Характеристика элементов налога

Экономическое содержание налога на имущество физических лиц, его роль в налоговой системе РФ

Налог на имущество физических лиц

- 1 -

Налог на имущество физических лиц является местным, прямым прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в собственности которых на территории РФ находятся строения, помещения, сооружения. Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав.

Основным назначением налога изначально является мобилизация в бюджет денежных средств состоятельных граждан. Плательщиками этого налога являются большинство россиян, поэтому фактор справедливости в распределении бремени по налогу на имущество физических лиц имеет значение, которое трудно переоценить. Регулирующая функция налога на имущество физических лиц выражается в сокращении имущественной дифференциации, уменьшении непроизводительного накопления. Происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости между подоходным и поимущественным налогообложением физических лиц. Не устанавливая чрезмерно высокие прогрессивные ставки по подоходному налогу, чтобы не снизить жизненный уровень населения государство может уменьшить резко выраженное неравенство в уровне благосостояния отдельных групп населения, путем установления ежегодного налога на имущество с высокообеспеченных граждан.

Взимание налога регламентировано Федеральным законом № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» от 9.12.1991 г. Изменения в закон вносились не регулярно и касались расширения льготных категорий граждан, принципиальные же положения законов оставались при этом неизменными.

Действовавшая долгое время заниженная ставка налога и практика применения инвентаризационной стоимости объекта в качестве налоговой базы практически сводила к минимуму и фискальную, и социальную значимость этого налога.

Несмотря на то, что размеры поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет РФ с каждым годом растут, удельный вес данного налога в налоговых доходах бюджета составляет очень низкий процент. Этот показатель находится на уровне 0,05 – 0,06 %.

Одной из причин низких поступлений налога является несовершенство методики определения инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. В настоящий момент основополагающей является методика и тарифы 1969 года, которые индексируются практически каждый год, однако данный подход не учитывает большое количество современных факторов, влияющих как на инвентаризационную, так и на рыночную стоимость объектов налогообложения по данному налогу. Кроме того, большой объем недвижимого имущества пока еще не учтен и не оценен органами БТИ.

Существует такая проблема, как отсутствие регистрации частных домов и коттеджей. Собственники не спешат регистрировать свое имущество и уплачивать налог. Это объясняется тем, что нормативно-правовыми актами не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформить право собственности на завершенное индивидуальное жилищное строительство. Это приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц.

Таким образом, существует множество проблем, по причине которых на протяжении ряда лет доля поступлений от налога на имущество физических лиц остается незначительной.

Тем не менее, следует заметить, что налогообложение недвижимого имущества физических лиц является одной из наиболее слабо разработанных сфер действующего законодательства России. Поступления по налогу на строения, помещения и сооружения в последние годы постоянно возрастали, однако, этот рост был обусловлен главным образом инфляционной составляющей. Доля поступлений по этому налогу в общих налоговых доходах местных бюджетов остается на низком уровне.

По налогу на имущество физических лиц в перспективе предлагается пересмотреть принципы оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, постепенный переход на рыночную оценку имущества физических лиц с одновременным снижением максимальной налоговой ставки.

- 2 -

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, т.е. физические лица, имеющие на территории РФ в собственности имущество. Поскольку налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество, на практике возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности. В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика – физических лиц, которыми согласно п. 2 ст. 27 НК РФ признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Законными представителями налогоплательщика – физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

- родители, усыновители или попечители несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 и 33 ГК РФ);

- родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. 28 и 32 ГК РФ);

- опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

- попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Объектом налогообложения является владение имуществом, относящимся к категориям:

– жилые дома;

– квартиры;

– дачи;

– гаражи;

– другие строения.

Налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений. Ставка устанавливается ежегодно представительными органами власти местного самоуправления и зависит от самой величины стоимости имущества в пределах норм, установленных федеральным законодательством (таблица).

Таблица – Ставки налога на строения, помещения и сооружения

Стоимость имущества Ставка налога
до 300 тыс. р. до 0,1 %
300 – 500 тыс. р. 0,1–0,3 %
свыше 500 тыс. р. 0,3 – 2 %

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога на имущество физических лиц, то этот налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов, а если у налогоплательщика в собственности имеются несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, использования для личных или коммерческих целей и т.д.) или иных критериев, то налог на имущество физических лиц исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Законодательством установлен широкий перечень льгот по налогам на имущество физических лиц, обязательных для применения на всей территории РФ, в число которых входят пенсионеры, военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях либо прослужившие в Вооруженных Силах более 20 лет, инвалиды I и II групп, Герои Российской Федерации и Герои Советского Союза, а также иные категории лиц, имеющих право на льготы. При этом лица, имеющие право на льготу обязаны самостоятельно представить необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика. Кроме того, от уплаты данного налога освобождены индивидуальные предприниматели, применяющие один из специальных режимов налогообложения. В соответствии со ст. 346.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. Аналогичным образом от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.11 НК РФ) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налога производится не позднее 1 ноября. Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. Что касается исчисления налога в отношении граждан, получивших имущество в порядке наследования, то за строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: