Факторинговые операции

- это переуступка поставщиком долговых требований КБ-ку или факторинговой компании, осуществляющей эти операции. Факторинговые операции являются разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента.

Коммерческий кредит – это товарный кредит. 1988г. – «Конвенция о международном факторинге».

Операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум 2 из 4 признаков:

1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2) ведение БУ поставщика, прежде всего в части реализации;

3) инкассирование его задолженности;

4) страхование поставщика от кредитного риска.

В России факторинговые операции лицензируются. Ими, как правило, занимаются КБ или их дочерние фирмы.

Факторинг может быть открытый (конвенциональный) и закрытый (конфиденциальный). При открытом факторинге – дебитор уведомляется об участии банка в сделке, а при закрытом факторинге – не уведомляется.

Факторинг с правом регресса – клиент несёт ответственность за гашение долговых обязательств кредиторам.

Факторинг без права регресса – кредитный риск полностью ложится на банк.

Факторинг позволяет управлять своей ликвидностью, пополнять оборотные средства. Для банка преимущество в том, что факторинг – это более доходная операция, чем кредит.

Договор факторинга содержит:

1) условия совершения операции;

2) предельные суммы по операциям факторинга и порядок оплаты требований к банку;

3) размер и порядок определения комиссионного вознаграждения;

4) условия расторжения факторингового договора;

5) ответственность КБ и ответственность клиента.

Предельная сумма по операциям факторинга устанавливается 3-мя методами или их комбинациями:

Þ определение возобновляемых лимитов кредитования;

Þ определение лимита по отдельным сделкам, также по отдельным дебиторам;

Þ определение ежемесячных лимитов отгрузки.

Стоимость факторингового вознаграждения включает в себя:

- оплату за обслуживание (% от суммы долговых требований, обычно 2-3%);

- плату за предоставленный кредит, определяемый за период от зачисления банком средств клиенту за переданные долговые требования и датой поступления средств от дебитора. % - ты за кредит обычно выше средних рыночных ставок;

- может быть комиссионное вознаграждение.

Частным вариантом факторинга является форфейтинг – кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортёра векселей, акцептованных экспортёром.

3) Аккредитив - это денежный документ, которым один банк поручает другому банку провести за счет депонированных для этой цели средств оплату материальных ценностей и услуг или выплатить наличные деньги.

Аккредитивы могут быть:


- денежные;

- документарные;

- отзывные;

- безотзывные;

- подтвержденные;

- неподтвержденные.


Безотзывной аккредитив - это твердое обязательство банка-эмитента произвести платежи либо акцептовать или купить переводные векселя, выставленные бенефициаром при предоставлении банку коммерческих документов, предусмотренных условиями аккредитива.

Отзывной аккредитив - предполагает, что покупатель имеет право отозвать аккредитив в течение срока его выставления.

Безотзывной неподтвержденный аккредитив - предполагает, что банк продавца лишь информирует его об открытии аккредитива, но не подтверждает его, т.е. не выдает гарантию оплаты. Ответственность по аккредитиву несет банк покупателя.

Безотзывной подтвержденный аккредитив - предполагает, что банк покупателя переводит депонированную сумму в банк продавца, который подтверждает аккредитив и гарантирует его оплату.

Аккредитивы, как правило, все срочные (в уведомлении есть срок). Банк проверяет достоверность документов об отгрузке.

Денежный аккредитив - это именной документ, адресованный банком-эмитентом своему отделению или другому банку, содержащий поручение о выплате денег предъявителю в течение определенного срока при соблюдении указанных в аккредитиве условий.

Документарный аккредитив - это аккредитив, используемый в расчетах между продавцом и покупателем во внутреннем или международном торговом обороте (может быть почтовым, телеграфным, электронным).

Переводной аккредитив - используется, если продавец не производит все элементы продаваемого товара, а приобретает их у субпоставщиков. При переводе аккредитива могут быть изменены сумма, сроки и требуемые документы, но в пределах суммы и срока исходного аккредитива.

Аккредитив "back-to-back", используемый преимущественно в США, предполагает выставление продавцом собственного аккредитива против аккредитива покупателя, при этом покупатель может быть не осведомлен об открытии аккредитива "back-to-back".

Разовый аккредитив - это разовое обязательство банка произвести по поручению и за счет клиента платежи определенному лицу на определенных условиях в пределах депонированной суммы.

Револьверный аккредитив - это аккредитив, автоматически возобновляемый на ранее оговоренных условиях после использования первоначальной суммы. Используется при длительной поставке серии товаров.

4. Прочие операции и услуги:


- трастовые операции;

- операции, связанные с расчётно-кассовым обслуживанием клиента;

- агентские операции;

- выдача поручительств и гарантий;

- операции с драгметаллами;

- консультационные операции;

- прочие операции.


Доверительные (трастовые) операции – осуществляются банком по поручению клиента на правах доверенного лица и, как правило, связаны с управлением имуществом и иной собственностью доверителя.

Цели осуществления КБ-ми трастовых операций:

1. Получение дополнительного дохода (комиссионные);

2. Получение контроля за крупными пакетами акций предприятий и крупными суммами денежных средств.

3. Для преодоления ограничений в инвестиционной деятельности.

Три основные категории трастовых услуг для физических лиц:

1. Управление наследством;

2. Управление имуществом по доверенности или в связи с опекой;

3. Агентские услуги.

Управление наследством по доверенности частных лиц предполагает выполнение банком –ряда обязанностей, основные из которых заключаются в том, чтобы в соответствии с письменным завещанием или по распоряжению суда собрать и обезопасить активы наследства, уплатить административные расходы, долги и налоги, распределить имущество между наследниками и оказать личные услуги членам семьи.

Управление имуществом по доверенности или в связи с опекой предполагает передачу имущества (активов) банку, который будет им владеть и распоряжаться в интересах доверителя. При этом банк может хранить, инвестировать, распоряжаться основной суммой и доходами в соответствии с условиями соглашения.

Агентские услуги выполняют трастовые отделы банков и включают в себя управление собственностью, сохранение и распоряжение активами, юридическое обслуживание, обслуживание выпусков ценных бумаг.

Банк может осуществлять временное управление компанией в случае ее санации (финансовое оздоровление).

Объем доверительных операций и получаемые банком в связи с этим доходы должны быть соотнесены с расходами КБ на осуществление трастовых операций.

Прочие услуги КБ достаточно разнообразны и включают в себя широкий спектр от консультаций и аналитических обзоров до разработки ТЭО и бизнес-планов. Конкретный перечень прочих фин. услуг будет рассмотрен нами на примере конкретного КБ.

Тема №8: КБ И СИСТЕМА БАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ.

Денежный оборот - это совокупность платежей, которые производятся путем безналичных перечислений и наличными деньгами.

Основные принципы организации денежного оборота:

· Все организации обязаны хранить денежные средства на банковских счетах. Остатки наличных средств в кассе должны быть в пределах установленного лимита.

· Денежные расчеты между предприятиями производятся преимущественно путем безналичных перечислений. Лимит оплаты наличными деньгами на 1 сделку - 10000 рублей.

· Платежи осуществляются банками в соответствии с документацией определенного образца, предоставляемой клиентами.

Система банковских расчетов основана на системе банковских счетов клиентов и расчетно-денежной документации. В соответствии с правовым статусом клиента банк открывает следующие счета:

Расчетный счет - это основной счет предприятия, используемый во всех видах операций.

Текущий счет - открывается клиентам, не имеющим право иметь расчетный счет (филиалы, представительства, территориально удаленные подразделения). По нему могут проводиться практически все операции.

Бюджетные счета - открываются в банках для учета операций по кассовому исполнению бюджетов различных уровней. Подразделяются на:


- доходные счета;

- расходные счета;

- текущие счета местных бюджетов и внебюджетных фондов.


Ссудные счета - открываются клиенту банка, которому предоставлен кредит. Подразделяются на:


- простой;

- специальный;

- контокоррентный.


Депозитные счета - открываются клиенту для хранения его средств в течение определенного времени.

Коммерческие банки открывают корреспондентские счета в РКЦ ЦБ РФ. Кроме того банки открывают корсчета в других банковских учреждениях для достижения следующих целей:

§ Более эффективное расчетное обслуживание клиентов;

§ Обслуживание межбанковских операций, займов и операций с ценными бумагами;

§ Обслуживание собственной административно-хозяйственной деятельности.

Корсчета бывают:

Лоро - открывается другим банком в нашем банке (для нас это пассив).

Ностро - открывается нами в другом банке (для нас это актив).

Безналичные расчеты реализуются через следующие расчетные документы:


1. платежное поручение;

2. платежное требование-поручение;

3. чеки;

4. аккредитив.


Безналичные операции подразделяются:

- товарные (встречное движение стоимости);

- нетоварные (сделка носит финансовый характер – ссуда);

- по способу платежа:

1. перечислением денежных средств со счетов плательщика на счета покупателя;

2. зачетом взаимных требований плательщика и покупателя с перечислением сальдо или бульдо.

3. гарантированный платеж получателю, осуществляется банком самостоятельно либо из средств специально созданного депозита.

Виды платежа:


- полный платеж;

- платежи частичными суммами;

- платежи по сальдо взаимных требований.


Основные принципы безналичного расчета:

1. Банк распоряжается средствами клиента с его счета только по приказу клиента.

2. Формы расчета клиент выбирает самостоятельно.

3. Взаимоотношения банка и клиента определяются договором (банк отвечает за своевременность).

4. Очередность платежей по счетам клиента определяется им самостоятельно с учетом действующего законодательства.

Платежное поручение – требование владельца счета к банку произвести безналичный платеж в определенной сумме с определенным основанием по указанным реквизитам; используется при любых расчетных операциях клиента.

Платежное требование-поручение - требование поставщика к покупателю произвести платеж по договору на основании предоставленных расчетных и отгрузочных документов(требуется дополнительный акцепт).

Расчеты чеками – владелец счета дает письменное распоряжение плательщику(банку, выписавшему чеки) произвести платеж чекодержателю.

Аккредитив - именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в банке указанную в ней сумму.

Все расчеты между предприятиями делятся на 4 группы:

1. Между предприятиями, имеющими счета в одном банке.

2. Расчеты между прпедприятиями, имеющими счета в банках, обслуживающихся в одном РКЦ.

3. Расчеты между предприятиями, имеющими счета в разных городах.

4. Международные расчеты.

Расчеты отличаются между собой по срокам, документообороту.

Клиринг - система организации безналичных платежей между банками посредством зачета взаимных требований и перечисления остатка (может использоваться внутридневной овердрафт).

Типовой перечень документов, требуемых КБ-ом, необходимых для открытия р/сч:


- Заявление;

- Устав;

- учредительный договор;

- свидетельство о регистрации;

- справка из налоговой инспекции на открытие счёта;

- справка о постановке на учёт в ПФ, ФМС, ФСС, ФЗ;

- приказ о назначении директора и главного бухгалтера;

- карточка образцов подписей (нотариально заверенная).


Тема №9: КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КБ.

Кассовые активы – совокупность денежных и приравненных к ним средств в активе банка.

Для приёма, выдачи и хранения денег и других ценностей в учреждениях банков создаются операционные кассы:


- приходные;

- расходные;

- приходно-расходные;

- вечерние;

- разменные;

- кассы по пересчёту денежных средств;

- кассы по продаже чеков.


Кассовые узлы имеют характ-ки, определённые ЦБ. Контроль за выполнением требований осуществляет местный отдел ЦБ.

Кассы создаются с целью:

- обеспечивать чёткое обслуживание предприятий и граждан наличными денежными средствами;

- организовывать надлежащее хранение денежных средств;

- предупреждать хищение и злоупотребление денежными средствами.

Приём денежных средств осуществляется следующим образом:

- клиент заполняет объявление на взнос наличных денег;

- получает квитанцию о приёме денежных средств при передаче денег;

- кассир заполняет приходно-кассовый ордер, на котором учитываются деньги.

В случае инкассации деньги упаковываются в сумку вместе с препроводительной ведомостью и сумка пломбируется. Инкассатор получает накладную и расписывается в ведомости, которая остаётся у сдатчика.

В случае, если деньги поступают по окончании операционного дня, они приходуются в вечернюю кассу, которая работает только в режиме прихода. Все остальные кассы работают в течение операционного дня.

В конце операционного дня старший кассир сверяет все приходные и расходные операции, проводит их учёт и выводит сальдовые остатки на следующий день.

При расходных операциях кассир обязан:


§ проверить наличие подписей должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия;

§ сличить их с образцами;

§ проверить сумму цифрами и прописью;

§ удостоверить личность получателя;

§ сопоставить № контрольной марки или талона с № чека;

§ приклеить марку к талону;

§ подписать расходный документ и выдать деньги.


Кассир несёт полную материальную ответственность.

Для КБ и организаций устанавливается лимит остатка кассы. Для КБ устанавливается минимальный размер остатка кассы (он идёт вычетом из суммы обязательных резервов).

Для установления лимита учитываются следующие требования:

- обеспечение своевременного удовлетворения потребности клиентов в наличных деньгах;

- соблюдение объёма кассовых оборотов в банковских учреждениях;

- обеспечение необходимых условий перевода денежных средств между банком и РКЦ

Кассовый оборот – оборот наличных денег, поступающих в кассы банка и их расходование.

Прогноз кассового оборота состоит из 3 частей:


- приходный оборот;

- расходный оборот;

- эмиссионный результат.


Для предприятий банк устанавливает лимит остатка кассы. Для предприятий, не имеющих задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с банком расходовать деньги из выручки.

При проверке соблюдения кассовой дисциплины контролируется:

- ведение кассовой книги и оформление приходных кассовых документов;

- полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке;

- целевое использование наличных денег, полученных в банке;

- расходование наличных денег из кассы;

- соблюдение лимита остатка кассы;

- соблюдение лимита расчёта наличными деньгами между юридическими лицами (стандартно – 10000 руб.).

Тема №10: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КБ.

Под инвестициями с точки зрения активных операций КБ-ов понимаются долгосрочные вложения денежных средств в ценные бумаги предприятий и госучреждений.

Отличия кредитов от инвестиций как активных операций КБ:

1) Кредиты предполагают использование заёмщиком денежных средств в течение относительно небольшого времени с возвратом в установленный срок с установленным процентом. Срок инвестиционного вложения и доходность не фиксированы.

2) При кредитовании инициатором сделки выступает заёмщик, при инвестиционном вложении – это банк.

3) При кредитовании возникают прямые взаимоотношения «банк-заёмщик». При осуществлении инвестиционной сделки взаимоотношения банка и должника, как правило, опосредованы через рынок ценных бумаг.

Основные факторы, определяющие инвестиционную деятельность КБ: доходность и ликвидность.

Доходность инвестиционной деятельности КБ зависит от следующих факторов:

Ø общие макроэкономические тенденции;

Ø наличие отлаженной инфраструктуры финансового рынка (РКЦ, биржи, клиринговые палаты, компьютерная связь и т.д.);

Ø наличие проработанной нормативной базы;

Ø наличие в обращении достаточного количества ценных бумаг разных эмитентов, включая государство, субъектов федерации и т.д.;

Ø наличие высококвалифицированных специалистов.

Доходность отдельных видов и классов ценных бумаг зависит от следующих факторов:


q учётная ставка ЦБ;

q динамика и колебание валютных курсов;

q процентные ставки по кредитам и депозитам.


Инвестиционные средства в ликвидной форме ценных бумаг – это активы банка, которые должны обеспечить его ликвидность.

Противоречие между ликвидностью и доходностью определяет инвестиционный риск. С одной стороне, банк заинтересован в более высоком доходе на инвестиционные средства, что предполагает увеличение срока вложения и уменьшение его ликвидности. С другой стороны, банк заинтересован в поддержании своей ликвидности, что предполагает менее длительный срок вложения и меньшую доходность.

Золотое правило инвестиций: доход от вложения в ценные бумаги прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради получения желаемого дохода.

При осуществлении инвестиционной деятельности выделяются следующие риски:

Кредитный риск – связан с уменьшением финансовых возможностей эмитента ценных бумаг.

Рыночный риск – обусловлен возможностью непредвиденных изменений на рынке ценных бумаг и в целом в экономике. Ценность отдельных видов ценных бумаг в качестве объектов инвестиционных вложений может быть частично утрачена, что приводит к возможности больших потерь при их продаже.

Риск – вероятность неблагоприятного события. Основной способ регулирования риска инвестиционных вложений - диверсификация вложений.

Как правило, банк письменно оговаривает инвестиционную политику - это деятельность КБ в лице их руководителей, соизмеримая со степенью риска, основанная на нормативных актах и направленная на проведение активных операций с ценными бумагами с целью обеспечения доходности и ликвидности банковских средств в целом.

Инвестиционная политика определяет инвестиционную стратегию банка, которая разделяется на 2 типа:

- пассивная стратегия;

- агрессивная стратегия – направлена на максимальное использование благоприятных возможностей рынка.

2 метода пассивной стратегии:

- метод лестницы – равномерное распределение инвестиций между выпусками ценных бумаг разной срочности;

- метод штанги – концентрация инвестиций в ценные бумаги полярной срочности.

Агрессивной политики придерживаются крупные банки, имеющие большой процент ценных бумаг данной категории и стремятся к максимизации дохода. Использование агрессивной стратегии требует наличия значительных финансовых средств, квалифицированной аналитической службы и доступа к оперативной финансовой информации.

К числу методов агрессивной стратегии относятся:


- метод «манипуляция кривой доходности»;

- операция «своп» (SWOP) с ценными бумагами.


Манипуляции кривой доходности направлены на то, чтобы использовать в интересах банках будущее изменение рыночной ставки процента.

Операции «своп» заключаются в обмене одних ценных бумаг на другие в ожидании изменения их курсовой стоимости. Операции «своп» основаны на появлении на рынке недооценённых или переоценённых ценных бумаг.

Тема №11: БАНКОВСКИЕ РИСКИ.

В практике банковской деятельности выделяются следующие виды рисков:


- кредитный риск;

- риск несбалансированной ликвидности;

- риск изменения процентных ставок;

- валютный риск;

- страховой риск;


Кредитный риск – риск неплатежа по банковской ссуде. Он делится на:

- риск злоупотреблений (наиболее распространён);

- риск по иностранным кредитам;

- риск по внутренним кредитам и ценным бумагам.

Рисковый случай – когда риск реализуется. Рисковое событие – создаются предпосылки для реализации риска.

50% банкротств банков СЩА приходится на реализацию рисков злоупотреблений. Как правило, это выдача директорами «дружеских» кредитов друзьям, родственникам, деловым партнёрам без необходимого обеспечения. Риск по иностранным кредитам был реализован в России с точки зрения иностранных банков в 1998 году.

Типы рисков несбалансированной ликвидности:

1) Активы банка находятся в чрезмерно ликвидной форме, что обуславливает их низкую доходность (взяли кредит и положили в сейф).

2) Активы банка находятся в менее ликвидной форме, чем обязательства банка. Вследствие чего невозможна быстрая конверсия финансовых ресурсов в наличную форму для расчётов по обязательствам (взяли кредит, разместили в долгосрочный кредит на 1 год, возврат кредита – через полгода).

С точки зрения риска несбалансированной ликвидности выделяются:

Внутренняя ликвидность – обеспечиваемая теми активами, в которые банк разместил свои средства.

Внешняя ликвидность – обеспечиваемая политикой банка по вторичной трансформации одних активов в другие.

Риску изменения процентных ставок особенно подвержены долгосрочные активы банка и активы с фиксированной ставкой дохода. Особенно рискованна для банков ситуация резкого уменьшения процентных ставок в течение длительного времени: активы становятся менее доходными быстрее, чем удаётся увеличить процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц в силу инерционности ожиданий клиентов.

Валютный риск – риск неблагоприятного изменения курса валют, в которых номинированы те или иные активы банка.

Страховой риск подразделяется на:

- риск по гарантийным операциям банка;

- риск по форвардным и фьючерсным сделкам.

Форвардная сделка – обязательна к исполнению.

Фьючерсная сделка – необязательна к исполнению.

Управление риском - это целенаправленные действия по ограничению или уменьшению риска в системе экономических отношений.

Учет риска включает в себя три основные позиции:

- выявление последствий деятельности банка и иных экономических субъектов в ситуации риска;

- умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;

- разработка и осуществление превентивных мер, нейтрализующих или компенсирующих возможные негативные последствия предпринимаемых действий.

Система управления в ситуациях риска содержит следующие основные элементы:

1. Выявление и сопоставление в альтернативных вариантах риска, допущение риска в пределах социально приемлимого уровня.

2. Разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска.

3. Создание ситуационных планов.

4. Подготовка и принятие нормативных актов, способствующих реализации избранной альтернативы.

5. Учет психологического восприятия рискованных решений и программ.

Следует учитывать неоднородную оценку людьми фактического риска, на что влияет расхождение между объективно существующей величиной риска (статистика) и ее субъективным восприятием (степень доступности информации по данному вопросу и методы подачи информации, а также отсрочка возможных отрицательных последствий).

Процесс управления риском разбивается на 7 этапов:

1.) Определение цели. (Например, эта цель может включать поддержание стабильной и прибыльной работы банка, достижение определенного места на некоторых сегментах банковских услуг и др.).

2.) Выяснение риска. (Выражается в осознании риска хозяйствующим субъектом или индивидом).

3.) Оценка риска. (Определение его серьезности с позиций вероятности и величины возможного ущерба).

4.) Выбор методов управления риском:

- упразднение – попытка упразднения риска (не курить, не летать на самолете, не выдавать кредит, не выпускать продукцию, использование которой может быть небезопасным и т.д.);

- предотвращение потерь и контроль – исключение случайностей и контроль за ограничениями риска (например, хеджирование, мониторинг исполнения кредитного договора и сделок заемщика, для исполнения которых он кредитовался);

- страхование;

- поглощение - признание ущерба риска без распределения его посредством страхования (во-первых, самострахование, во-вторых, достаточно малые риски (падение метеорита), либо катастрофические события (ядерная война).

5.) Применение выбранного метода.

6.) Оценка результатов. (Вопросы обратной связи, точной информации, качественной оценки и отлаженности управления риском как процесса).

7.) Внесение необходимых управленческих корректив. (Возобновление процесса с первого этапа).

Тема №12: БАЛАНС КБ.

Баланс КБ – это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлечённых средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.

Отличия от обычного баланса:

1) Он составляется на каждый день.

2) План счетов КБ в большей степени унифицирован, чем план счетов предприятий и организаций.

3) Баланс КБ более детализирован.

Основные принципы составления баланса:

- операции группируются по экономически однородным признакам;

- актив формируется с понижающейся ликвидностью;

- пассив формируется с увеличиващейся степенью ликвидности.

Счета подразделяются:

· балансовые (активные, пассивные, активно-пассивные);

· внебалансовые.

Баланс КБ характеризуется низким удельным весом материальных статей и высоким удельным весом привлечённых средств.

При группировке статей баланса с учётом степени ликвидности выделяются активы:

§ кассовые активы (наличность, средства на корсчетах, резервы в ЦБ – 10%);

§ вложения в гос. ценные бумаги;

§ кредиты, выданные юридическим и физическим лицам, вложения в ценные бумаги;

§ капиталовложения;

§ просроченная и сомнительная дебиторская задолженность.

Группировка статей баланса с точки зрения экономической сущности:

§ операции с клиентурой;

§ межбанковские операции;

§ прочие банковские операции, включая инвестиционную деятельность и другие виды услуг.

Для анализа деятельности КБ используются следующие бухгалтерские документы:


§ баланс КБ;

§ отчёт о прибылях и убытках;

§ внебалансовый отчёт;

§ отчёт об изменениях собственных средств банка;

§ пояснительная записка по тем или иным аспектам БУ.


В отчёте о прибылях и убытках в доходной части выделяются:


· доходы от операционной деятельности КБ;

· проценты по ссудам;

· доходы от эмиссий;

· доходы от побочной деятельности банка.


В отчёте о прибылях и убытках в расходной части выделяются:


· проценты по депозитам;

· расходы по вознаграждениям и комиссиям;

· потери по выданным ссудам и авансам;

· расходы в связи с обесценением ценных бумаг;

· общие и прочие расходыю


После группировки доходов и расходов показывается финансовый результат деятельности банка.

Отчёт об изменениях собственных средств банка включает в себя:


- изменение уставного капитала банка;

- нераспределённая прибыль;

- законная переоценка основных средств.


Внебалансовый отчёт отражает операции по внебалансовым счетам. Пояснительные записки комментируют неясные аспекты БУ.

Принципы составления баланса КБ и отражения в нём текущей деятельности банка:

Ø непрерывность деятельности;

Ø постоянство правил БУ;

Ø осторожность (активы и пассивы должны быть отражены в отчётах разумно с достаточной степенью осторожности и в соответствии с данными о текущих доходах и всех известных расходах и обязательствах);

Ø наращивание доходов и расходов (внутри года доходы и расходы отражаются накопительным итогом);

Ø раздельное отражение активов и пассивов (активно-пассивный счёт отражается и по активу и по пассиву);

Ø незыблемость входящего баланса;

Ø приоритет содержания над формой;

Ø существенность (в балансе и отчётности должна отражаться вся информация, полезная для руководителей и внешних пользователей при принятии управленческих решений);

Ø открытость;

Ø консолидация (КБ обязан составлять консолидированный баланс, включающий в себя балансы филиалов и учитывающий особенности структуры).

Балансовые счета бывают:

- 1 порядка;

- 2 порядка.

Все счета делятся на разделы:

1) Балансовые счета (по разделам):


§ капиталы и фонды;

§ денежные средства и драгметаллы;

§ межбанковские операции;

§ операции с эмитентами;

§ операции с ценными бумагами;

§ средства и имущество;

§ результаты деятельности;


2) Счета доверительного управления.

3) Внебалансовые счета (по разделам):


§ неоплаченный уставный капитал кредитной организации;

§ ценные бумаги;

§ расчётные операции и документы;

§ кредитные и лизинговые операции;

§ задолженность, выписанная и вынесенная за баланс;

§ источники финансирования кап. вложений;

§ срочные операции;

§ счета «депо».


Критерии, виды и методы анализа банковского баланса:

Объект анализа – вся деятельность банка.

Субъект анализа - либо сам КБ, либо сторонние экономические субъекты (внешний анализ).

Исходя из периодичности проведения анализа, выделяется:


- ежедневный;

- ежемесячный;

- ежеквартальный;

- ежегодный.


Исходя из целей и характера анализа, выделяется:


- предварительный анализ;

- оперативный анализ;

- итоговый анализ;

- перспективный анализ.


Функциональный анализ – исследование специализаций и эффективности работы банка с выделением функциональных областей и направлений работ.

Структурный анализ – производится по видам банковских операций и включает в себя определение состава и удельного веса активных и пассивных операций, а также доходов и расходов.

Для выделения взаимосвязей между разными группами и разделами баланса используется метод расчёта аналитических коэффициентов:

Коэффициенты определения ликвидности:

1) (кассовые активы и гос. ценные бумаги) / (депозиты)

2) (выданные кредиты) / (депозиты)

Выделяется группа коэффициентов, соотносящих собственные средства с различными статьями активов и пассивов. Выделяются коэффициенты, определяющие удельный вес тех или иных статей актива или пассива баланса к валюте баланса. Выделяются коэффициенты, отражающие соотношения различных статей актива и пассива между собой. При различных целях анализа применяется различный набор расчитываемых коэффициентов.

Операционно-стоимостной анализ в банке заключается в определении рентабельности отдельных банковских операций по видам деятельности и центрам ответственности.

Специфика операционно-стоимостного и функционально-стоимостного анализа в банке – отдельный комментарий.

Все виды расходов учитываются в разрезе центров ответственности и относятся на разные виды активных банковских операций:

1) прямые расходы (з/п. учётно-операционных работников, амортизация используемой офисной техники и недвижимого имущества, канцелярские расходы)

2) косвенные расходы (общехозяйственные расходы, разносимые пропорционально з/п центров ответственности, либо пропорционально затрачиваемому рабочему времени)

Операционно-стоимостной анализ позволяет определить стандартную стоимость различных банковских операций. Выработанные таким образом стоимостные нормы позволяют производить анализ различных вариантов банковской политики.

Тема №13: ЛИКВИДНОСТЬ КБ.

Ликвидность – возможность превращения активных статей баланса в деньги для оплаты обязательств по пассивам.

Исторически споры о том, каким образом банк должен поддерживать ликвидность тесным образом пересекались со спорами о роли и функциях банков в рыночной экономике. На протяжении XX века сформировались следующие два основных направления теории ликвидности:

1) актив банка должен определяться характером пассивных операций;

2) ликвидность банка определяется не столько возможностью истребования долгов, сколько возможностью перемещения активных статей баланса в пользу других банков.

Факторы и изменения, которые влияют на ликвидность:

- программно-целевые события (экономическая политика государства, etc);

- случайные события (забастовки, форс-мажор, военные конфликты, неординарные действия политиков, etc);

- сезонные изменения;

- циклические изменения (обусловлены подъёмом, либо спадом деловой активности предпринимателей);

- долговременные колебания (охватывают несколько экономических циклов и являются результатом таких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережении, инфляционных процессах, демографии, научно-техническом прогрессе, etc).

Степень ликвидности КБ является функцией больших чисел и зависит от большого количества факторов. На динамику изменения ликвидности КБ воздействуют 3 основных фактора:

1) приобретение или утрата средств в связи с увеличением или уменьшением вкладов;

2) приобретение или утрата средств в связи с ростом или сокращением кредитов и инвестиций;

3) увеличение или уменьшение величины обязательных резервов вследствие роста или сокращения вкладов.

Теория управления банковской ликвидностью:

Существует 2 подхода к банковской ликвидности:

1) структура активов банка должна точно соответствовать структуре его пассивов;

2) второй подход основывается на реальном несоответствии структуры активов и пассивов баланса и подразделяется на:

- теорию управления активами;

- теорию управления пассивами;

Теория управления активами основывается на 3-х основных утверждениях:

- КБ может сохранить свою ликвидность, если его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые заёмщиком;

- КБ может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать другим инвесторам за наличные деньги;

- ликвидность КБ можно планировать, если в основу графика платежей погашения кредитов положить будущие расходы заёмщика.

Следовательно, на банковскую ликвидность можно влиять, изменяя структуру средств погашения кредитов или инвестиций.

По степени снижения уровня ликвидности активов:

- первичные резервы;

- вторичные резервы.

С одной стороны, задача банка – минимизировать активы, не приносящие доход; с другой – обеспечить достаточный уровень ликвидности. С этой точки зрения наиболее опасны резкие скачки конъюнктуры и резкий отзыв депозитов, особенно постоянных депозитов.

Минимальный размер кассовой наличности и резервов на счетах в РКЦ ЦБ РФ регулируется нормативными документами.

Теория управления пассивами: основывается на суждениях:

- КБ может решать проблему ликвидности путём привлечения денежных средств на рынке;

- КБ может обеспечить себе ликвидность, используя управляемые пассивы, то есть привлекая денежные средства в нужной сумме в нужное время (пример Þ перевод почти всех вкладов в Сбербанк в сентябре-октябре 1998 года);

Управляя активами и пассивами, КБ вынуждены балансировать между прибыльностью, ликвидностью и платёжеспособностью – показателями, которые соответствуют их целям и содержанию их деятельности.

Основные депозиты – депозиты, осуществляемые основной (базовой) клиентурой банка, а также постоянная часть сберегательных вкладов населения.

Основные критерии оценки ликвидности банка:

                               
   
     
нормальные показатели: [1/15 ¸ 1/25]
 
 
 
 
   
 
   
     
[0.2 ¸ 0.5]
 
 
   
     
[» 1]
 
 
   
     
[» 1]
 


Тема №14: Бюджетный процесс в коммерческом банке.

Бюджетный процесс КБ – это совокупность норм, процедур и правил, регламентирующих планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль исполнения, подведение итогов и их утверждение и анализ финансовых планов в КБ.

Выделяются три основных формы финансовых планов:

· Бюджет движения денежных средств;

· Бюджет доходов и расходов;

· Бюджет балансового листа.

Все формы финансовых планов осуществляются в единой системе показателей, в основу которой ложатся счета баланса КБ.

Финансовые планы составляются дифференцировано по подразделениям, являющимися центрами финансовой ответственности, а также раскрываются по отдельным направлениям деятельности.

Периодичность составления бюджета КБ – 5 лет, 1 год, квартал, месяц.

Этапы бюджетного процесса КБ

I. Процедура составления бюджета

На основании анализа финансового положения банка, стратегии его развития и существующих приоритетов составляются предварительные оценочные показатели бюджета (остатки по счетам, расходы по депозитам и т.д.). Предварительную разработку оценочных показателей осуществляет планово-экономическая служба, после чего они сообщаются подразделениям. Подразделения, в соответствии со структурой финансовых планов и значениями оценочных показателей формируют и обосновывают свои плановые цифры. В каждом подразделении назначается ответственное лицо за участие в бюджетном процессе. В целом в банке создается бюджетный комитет, состав которого входят члены правление и сотрудники планово-экономической службы. Планово-экономическая служба по согласованию с бюджетным комитетом формирует предварительный проект бюджетных планов, согласовывая и уточняя отдельные цифры с подразделениями и руководством банка. После этого бюджетные планы рассматриваются и утверждаются бюджетным комитетом.

Составление, рассмотрение и утверждение бюджета должны происходить до начала бюджетного периода. Краткосрочные бюджеты должны согласовываться с более долгосрочными бюджетами.

II. Исполнение бюджета

При этом принципиальным моментом является наличие управленческой процедуры, управленческих решений, принимаемых согласованно с бюджетным планом и мониторинга текущих результатов исполнения бюджетных планов.

При наличии отклонения от плановых цифр необходимо:

Ø на основе фактического анализа определить их причины;

Ø оценить значимость отклонений;

Ø принять решения по поводу этих отклонений.

Варианты решений:

¨ В случае положительных отклонений – корреляция планов или ничего не делать (если это не тенденция, а случайность);

¨ В случае негативных отклонений – устранить внутренние причины или изменить плановые показатели или ничего (если случайность).

III. Подведение итогов

Составляются план-фактные отчеты и проводится их анализ. Утверждение отчетов осуществляется бюджетным комитетом. На основе утвержденного отчета принимаются решения о последующих бюджетных планах, о внутренней и внешней политике банка. Анализ отчетов позволяет выявить тенденции развития банка, его сильные и слабые стороны и учесть эти данные в процессе стратегического планирования.

Бюджетный процесс длится:

o примерно 1/2 года до принятия бюджета (подготовка);

o 1 год исполнения;

o примерно 3 месяца после исполнения (подведение итогов).

Тема №15: Банковский маркетинг, банковское позиционирование и конкуренция.

Банковский маркетинг – это совокупность отношений, процессов и процедур, возникающих в КБ и его окружении при планировании, формировании и реализации его системного продукта (операций и услуг).

Специфика банковского маркетинга обусловлена двумя основными положениями:

1. Отношения банк - внешняя среда. Системный продукт банка формируется как на входе, так и на выходе КБ как открытой системы.

2. Отношения банк - внутренняя среда. В КБ существует зона ядра, и зона буфера. При этом буфер на входе и на выходе должен быть построен в соответствие с предоставлением системного продукта и унифицирован в соответствие с маркетинговой политикой КБ.

Ядро – это область организации как открытой системы, функционирующая в режиме закрытой подсистемы и обеспечивающая стандартные технологические процессы.

Буфер – это совокупность областей организации как открытой системы, работающих в режиме полузакрытых подсистем переменного входа - постоянного выхода или постоянного входа - переменного выхода, а также областей, работающих в режиме открытой подсистемы.

Функциональные подразделения КБ работают в рамках ядра или буфера, что определяет требования к их деятельности.

Маркетинговая политика КБ – это процесс выявления потенциала своего позиционирования и способов его реализации.

Это включает в себя:

¨ выявление и оценку собственных сильных и слабых сторон, ключевых компетенций способностей по удовлетворению определенных потребностей клиентов;

¨ выявление и максимально четкое описание потенциальных клиентов, нуждающихся в удовлетворении потребностей, в отношении которых КБ компетентен;

¨ разработка проектов банковских продуктов;

¨ продвижение банковских продуктов и завершение позиционирования: выбор информационных каналов, построение внутренней организационной структуры (в составе буфера), обеспечение и поддержка постоянных отношений с клиентами (качественное выполнение стандартных операций, т.е. работа ядра), мониторинг потребностей клиента и своевременная реакция на них, а также поддержка постоянных коммуникаций).

¨ анализ результатов и коррекция маркетинговой политики КБ.

Тема №16: банки в составе финансово-промышленных и аффелированных групп: роли и специфика деятельности.

Существует три основных способа организации деятельности банка с точки зрения его взаимоотношений с субъектами внешней среды:

1. КБ как отдельный и полностью самостоятельный субъект;

2. КБ как элемент аффелированной группы;

3. КБ как элемент финансово-промышленной группы.

КБ как элемент аффелированной группы.

Это наличие группы несвязанных между собой бизнесов, объединенных полностью или частично единым капиталом (100%, 75%, 51%, 25%).

Специфика работы КБ:

û стратегия и тактика КБ корректируется на стратегию и тактику других участников аффелированной группы;

û банк выступает в качестве ядра финансовых потоков аффелированной группы;

û возникает ситуация упрощения процедур использования банковских продуктов.

КБ как элемент финансово-промышленной группы (ФПГ):

Это устойчивое объединение предприятий промышленности, производства, инфраструктуры и финансовых организаций (в т.ч. банков), имеющих единую миссию и согласованную стратегию, превалирующие над миссией и стратегией элементов этой группы, (в т.ч. и банка).

Специфика работы КБ:

û миссия и стратегия КБ формируется в соответствие с миссией и стратегией всей ФПГ;

û КБ является центром финансовых потоков, инвестиций и в целом бюджетного процесса ФПГ;

û КБ в своей деятельности смещает акценты на обслуживание членов ФПГ и их интересы;

û при осуществлении кредитных операций с членами ФПГ активно используются доверительные кредиты и бланковые векселя;

û характер отношений срочности, платности и возвратности частично заменяется отношениями участия в общем бизнесе ФПГ.

КБ в ФПГ может иметь две основные роли:

- структурообразующий элемент (ядро холдинга);

- в качестве основного инфраструктурного элемента (в части финансов).

«Плюсы» участия КБ в ФПГ:

ª снижение доли и значения банковских рисков;

ª собственный капитал ФПГ и возможность отвечать по обязательствам превышает банковский капитал, что повышает возможности банка;

ª банк работает в ситуации большей определенности и имеет стабильную маркетинговую политику.

«Минусы» участия КБ в ФПГ:

— реализация предпринимательских рисков ФПГ автоматически влияет на состояние банка;

— рост специализации банка и его ориентация на внутренние проблемы ФПГ снижает его рыночные возможности;

— более низкие темпы роста КБ по отношению к росту самой ФПГ.

Тема №17. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела

• Вследствие геополитических изменений в ряде мусульманских государств началось становление исламской банковской системы

• Исламский банк оперирует в отсутствии процентных отношений, используя основанные на исламских принципах инструменты

• Рабочими средствами являются беспроцентные счета – текущий, инвестиционный, кредитный

Сегодня мусульмане составляют примерно 20-25% мирового населения, и их численность быстро увеличивается. Мусульманские страны стремятся перестроить общепринятые системы (как в частном, так и государственном секторах) в исламские. Одним из направлений этой деятельности является экономическая и финансовая реорганизация существующих систем на основе исламских принципов отрицания процентных отношений. Сердцевину процесса составляет исламское банковское дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: