Характеристика элементов налога. Экономическое содержание земельного налога, практическая реализация функций и принципов налогообложения земельных участков

Экономическое содержание земельного налога, практическая реализация функций и принципов налогообложения земельных участков

Земельный налог

- 1 –

Отличительной чертой современного периода является то, что в результате совершенствования подходов к недвижимому имуществу, в том числе и к земле, как основному виду недвижимого имущества, в России в настоящее время каждый объект недвижимости проходит кадастровый учет и юридическое оформление. Центральное место, в системе взаимосвязанных объектов недвижимости, занимает земельный участок, поскольку ни один другой объект недвижимого имущества не может физически существовать без неразрывной взаимосвязи с земельным участком. По своей природе земля является таким объектом налогообложения, который невозможно скрыть (при наличии соответствующей системы учета и регистрации, позволяющий индивидуализировать земельные участки).

Поступления от земельного налога являются фиксированными, они в меньшей степени зависят от экономической конъюнктуры рынка, поскольку связаны с использованием природного ресурса. Все это делает земельный налог удобным инструментом для реализации фискальной функции налоговой политики. В то же время собственные доходы местных бюджетов ежегодно снижаются. Учитывая данные положения, земельный налог может стать важным источником пополнения местных бюджетов.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Это один из основных принципов, на которых основываются Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) и иные акты земельного законодательства. До 01.01.2006 г. основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате земельного налога определяются Законом РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». При этом в плату за землю включаются: земельный налог, арендная плата за землю, нормативная цена земли. Закон был принят на первом этапе земельной реформы – в 1991 г. и регулировал поступления значительных средств от земельного налога и арендной платы за землю в соответствующие уровни бюджетов. При этом основная часть доходов от земельного налога и арендной платы за землю формировалась за счет использования земель в городах и поселениях – около 80 %, за счет использования земель сельскохозяйственного назначения – около 9 %, за счет использования других категорий земель в бюджеты – около 11 %. С момента принятия Закона о плате за землю в его первоначальную редакцию федеральными законами вносились изменения, касавшиеся в основном льготного налогообложения, в результате чего и без того большой круг льготников постоянно расширялся. При этом принцип взимания земельного налога, основанный на утвержденных Законом о плате за землю ставках налога на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, оставался неизменным на протяжении 14 лет. Однако уровень налогообложения, установленный законодательством, не в полной мере учитывал реальную ценность земель, а система платного использования земли выполняла свою главную функцию – регулирование рационального землепользования. Кроме того, для большинства налогоплательщиков земельный налог был не то что не обременительным, но в ряде случаев даже незначительным, взимание же налога в сельской местности иногда являлось убыточным и не покрывало затрат по его сбору.

Данный закон не учитывал ряда важнейших положений части первой НК РФ и вступившего в действие ЗК РФ. В частности, согласно НК РФ данный налог, будучи местным налогом, должен вводиться в действие решениями муниципальных образований. Фактически же он был установлен федеральным законом и действовал на всей территории РФ. Как уже отмечалось, практически все льготы по налогу были установлены федеральным законодательством, что недопустимо в отношении местного налога. В частности ЗК РФ основное несоответствие состояло в том, что установленные в нем категории земель никак не корреспондировались с установленными в Законе РФ «О плате за землю».

Для исправления накопившихся недостатков действующей системы налогообложения земель и повышения доли поступлений в местные бюджеты платежей за использование земли было принято решение о введении новых перспективных методов налогообложения, учитывающих требования реальной экономики.

Одним из таких путей совершенствования налогообложения является система налогообложения земли в зависимости от ее кадастровой оценки. Частично решить назревшие в системе земельных платежей вопросы призвана гл. 31 «Земельный налог» НК РФ.

С 01.01.2005 г. вступила в силу глава 31 НК РФ, которая повсеместно «работать» начала лишь в 2006 г. Именно к этому сроку представительные органы муниципальных образований смогли принять соответствующие нормативные правовые акты для своих территорий, пройти все подготовительные землеустроительные работы, полностью завершить оценку земель

- 2 -

Плательщики налога (п. 1 ст. 388 НК РФ) – это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Обязанность по уплате земельного налога организациями и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки.

Не признаются налогоплательщиками (п. 2 ст. 388 НК РФ) организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Переход на упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей, от уплаты земельного налога.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Объект налогообложения (ст. 389 НК РФ) – это земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге – в пределах города), на территории которого введен налог.

Земельный участок – это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ)). Для выявления границ земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Более же полно географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка закреплены в документах государственного земельного кадастра. Информация о кадастровой стоимости содержится в государственном земельном кадастре, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 ЗК РФ). В государственный земельный кадастр включается также информация о субъектах прав на земельные участки. Необходимо отметить, что в настоящее время государственная кадастровая оценка земель не доведена до конца.

Кадастровая стоимость земельного участка может изменяться в течение календарного года на основании решения уполномоченных государственных органов. Для целей определения налоговой базы по земельному налогу берется кадастровая стоимость по состоянию на начало налогового периода - 1 января соответствующего года.

Налоговая база (ст. 390 НК РФ) определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них).

Ст. 66 ЗК РФ посвящена непосредственно оценке земли, в которой упоминаются два способа оценки земли:

1) установление рыночной стоимости земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

2) установление кадастровой стоимости земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил государственной кадастровой оценки земель». В целях установления кадастровой стоимости земельного участка государственная кадастровая оценка земель не проводится, если определяется рыночная стоимость земельного участка. В этом случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Сведения они представляют по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Результаты государственной кадастровой оценки земель, а именно кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, должна быть доведена до сведения налогоплательщиков. Порядок этой процедуры определяют органы местного самоуправления (исполнительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: