во-вторых, достаточно малые риски (падение метеорита), либо катастрофические события (ядерная война).
5.) Применение выбранного метода.
6.) Оценка результатов. (Вопросы обратной связи, точной информации, качественной оценки и отлаженности управления риском как процесса).
7.) Внесение необходимых управленческих корректив. (Возобновление процесса с первого этапа).
Тема №12: БАЛАНС КБ.
Баланс КБ – это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлечённых средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.
Отличия от обычного баланса:
1) Он составляется на каждый день.
2) План счетов КБ в большей степени унифицирован, чем план счетов предприятий и организаций.
3) Баланс КБ более детализирован.
Основные принципы составления баланса:
- операции группируются по экономически однородным признакам;
- актив формируется с понижающейся ликвидностью;
- пассив формируется с увеличиващейся степенью ликвидности.
Счета подразделяются:
· балансовые (активные, пассивные, активно-пассивные);
· внебалансовые.
Баланс КБ характеризуется низким удельным весом материальных статей и высоким удельным весом привлечённых средств.
При группировке статей баланса с учётом степени ликвидности выделяются активы:
§ кассовые активы (наличность, средства на корсчетах, резервы в ЦБ – 10%);
§ вложения в гос. ценные бумаги;
§ кредиты, выданные юридическим и физическим лицам, вложения в ценные бумаги;
§ капиталовложения;
§ просроченная и сомнительная дебиторская задолженность.
Группировка статей баланса с точки зрения экономической сущности:
§ операции с клиентурой;
§ межбанковские операции;
§ прочие банковские операции, включая инвестиционную деятельность и другие виды услуг.
Для анализа деятельности КБ используются следующие бухгалтерские документы:
§ баланс КБ;
§ отчёт о прибылях и убытках;
§ внебалансовый отчёт;
§ отчёт об изменениях собственных средств банка;
§ пояснительная записка по тем или иным аспектам БУ.
В отчёте о прибылях и убытках в доходной части выделяются:
· доходы от операционной деятельности КБ;
· проценты по ссудам;
· доходы от эмиссий;
· доходы от побочной деятельности банка.
В отчёте о прибылях и убытках в расходной части выделяются:
· проценты по депозитам;
· расходы по вознаграждениям и комиссиям;
· потери по выданным ссудам и авансам;
· расходы в связи с обесценением ценных бумаг;
· общие и прочие расходыю
После группировки доходов и расходов показывается финансовый результат деятельности банка.
Отчёт об изменениях собственных средств банка включает в себя:
- изменение уставного капитала банка;
- нераспределённая прибыль;
- законная переоценка основных средств.
Внебалансовый отчёт отражает операции по внебалансовым счетам. Пояснительные записки комментируют неясные аспекты БУ.
Принципы составления баланса КБ и отражения в нём текущей деятельности банка:
Ø непрерывность деятельности;
Ø постоянство правил БУ;
Ø осторожность (активы и пассивы должны быть отражены в отчётах разумно с достаточной степенью осторожности и в соответствии с данными о текущих доходах и всех известных расходах и обязательствах);
Ø наращивание доходов и расходов (внутри года доходы и расходы отражаются накопительным итогом);
Ø раздельное отражение активов и пассивов (активно-пассивный счёт отражается и по активу и по пассиву);
Ø незыблемость входящего баланса;
Ø приоритет содержания над формой;
Ø существенность (в балансе и отчётности должна отражаться вся информация, полезная для руководителей и внешних пользователей при принятии управленческих решений);
Ø открытость;
Ø консолидация (КБ обязан составлять консолидированный баланс, включающий в себя балансы филиалов и учитывающий особенности структуры).
Балансовые счета бывают:
- 1 порядка;
- 2 порядка.
Все счета делятся на разделы:
1) Балансовые счета (по разделам):
§ капиталы и фонды;
§ денежные средства и драгметаллы;
§ межбанковские операции;
§ операции с эмитентами;
§ операции с ценными бумагами;
§ средства и имущество;
§ результаты деятельности;
2) Счета доверительного управления.
3) Внебалансовые счета (по разделам):
§ неоплаченный уставный капитал кредитной организации;
§ ценные бумаги;
§ расчётные операции и документы;
§ кредитные и лизинговые операции;
§ задолженность, выписанная и вынесенная за баланс;
§ источники финансирования кап. вложений;
§ срочные операции;
§ счета «депо».
Критерии, виды и методы анализа банковского баланса:
Объект анализа – вся деятельность банка.
Субъект анализа - либо сам КБ, либо сторонние экономические субъекты (внешний анализ).
Исходя из периодичности проведения анализа, выделяется:
- ежедневный;
- ежемесячный;
- ежеквартальный;
- ежегодный.
Исходя из целей и характера анализа, выделяется:
- предварительный анализ;
- оперативный анализ;
- итоговый анализ;
- перспективный анализ.
Функциональный анализ – исследование специализаций и эффективности работы банка с выделением функциональных областей и направлений работ.
Структурный анализ – производится по видам банковских операций и включает в себя определение состава и удельного веса активных и пассивных операций, а также доходов и расходов.
Для выделения взаимосвязей между разными группами и разделами баланса используется метод расчёта аналитических коэффициентов:
Коэффициенты определения ликвидности:
1) (кассовые активы и гос. ценные бумаги) / (депозиты)
2) (выданные кредиты) / (депозиты)
Выделяется группа коэффициентов, соотносящих собственные средства с различными статьями активов и пассивов. Выделяются коэффициенты, определяющие удельный вес тех или иных статей актива или пассива баланса к валюте баланса. Выделяются коэффициенты, отражающие соотношения различных статей актива и пассива между собой. При различных целях анализа применяется различный набор расчитываемых коэффициентов.
Операционно-стоимостной анализ в банке заключается в определении рентабельности отдельных банковских операций по видам деятельности и центрам ответственности.
Специфика операционно-стоимостного и функционально-стоимостного анализа в банке – отдельный комментарий.
Все виды расходов учитываются в разрезе центров ответственности и относятся на разные виды активных банковских операций:
1) прямые расходы (з/п. учётно-операционных работников, амортизация используемой офисной техники и недвижимого имущества, канцелярские расходы)
2) косвенные расходы (общехозяйственные расходы, разносимые пропорционально з/п центров ответственности, либо пропорционально затрачиваемому рабочему времени)
Операционно-стоимостной анализ позволяет определить стандартную стоимость различных банковских операций. Выработанные таким образом стоимостные нормы позволяют производить анализ различных вариантов банковской политики.
Тема №13: ЛИКВИДНОСТЬ КБ.
Ликвидность – возможность превращения активных статей баланса в деньги для оплаты обязательств по пассивам.
Исторически споры о том, каким образом банк должен поддерживать ликвидность тесным образом пересекались со спорами о роли и функциях банков в рыночной экономике. На протяжении XX века сформировались следующие два основных направления теории ликвидности:
1) актив банка должен определяться характером пассивных операций;
2) ликвидность банка определяется не столько возможностью истребования долгов, сколько возможностью перемещения активных статей баланса в пользу других банков.
Факторы и изменения, которые влияют на ликвидность:
- программно-целевые события (экономическая политика государства, etc);
- случайные события (забастовки, форс-мажор, военные конфликты, неординарные действия политиков, etc);
- сезонные изменения;
- циклические изменения (обусловлены подъёмом, либо спадом деловой активности предпринимателей);
- долговременные колебания (охватывают несколько экономических циклов и являются результатом таких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережении, инфляционных процессах, демографии, научно-техническом прогрессе, etc).
Степень ликвидности КБ является функцией больших чисел и зависит от большого количества факторов. На динамику изменения ликвидности КБ воздействуют 3 основных фактора:
1) приобретение или утрата средств в связи с увеличением или уменьшением вкладов;
2) приобретение или утрата средств в связи с ростом или сокращением кредитов и инвестиций;
3) увеличение или уменьшение величины обязательных резервов вследствие роста или сокращения вкладов.
Теория управления банковской ликвидностью:
Существует 2 подхода к банковской ликвидности:
1) структура активов банка должна точно соответствовать структуре его пассивов;
2) второй подход основывается на реальном несоответствии структуры активов и пассивов баланса и подразделяется на:
- теорию управления активами;
- теорию управления пассивами;
Теория управления активами основывается на 3-х основных утверждениях:
- КБ может сохранить свою ликвидность, если его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые заёмщиком;
- КБ может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать другим инвесторам за наличные деньги;
- ликвидность КБ можно планировать, если в основу графика платежей погашения кредитов положить будущие расходы заёмщика.
Следовательно, на банковскую ликвидность можно влиять, изменяя структуру средств погашения кредитов или инвестиций.
По степени снижения уровня ликвидности активов:
- первичные резервы;
- вторичные резервы.
С одной стороны, задача банка – минимизировать активы, не приносящие доход; с другой – обеспечить достаточный уровень ликвидности. С этой точки зрения наиболее опасны резкие скачки конъюнктуры и резкий отзыв депозитов, особенно постоянных депозитов.
Минимальный размер кассовой наличности и резервов на счетах в РКЦ ЦБ РФ регулируется нормативными документами.
Теория управления пассивами: основывается на суждениях:
- КБ может решать проблему ликвидности путём привлечения денежных средств на рынке;
- КБ может обеспечить себе ликвидность, используя управляемые пассивы, то есть привлекая денежные средства в нужной сумме в нужное время (пример Þ перевод почти всех вкладов в Сбербанк в сентябре-октябре 1998 года);
Управляя активами и пассивами, КБ вынуждены балансировать между прибыльностью, ликвидностью и платёжеспособностью – показателями, которые соответствуют их целям и содержанию их деятельности.
Основные депозиты – депозиты, осуществляемые основной (базовой) клиентурой банка, а также постоянная часть сберегательных вкладов населения.
Основные критерии оценки ликвидности банка:
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Тема №14: Бюджетный процесс в коммерческом банке.
Бюджетный процесс КБ – это совокупность норм, процедур и правил, регламентирующих планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль исполнения, подведение итогов и их утверждение и анализ финансовых планов в КБ.
Выделяются три основных формы финансовых планов:
· Бюджет движения денежных средств;
· Бюджет доходов и расходов;
· Бюджет балансового листа.
Все формы финансовых планов осуществляются в единой системе показателей, в основу которой ложатся счета баланса КБ.
Финансовые планы составляются дифференцировано по подразделениям, являющимися центрами финансовой ответственности, а также раскрываются по отдельным направлениям деятельности.
Периодичность составления бюджета КБ – 5 лет, 1 год, квартал, месяц.
Этапы бюджетного процесса КБ
I. Процедура составления бюджета
На основании анализа финансового положения банка, стратегии его развития и существующих приоритетов составляются предварительные оценочные показатели бюджета (остатки по счетам, расходы по депозитам и т.д.). Предварительную разработку оценочных показателей осуществляет планово-экономическая служба, после чего они сообщаются подразделениям. Подразделения, в соответствии со структурой финансовых планов и значениями оценочных показателей формируют и обосновывают свои плановые цифры. В каждом подразделении назначается ответственное лицо за участие в бюджетном процессе. В целом в банке создается бюджетный комитет, состав которого входят члены правление и сотрудники планово-экономической службы. Планово-экономическая служба по согласованию с бюджетным комитетом формирует предварительный проект бюджетных планов, согласовывая и уточняя отдельные цифры с подразделениями и руководством банка. После этого бюджетные планы рассматриваются и утверждаются бюджетным комитетом.
Составление, рассмотрение и утверждение бюджета должны происходить до начала бюджетного периода. Краткосрочные бюджеты должны согласовываться с более долгосрочными бюджетами.
II. Исполнение бюджета
При этом принципиальным моментом является наличие управленческой процедуры, управленческих решений, принимаемых согласованно с бюджетным планом и мониторинга текущих результатов исполнения бюджетных планов.
При наличии отклонения от плановых цифр необходимо:
Ø на основе фактического анализа определить их причины;
Ø оценить значимость отклонений;
Ø принять решения по поводу этих отклонений.
Варианты решений:
¨ В случае положительных отклонений – корреляция планов или ничего не делать (если это не тенденция, а случайность);
¨ В случае негативных отклонений – устранить внутренние причины или изменить плановые показатели или ничего (если случайность).
III. Подведение итогов
Составляются план-фактные отчеты и проводится их анализ. Утверждение отчетов осуществляется бюджетным комитетом. На основе утвержденного отчета принимаются решения о последующих бюджетных планах, о внутренней и внешней политике банка. Анализ отчетов позволяет выявить тенденции развития банка, его сильные и слабые стороны и учесть эти данные в процессе стратегического планирования.
Бюджетный процесс длится:
o примерно 1/2 года до принятия бюджета (подготовка);
o 1 год исполнения;
o примерно 3 месяца после исполнения (подведение итогов).
Тема №15: Банковский маркетинг, банковское позиционирование и конкуренция.
Банковский маркетинг – это совокупность отношений, процессов и процедур, возникающих в КБ и его окружении при планировании, формировании и реализации его системного продукта (операций и услуг).
Специфика банковского маркетинга обусловлена двумя основными положениями:
1. Отношения банк - внешняя среда. Системный продукт банка формируется как на входе, так и на выходе КБ как открытой системы.
2. Отношения банк - внутренняя среда. В КБ существует зона ядра, и зона буфера. При этом буфер на входе и на выходе должен быть построен в соответствие с предоставлением системного продукта и унифицирован в соответствие с маркетинговой политикой КБ.
Ядро – это область организации как открытой системы, функционирующая в режиме закрытой подсистемы и обеспечивающая стандартные технологические процессы.
Буфер – это совокупность областей организации как открытой системы, работающих в режиме полузакрытых подсистем переменного входа - постоянного выхода или постоянного входа - переменного выхода, а также областей, работающих в режиме открытой подсистемы.
Функциональные подразделения КБ работают в рамках ядра или буфера, что определяет требования к их деятельности.
Маркетинговая политика КБ – это процесс выявления потенциала своего позиционирования и способов его реализации.
Это включает в себя:
¨ выявление и оценку собственных сильных и слабых сторон, ключевых компетенций способностей по удовлетворению определенных потребностей клиентов;
¨ выявление и максимально четкое описание потенциальных клиентов, нуждающихся в удовлетворении потребностей, в отношении которых КБ компетентен;
¨ разработка проектов банковских продуктов;
¨ продвижение банковских продуктов и завершение позиционирования: выбор информационных каналов, построение внутренней организационной структуры (в составе буфера), обеспечение и поддержка постоянных отношений с клиентами (качественное выполнение стандартных операций, т.е. работа ядра), мониторинг потребностей клиента и своевременная реакция на них, а также поддержка постоянных коммуникаций).
¨ анализ результатов и коррекция маркетинговой политики КБ.
Тема №16: банки в составе финансово-промышленных и аффелированных групп: роли и специфика деятельности.
Существует три основных способа организации деятельности банка с точки зрения его взаимоотношений с субъектами внешней среды:
1. КБ как отдельный и полностью самостоятельный субъект;
2. КБ как элемент аффелированной группы;
3. КБ как элемент финансово-промышленной группы.
КБ как элемент аффелированной группы.
Это наличие группы несвязанных между собой бизнесов, объединенных полностью или частично единым капиталом (100%, 75%, 51%, 25%).
Специфика работы КБ:
û стратегия и тактика КБ корректируется на стратегию и тактику других участников аффелированной группы;
û банк выступает в качестве ядра финансовых потоков аффелированной группы;
û возникает ситуация упрощения процедур использования банковских продуктов.
КБ как элемент финансово-промышленной группы (ФПГ):
Это устойчивое объединение предприятий промышленности, производства, инфраструктуры и финансовых организаций (в т.ч. банков), имеющих единую миссию и согласованную стратегию, превалирующие над миссией и стратегией элементов этой группы, (в т.ч. и банка).
Специфика работы КБ:
û миссия и стратегия КБ формируется в соответствие с миссией и стратегией всей ФПГ;
û КБ является центром финансовых потоков, инвестиций и в целом бюджетного процесса ФПГ;
û КБ в своей деятельности смещает акценты на обслуживание членов ФПГ и их интересы;
û при осуществлении кредитных операций с членами ФПГ активно используются доверительные кредиты и бланковые векселя;
û характер отношений срочности, платности и возвратности частично заменяется отношениями участия в общем бизнесе ФПГ.
КБ в ФПГ может иметь две основные роли:
- структурообразующий элемент (ядро холдинга);
- в качестве основного инфраструктурного элемента (в части финансов).
«Плюсы» участия КБ в ФПГ:
ª снижение доли и значения банковских рисков;
ª собственный капитал ФПГ и возможность отвечать по обязательствам превышает банковский капитал, что повышает возможности банка;
ª банк работает в ситуации большей определенности и имеет стабильную маркетинговую политику.
«Минусы» участия КБ в ФПГ:
— реализация предпринимательских рисков ФПГ автоматически влияет на состояние банка;
— рост специализации банка и его ориентация на внутренние проблемы ФПГ снижает его рыночные возможности;
— более низкие темпы роста КБ по отношению к росту самой ФПГ.
Тема №17. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела
• Вследствие геополитических изменений в ряде мусульманских государств началось становление исламской банковской системы
• Исламский банк оперирует в отсутствии процентных отношений, используя основанные на исламских принципах инструменты
• Рабочими средствами являются беспроцентные счета – текущий, инвестиционный, кредитный
Сегодня мусульмане составляют примерно 20-25% мирового населения, и их численность быстро увеличивается. Мусульманские страны стремятся перестроить общепринятые системы (как в частном, так и государственном секторах) в исламские. Одним из направлений этой деятельности является экономическая и финансовая реорганизация существующих систем на основе исламских принципов отрицания процентных отношений. Сердцевину процесса составляет исламское банковское дело.